программа по финансовой грамотности 5-6 класс
рабочая программа по экономике (5, 6 класс) на тему

Толстикова Марина Алексеевна

В файле представлена программа по финансовой грамотности для 5-6 класса. Добавлено поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_i_finansovaya_gramotnost_5-9.doc584 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Экономика и финансовая грамотность» 5-9 класс

Преподавание экономики в среднем и старшем звене ведется по следующим учебным программам:

  1. 5-6 классы: Протасевич Т.А.Начало экономики– М.: Вита-Пресс, 2004
  2. 7-8 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  3. 8-9 классы: Липсиц И.В. Экономика..– М.: Вита-Пресс, 2007

Для работы используются следующие учебные пособия:

  1. 5-6 классы: Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране экономика. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  2. 7 класс: Липсиц И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2000.
  3. 8 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 1.– М.: Вита-Пресс, 2009
  4. 9 класс: Липсиц И.В. Экономика. Книга в 2-х частях. Книга 2.– М.: Вита-Пресс, 2009.

Таким образом, выстраивается непрерывный курс экономики. Данный курс рассматривает все основные понятия, предусмотренные стандартам экономического образования (автор: Мишин). В ходе курса происходит углубление основных понятий экономики, т.к. в 5-6 классах происходит первоначальное знакомством с ними, в 7 классе учащиеся  знакомятся с происхождением основных экономических понятий и развитием экономической жизни общества, одновременно углубляются понятия, изученные в 5-6 классах. В 8-9 классах происходит отработка и закрепление понятий за счет решения задач и осмысления значимости экономики в жизни общества и каждого человека, что позволяет говорить об углубление экономического образования.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 5-6-ых классов.

     Данный курс разработан для 5-6 классов и является попыткой приобщения школьников к азам экономической грамотности, формирование у них экономического мышления. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы остановили свой выбор на программе и учебном пособия Протасевич «Начало экономики", признанной в ряде регионов лучшим учебником по экономике для 5-6  классов

 

Разбивка по часам предполагает наличие резервных часов, используемых для различных непредвидимых срывов уроков. Всего отводится по 34 часа в 5 и 6 классах, что вместе составляет 68 часов.

Учитель использует следующие пособия:

  1. Корлюгова Ю.Н. Путеводитель по стране Экономика: Рабочая тетрадь по экономике для 5-6 классов – М.: Вита-Пресс, 2002.
  2. Корлюгова Ю.Н. Как работать с рабочей тетрадью по экономике для 5-6 классов. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. : Протасевич Т.А.Начало экономики– М.: Вита-Пресс, 2004

Изучение экономики в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире, приобрести элементарные навыки поведения в условиях рынка, создать основы для дальнейшего, более глубокого, изучения экономики в старших классах

        Цель данного курса

Формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников

        Задачи

1.формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных сведений об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов)

2.объяснение некоторых доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей -в семье, городе, стране; мотивов и ограничений экономической деятельности людей; основных экономических принципов и законов.

3.освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя в рыночном обществе

4.создание основы для дальнейшего, более глубокого, изучения экономики в старших классах

        Учитывая возраст учащихся, уроки объединены сказочным сюжетом. К каждому уроку предусмотрены задания из рабочей тетради. Предусматриваются  игровые формы проведения уроков

        Форма проверки- оценочно по четвертям

        Литература для учеников

И.В.Ермакова, Т.А.Протасевич «Начала экономики» Учебное пособие для 5-6 классов. М.Издательство «Вита-Пресс»2004.

Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Минобразования России

Календарно- тематическое планирование 5 класс (1 час в неделю)

 №

Наименование раздела программы

Тема урока
 

Дата

Количество

часов

Форма урока

Элементы

содержания

Планируемый результат

Примечание

Для детей с ОВЗ

Д/З

по плану

факт

1

Введение

Что изучает экономика?

