Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_vystuplenie.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Православная тематика в культуре как важный участник процесса духовно-нравственного становления современной молодежи

Очень важно показать, как православная вера может способствовать воспитанию духовных и нравственных качеств в становлении личности современного человека.

В основе религии лежат такие категории, как вера, духовность и нравственность именно они становятся основой воспитания личности верующего человека. Они нацелены на добро и взаимопомощь. Церковь часто воздействует на людей через Таинства, и все они направлены на получение благодати и на то, чтобы человек прожил свою жизнь хорошо, достойно. Религия всегда играла большую роль в жизни людей, особенно почиталось воспитание в благочестивой верующей семье.

Раньше детям в семье прививали уважение к семейным ценностям, таким как верность, забота, уважение, доброта, взаимопомощь. В ежедневном семейном воспитании ребёнок учился уважать мнение старших - родителей, бабушек и дедушек. Послушность, терпеливость, доверие дети впитывали с молоком матери. Но самое главное, приобщая ребёнка к вере, родители приучали его к любви. Одна из самых главных религиозных заповедей гласит: возлюби ближнего своего как самого себя7.

Любовь-это действительно особая сила, не просто соединяющая людей, но меняющая к лучшему человеческие души и межличностные отношения.9

“Прилепляйтесь к добру, отстраняйтесь от зла, и тогда будет непоколебимой ваша любовь” – говорил святой апостол Павел11.

В наши дни молодёжь всё чаще характеризуется себялюбием, эгоизмом. Реклама, кинематограф, СМИ оказывают большое воздействие на подрастающее поколение, призывая их видеть себя «достойными всего самого лучшего», достигающими статуса «лучших, самых успешных». В семьях тоже чаще говорят о необходимости достижении материального благополучия детей, чем о моральных принципах. Понятие «гражданский брак» не просто культивируется в современной литературе, сериалах, в различных телевизионных шоу, но и преподносится как устоявшееся и вполне нормальное явление.

Воспитание, привитие правильных качеств - всё начинается с семьи. Дети как губка впитывают в себя всё, что видят и слышат в раннем детстве. Грубость, неверность, ложь, необязательность всегда считались в православных семьях грехом, поэтому и в процессе воспитания ребёнку прививались абсолютно противоположные качества и ценности. Ян Коменский писал, что «все разумные родители должны думать не только о том, как будут жить их дети и как собрать для них побольше золота и всякого добра, но ещё больше стараться о том, чтобы вселить мудрость в их сердце, -потому что мудрость дороже жемчуга ничто не сравняется с ней».14

Существует немало примеров образцовых христианских семей, некоторые из них до сих пор вызывают уважение и поклонение, благодаря своему благочестию.

День почитания Пётра и Февронии Муромских, покровителей семейного счастья, любви и брака отмечается в России 8 июля. Тысячи паломников каждый год приезжают в Муром и, поклоняясь мощам этих святых, просят семейного счастья и благополучия, потому что часто сами не могут этого достичь. А ведь на примере этих святых можно учиться верности. Они настолько любили друг друга, что просили у Бога милости умереть в один день. «Пример святых Петра и Февронии учат нас тому, что такое семья и что такое любовь. Но у очень многих людей, особенно молодого поколения, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но …любовь может явить себя только в семейной жизни…Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…»15

Большую роль в воспитании молодёжи могут играть религиозные заповеди. По большому счёту они нам знакомы и многие из них имеют силу закона или моральной нормы. Например, заповедь «не убий», фактически включена в Уголовный кодекс РФ в виде статей закона. Однако закон наказывает только за поступки и действия, а нарушения заповедей даже в мыслях по религиозным меркам считается грехом и несёт за собой наказание. Если бы подростки воспитывались в вере и почитании заповедей, вряд ли они поддавались бы действию тех сил, которые подвигают их на преступление.

Может ли легко совершить убийство человек, знающий, что это страшный грех? Возможно, не было бы таких ужасных происшествий. Совесть, внутренний контролёр наших поступков, и страх перед Богом за грехи способны порой гораздо эффективнее регулировать мысли и поступки, чем закон. Если даже в мыслях люди научатся созидать только хорошее, и на этом будет воспитываться молодёжь, это принесёт огромную пользу обществу.

«не желай зла ближнему своему» и «не суди, и не судим будешь»19. Если бы каждый научился оценивать кого – то, начиная с оценки своих поступков, как много конфликтов можно было бы избежать. Приучать к талерантности нужно не в школе или в академии, а с малых лет.

Заповедь «почитай отца своего и мать свою тоже должна укрепляться в сердце и душе человека с раннего детства, тогда и не было бы сейчас такого количества случаев, когда подростки, взрослые дети грубят родителям, не считаются с их мнением.Да и уважение к старшим тоже закладывается в сознании детей при знакомстве с этой заповедью. Согласитесь, проблема неуважительного, даже пренебрежительного отношения молодого поколения к старшим, особенно старикам, явно присутствует в нашем обществе.

Кроме осмысленного воздействия церковь воспитывает людей через Таинства. В церковных Таинствах, без которых не обходятся жизнь и воспитание любой православной семьи, содержится особый смысл. На то они и Таинства, что просто разумом их не понять, но влияние на человека они оказывают огромное: Таинство венчания как бы скрепляет мужа и жену узами брака на всю жизнь. В православии нет места разводам, неверности, лжи. Если обвенчались, то связаны Богом, а значит до конца жизни, и в горе, и в радости. Там нет места «гражданским бракам», понятиям «разлюбил», «надоела». Это осознание ответственности перед семьёй и детьми.

Таинство исповеди приучает людей осмысливать свои поступки, нести за них ответственность, дисциплинировать себя.

Таким образом, церковь имеет опыт различных способов правильного воспитания подрастающего поколения, в частности, через, семейное воспитание, православную литературу и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».

Cборник  с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи»  [[{"type":"media","...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Мастер-класс «Подготовка и проведение устных журналов по русскому языку – важнейшее средство воспитания духовно-нравственной и гражданской культуры учащихся»

Материал включает  описание опыта систематической работы по созданию устных тематических журналов по русскому языку в 5-9 классах. Ппрезентация содержит информацию об отдельных страницах устных ж...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...