Программа по финансовой грамотности
рабочая программа

Баранова Лариса Владимировна

Программа предназначена для реализации в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon program-23256-1699614893.doc443 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт    программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы финансовой грамотности»

Составитель программы

Баранова Лариса Владимировна, учитель и обществознания

Направление программы

социально-гуманитарная

Руководитель программы

Директор МБОУ СОШ п. Куклина Ирина Владимировна

Адрес организации-исполнителя

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - ЮГРА п. Малиновский, ул Кузнецова 18.

Телефон, факс

8 (34675) 3-92-63

Цель и задачи программы

Цель:  формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Задачи:

1. Образовательные:

-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;

- формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

- знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

2. Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия;

-расширять кругозор;

- обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

- развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

- на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

3. Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Количество модулей

1 модуль

Ожидаемые результаты реализации программы

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Общее количество участников программы

Дети 7-18 лет,  количество обучающихся в группе: 25 человек.

География участников

п. Малиновский

Пояснительная записка

Учась в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Актуальность программы в том, что она является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся в сфере экономики семьи. Основные разделы программы: деньги, их история, виды, функции; семейный бюджет; экономические отношения семьи и государства; семья и финансовый бизнес; собственный бизнес.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением. У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя.  

Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки - ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

 Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополнительного образования в рамках учебных дисциплин: математика, история, география, обществознание и литература.

Программа разработана в соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области дополнительного образования детей (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Уставом МБОУ СОШ п. Малиновский

Срок реализации: 1 модуль (1 год обучения)

Режим занятий:  1 раз в неделю (в том числе в каникулярное время), всего 36 часов в год.

Возраст обучающихся: от 7-18 лет, состав групп 25 человек.

Форма обучения: очная. Возможно применение дистанционных технологий.

Программа реализуется без предъявления требований к уровню квалификации  и образования педагога.

Цель программы - формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Задачи программы:

1. Образовательные:

-повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания школьников;

- формировать мотивационную готовность учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;

- знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;

-знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

- повысить уровень знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

2. Развивающие:

-формировать универсальные учебные действия;

-расширять кругозор;

- обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;

- развить творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;

- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;

- на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

3. Воспитательные:

-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

- вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.

Ожидаемые результаты и способы оценки:

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

- выбирать страховые продукты и страховые компании;

- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

- составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Методика отслеживания результатов:

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, используются следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:

педагогическое наблюдение за детьми в процессе работы; педагогический анализ результатов анкетирования, конкурсов внутри коллектива, опросов детей и родителей, участия в мероприятиях (открытых занятиях, открытых краткосрочных программах, конкурсах, игровых программах), презентаций (подготовленных детьми), мероприятий с участием родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.; мониторингпедагогический мониторинг (контрольные задания, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета); мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка учащегося).

Текущий контроль

В течение всего учебного года:

Определение степени усвоения учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения раздела, в конце полугодия:

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

конкурс, опрос, открытое занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения:

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

конкурс, открытое занятие, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, анкетирование и др.

Учебный план 1 модуля

Наименование раздела

Общее количество часов

теория

практика

Формы аттестации и контроля

1

Личное финансовое планирование.

4

3

1

Входной

2

Депозит.

4

2

2

Промежуточный

3

Кредит.

5

4

1

4

Расчетно-кассовые операции.

3

2

1

5

Страхование.

4

3

1

6

Инвестиции.

4

3

1

7

Пенсии.

3

2

1

8.

Налоги.

3

2

1

9.

Риски в мире денег.

2

1

1

10.

Пирамиды и финансовое мошенничество.

3

2

1

11.

Круглый стол «Значение финансовой грамотности для современного человека».

1

1

Итоговый

Итого

36

24

12

   

Содержание программы 1-го модуля.

Раздел 1 «Личное финансовое планирование» 4 часа

Теоретические занятия:

Вводная часть (Содержание и назначение предмета). Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, баланс.

Практические занятия:

Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».

Раздел 2 «Депозит» 4 часа 

Теоретические занятия:

Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.

Практические занятия:

Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора». Мини-проекты: отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий), «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

 Раздел 3 «Кредит» 5 часов

Теоретические занятия:

Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.

Практические занятия:

Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит».

Раздел 4 «Расчетно-кассовые операции» 3 часа

Теоретические занятия:

Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.

Практические занятия:

Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты».

Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Раздел 5 «Страхование» 4 часа

Теоретические занятия:

Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.