4.09

2

лекция

Наука

хозяйство

Различать понятия экономика – наука и экономика- хозяйство

Индивидуальная работа

Зад1

2

Экономика для нас

11.09

игра

кроссворды

Понять значимость изучения экономики

План- схема

Доп материал

3

Потребности

Классификация

потребностей

18.09

2

Факторы влияющие на потребности

Пар.2

4

Пирамида потребностей

25.09

Пр. работа

Уметь проводить простейшую классификацию потребностей

Совместная работа с учителем

5

Ограниченность

Ограниченность ресурсов

2.10

2

Ограниченность возможностей как общая проблема всех людей. Формирование представлений о необходимости выбора

Пар.3

6

Выбор

9.10

игра

выбор

Уметь приводить примеры ограниченности

Индивидуальная работа

7

Специализация

16.10

6

  причины  специализации

Знать  причины возникновения специализации

8

Бартер

23.10

игра

причины возникновения  бартера

уметь выделять причины возникновения  бартера

План- схема

9

Трудности бартера

7.11

 трудности бартера

Уметь выделять трудности бартера

таблица

10

специализация

14.11

Знать виды специализации

Знать виды специализации

Рисунок- схема

 

11

специализация

21.11

игра

12

профессии

28.11

Уметь выделять специализацию в профессиях

Деньги

4.12

6

14

История денег

11.12

презентация

Исторические предпосылки возникновения денег

Знать историю возникновения денег

План- схема

15

История Российских денег

18.12

презентация

Знать историю возникновения российских денег

16

монеты

25.12

игра

Монеты как искусство

Уметь выделять особенности монет

17

18

банкноты

16.01

игра

Способы совершенствования денег

Уметь выделять особенности банкнот

План- схема

19

нумизматика

23.01

Экскурсия в музей

20

игра

30.о1

21

Доходы

Богатство.

19.02

7

Богатство как сумма ценности всего имущества семьи. Доход семьи как источник увеличения ее богатства.

Уметь различать движимое и недвижимое имущество

План- схема

П14

22

имущество

26.02

игра

Уметь различать движимое и недвижимое имущество

Совместная работа с учителем

23

Заработная плата

5.03

презентация

Заработная плата- основной источник дохода семьи

Называть причины различий в размере заработной платы в зависимости от нужности профессии, способностей работника и условий работы

Индивидуальная работа

П.15

24

Повременная и сдельная заработная плата

12.03

Основные виды оплаты

Объяснять причины существования различных форм заработной платы

План- схема

П.16

25

Другие виды доходов

19.03

Обсуждение текста

Другие виды доходов семьи- пенсии, пособия, стипендии.

Объяснять необходимость помогать тем, кто не работает.

Индивидуальная работа

П.17

26

Собственность

2.04

Обсуждение текста

Собственность как источник богатства

Приводить примеры собственности

План- схема

П.18

27

Аренда

9.04

Обсуждение текста

Аренда как передача собственности во временное пользование за определенную плату. Рента. Арендатор и арендодатель

Приводить примеры аренды

Совместная работа с учителем

П.19

28

Бюджет семьи

Расходы

16.04

4

игра

Проблемы , стоящие перед семьей из- за необходимости выбирать между желаемым и возможным.

Приводить примеры факторов , влияющих на величину расходов

Индивидуальная работа

П.20

29

Бюджет- план

23.04

Составление бюджета семьи

Бюджет- план, где учитываются доходы и планируются расходы семьи

Совместная работа с учителем

П.21

30

Бюджет семьи

7.05

Практическая работа

Уметь составлять простейший бюджет семьи

Совместная работа с учителем

П.22

31

Банки

14.05

Банки. Сбережения. Страхование.

Объяснять выгодность вкладов

П.23

32

Страхование

21.05

игра

План- схема

33-34

Обобщающий урок

28.05

игра

Календарно-тематическое планирование для 6-х классов (1 час в неделю)

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Для детей с ОВЗ

Должны знать

Должны уметь

1.

Экономика: что это такое.

5

04.09-07.10

1.1.

Здравствуй, экономика!

1

04.09-09.09

Экономика, потребитель, производитель, экономические интересы.

Учащиеся должны знать откуда происходит термин «экономика».

Уметь определять экономические интересы основных экономических субъектов.

конспект

Индивидуальная работа

1.2.

Виды хозяйств.

Товары и услуги

1

11.09-16.09

Натуральное хозяйство, товарное хозяйство, отличия товарного и натурального хозяйства.

Учащиеся должны понимать разницу между натуральным и товарным хозяйством.

Уметь определять  типы хозяйств по их характеристикам.

игра

конспект

1.3.

Экономика школы. Рынок.

1

18.09-23.09

Рынок, его недостатки и преимущества, перепроизводство.

Учащиеся должны знать плюсы и минусы рынка.

Уметь называть основные причины возникновения рынка.

игра

конспект

1.4.

Зачем изучать экономику школы

1

25.09-30.09

Экономические системы,

Учащиеся должны знать различия бюджетной и внебюджетной сферы

Уметь делать вывод об эффективности той или иной сферы

конспект

1.5.

Контрольная работа.