Практические занятия:

Практическое занятие «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя;

Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Раздел 6 «Инвестиции» 4 часа

Теоретические занятия:

Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи.

 Практические занятия:  

Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции;

Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

Раздел 7 «Пенсии» 3  часа

Теоретические занятия:

Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений.

Практические занятия:

Мини-проект «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

Раздел 8 «Налоги» 3 часа

Теоретические занятия:

Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.

Практические занятия:  

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

Раздел 9. «Риски в мире денег»2 часа

Теоретические занятия:

Финансовые риски, правовая консультация в особых жизненных ситуациях, страхование жизни, здоровья, недвижимости и т.д. Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»

Практические занятия:

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

Раздел 10. «Пирамиды и финансовое мошенничество» 3 часа

Теоретические занятия:  

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными.

Практические занятия:

Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

Раздел 11. Итоговое занятие 1час.

Практическое занятие:

Круглый стол на тему «Значение финансовой грамотности для современного человека».

Развернутый учебно-тематический план модуль 1

N п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Сентябрь

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Вводное занятие. Человеческий капитал. Способы принятия

решений в условиях ограниченности

ресурсов.

кабинет

Вводный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.

Структура, способы составления

и планирования личного бюджета.

кабинет

Вводный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Личный финансовый план: финансовые

цели, стратегия и способы их достижения.

кабинет

Вводный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет.

кабинет

Вводный контроль

Октябрь

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

1

Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту. Практикум. «Изучаем депозитный договор».

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Мини-проекты.

кабинет

Промежуточный контроль

Ноябрь

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность).

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история Коллекторские агентства, их права и обязанности.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Лекция/ практическое занятие

1

Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины».

кабинет

Промежуточный контроль

Декабрь

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

кабинет

Промежуточный контроль

Январь

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Как использовать страхование в повседневной жизни.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Практическое занятие «Заключение договора страхования».

кабинет

Промежуточный контроль

Февраль

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Диверсификация активов как способ снижения рисков.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;

кабинет

Промежуточный контроль

Март

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

1

Мини-проект «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Лекция

1

Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц

кабинет

Промежуточный контроль

Апрель

Неделя 1

По расписанию

Практическое занятие

1

Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Лекция

1

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.

кабинет

Промежуточный контроль

Май

Неделя 1

По расписанию

Лекция

1

Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 2

По расписанию

Лекция

1

Махинации с кредитами.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 3

По расписанию

Практическое занятие

1

Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

кабинет

Промежуточный контроль

Неделя 4

По расписанию

Практическое занятие

1

Круглый стол на тему «Значение финансовой грамотности для современного человека».

кабинет

Итоговый контроль.

ИТОГО:

36 ч.

Методическое обеспечение программы

Общеразвивающая программа предлагает идею свободного выбора в развитии познавательной мысли детей, помогает преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности, создает условия для расцвета природных дарований. В ее основу положены принципы:

доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, уровень их подготовленности, степень сформированности коллектива;

наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала;

сознательности и активности – для активизации деятельности детей необходимо пробудить в них интерес к обучению, определить мотивы для получения знаний.

В учебной работе используются разнообразные типы занятий: комбинированные, теоретические, практические и др. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству воспитанников;
  • рабочее место педагога;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • карточки, раздаточный материал;
  • комплект электронных презентаций по темам дисциплины.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • электронная доска или мультимедиа-проектор;
  • документ-камера;
  • калькуляторы.

Список литературы для педагога

1. Н.И.Берзон «Основы финансовой экономики», издательство «Вита-пресс», Москва, 2011.

2. А.П.Горяев, В.В.Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010.

3. А.В.Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», издательство «И-трейд», Москва, 2010.

4. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2010.

5. Н.Н.Думная, М.Б. Медведева, О.А.Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2010.

6. Н.Н.Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю.Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2010.

7. Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2011.

8. Н.Н.Думная, О.А.Абелев, И.П. Николаева «Я — инвестор», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2011.

9. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности», издательство «Просвещение», Москва, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева

Рабочаяя программа "Основы финансовой грамотности" к УМК В.В. Чумаченко, А.П.Горяева. Содержит  личностные, предметные и метапредметные результаты освоениякурса, содержание и календарно...

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

программа по финансовой грамотности 5-6 класс

В файле представлена программа по финансовой грамотности для 5-6 класса. Добавлено поурочное планирование...

Программа по финансовой грамотности

Материал содержит программу по финансовой грамотности, рассчитанную на 34 часа....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...