1

02.10-07.10

Тест

Разноуровневые задания

1 уровень

2.

Основные экономические понятия.

6

09.10-25.11

2.1.

Зачем школе ресурсы Спрос. Предложе-

ние.

1

09.10-14.10

Ресурсы. Спрос, предложение, факторы, влияющие на.

спрос и предложение, закон спроса и предложения

Учащиеся должны знать зависимость

спроса и предложения от цены.

Уметь определять влияние цены на спрос и предложение.

Стр. 46-51 ()

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

(региональный компонент)

Должны знать

Должны уметь

2.2.

Как использовать ресурсы школы

1

16.10-21.10

Дефицит, перепроизводство, рыночное равновесие, рыночная цена.

Учащиеся должны знать что приводит к изменению рыночного равновесия.

Уметь определять каковы последствия рыночных  изменений.

Стр. 51-55

2.3.

Школа делает выбор

1

23.10-28.10

Особенности рынка, товары, налог, спекуляция, коммерция.

Учащиеся должны понимать необходимость введения налогов государством и борьбы с теневой экономикой.

Уметь  отличать спекуляции от коммерции.

2.4.

Как правильно выбирать. Торговля

1

30.10-11.11

Розничная и оптовая торговля, оптовые продавцы, магазин, товар.

Учащиеся должны понимать, что такое товарооборот, куда предприниматель расходует денежные средства.

Уметь приводить примеры оптовой м розничной торговли.

…)

Формы торговли, имеющиеся в городе Стрежевом

2.5.

Лесенка принятия решений

1

13.11-18.11

Альтернатива.

Учащиеся должны иметь представление о принципе выбора альтернатив

Уметь определять свой выбор и его обосновывать

2.6.

Контрольная работа.

1

20.11-25.11

3.

Чем рассчитаться друг с другом.

4

27.11-23.12

3.1.

Всеобщий эквивалент.

1

27.11-02.12

История возникновения денег, деньги, роль денег.

Учащиеся должны знать, откуда появились деньги, что являлось при-чиной их возн-ия.

Уметь приводить примеры денег.

Стр. 98-102

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

(региональный компонент)

Должны знать

Должны уметь

3.2.

Место рождение денег.

1

04.12-09.12

Монетный двор, виды денег, эмиссия.

Учащиеся должны знать, кто печатает деньги.

Уметь различать деньги по их виду.

Стр. 103-123

3.3.

Что влияет на деньги.

1

11.12-16.12

 эмиссия.

Учащиеся должны знать,  что влияет на деньги.

Стр.123-135

3.4.

Контрольная работа.

1

18.12-23.12

4.

Собственность и производство.

12

25.12-07.04

4.1.

Собственность.

1

25.12-30.12

Собственность,  личная, частная, государственная, муниципальная, интеллектуальная собственности.

Учащиеся должны знать что называют собственностью.

Отличать виды собственности.

Стр. 136-144 (убаюканный…)

Виды собственности в городе Стрежевом

4.2.

Факторы производства.

1

15.01-20.01

Факторы производства, труд, земля, капитал, предпринимательские способности, информация, зарплата, рента, капитал, прибыль.

Учащиеся должны знать виды факторов производства, какой доход приносят факторы производства.

Уметь отличать капитал от денег.

Стр. 144-157 (ответить я не успел…)

4.3.

Производство.

1

22.01-27.01

Производство: индивидуальное и конвейерное, себестоимость, прибыль, прибавочный продукт.

Учащиеся должны понимать каким образом осуществляется процесс производства, что

включают в себестоимость.

Уметь отличать виды производства. Понимать принцип формирования прибавочного

продукта.

Стр. 157-160 (в итоге мы…)

4.4.

Безработица.

2

29.01-10.02

Безработица, причины ее появления, последствия безработицы.

Учащиеся должны знать какого называют безработным, почему люди становятся безработными, к чему приводит безработица.

Уметь определять кто является безработным.

Стр. 160-163

Безработица в городе Стрежевом

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

(региональный компонент)

Должны знать

Должны уметь

4.5

Ресурсы региона. (JA)  (регионы РФ)

3

12.02-03.03

Регион. Предприятие. Ресурсы.

Учащиеся должны знать на какие виды делятся ресурсы, в чем отличия ресурсов в зависимости то региона РФ.

Уметь работать с атласом и картой.

Определить какие ресурсы были использованы при приготовлении обеда.

Ресурсы Стрежевого

4.6.

Изучаем наш регион. (JA)

3

05.03.-24.03

Население. Природные ресурсы. Минералы. Сырье топливо.

Учащиеся должны знать виды природных ресурсов, определять по карте численность населения региона, наличие тех или иных ресурсов в регионе.

Уметь работать со статистическими данными.

Придумать девиз и эмблему региона.

Символика Стрежевого

4.7.

Предприятия г. Стрежевого

2

02.04-14.04

Учащиеся должны  уметь различать  предприятия города принимать решения.

Уметь находить прибыль предприятия.

Написать план действий: "Мой путь к успеху за 21 день"

Экскурсии на предприятия

16.04-21.05

6.

Обобщение. Повторение. Итоговый контроль.

2

Резерв – 1 час.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 7 классов.

 

     Для изучения этого курса был выбраны программа и учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".Учебник рекомендован Министерством образования Российской  Федерации.  При изучении этого курса учащиеся узнают, как возникло разделение труда, как организовано производство благ, почему торговля являются союзником производства, зачем нужна и как работают биржи и банки, что такое деньги и как люди их зарабатывают, т.е. о том, как складывалась и как устроена сегодня хозяйственная деятельность.

  Изучение данного курса ставит перед собой следующие задачи:

  • Пропедевтика изучения курса "Основы экономических знаний";
  • Формирование общих представлений о роли человека в экономической и социальной системе;
  • Повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных экономических наук;
  • Показать историю и современную организацию хозяйственной деятельности.

Пособия, которыми пользуется учитель:

  1. Заиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике. – М.: Вита-Пресс, 2001.
  2. Зиченко Н.А. Опорный конспект школьника по экономике: Пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 2001.

Пособия для ученика: учебник И.В. Липсица "Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности".

        Цель  Знакомство с основными понятиями экономики на основе их истории возникновения.

Методы и формы обучения :лекции, практические занятия, игры

        Учащиеся должны знать:

  • -зачем нужна экономика.
  • -устройство хозяйственной жизни.
  • -историю возникновения экономики
  • -что такое торговля, ее виды.
  • -значение биржи
  • -историю и значение денег, их виды.
  • -что такое банк, как он работает.
  • -знать способы получения денег ,оплату труда.
  • -что такое собственность, ее значение.

        Учащиеся должны уметь:

-приводить примеры хозяйственной деятельности.

-пользоваться простейшими расчетами.

-анализировать события с экономической точки зрения по данным темам.

        Ожидаемые результаты и способы проверки.

В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы и вопросы для размышления(эти вопросы есть в конце каждого урока)

        Формы подведения итогов реализации программы осуществляется оценочно по четвертям.


Календарно-тематическое планирование 7класс

№ тема

часы

Практические занятия

теория

1.Что изучает экономика(сентябрь-октябрь)

5 часов

-

5 часов

2.Торговля(ноябрь-декабрь)

6 часов

2 часа

4 часов

3.Биржа(конец декабря)

4 часа

2 часа

2 час

4.Деньги и банки(январь-май)

17 часов

4 часа

13 часов

итого

32 часов

8 часов

24 часа

        В данных темах изучаются следующие вопросы.

  1. Что изучает экономика.

Раскрывается роль экономики в жизни общества. Устройство хозяйственной жизни. Производство благ – как основа удовлетворения потребностей. Разделение труда. Организация производства благ.

  1. Торговля.

История возникновения торговли. Виды торговли. Значение торговли для производства. Отличия розничной от оптовой торговли. Биржа, как пример торговли в крупных размерах

  1. Деньги и банки.

Определение денег, история их возникновения. Связь денег с банками. Виды денег (бумажные, металлические, безналичные). Современная денежная система. Работа банков, их значение. Кредитование. Современные виды безналичных расчетов (чек, карточки, вексель, облигация).

        Курс 8 класса продолжает изучение курса 7-ого по тому же учебнику.

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ темы

часы

Практические занятия

теория

Даты

Итого

29 часов

8 часов

21 час

1/Источники доходов –

1.1Как люди зарабатывают деньги

1.2Почему существует повременная зарплата

1.3Вмире профессий и заработков

1.4Как люди добиваются увеличения своих заработков

1.5Что такое карьера и как она влияет на доходы

1.6Как платят за творчество

1.7Как производство помогает творцам

10 часов

3 часа

7 часов

9.09-10.11

2.Собственность)

2.1Что такое собственность

2.2Как люди становятся собственниками

2.3За что можно лишиться собственности

2.4Экономика: как это работает вместе

8 часа

-1 час

7 часов

10.11-28.12

  1. Закон защиты прав потребителей

4.1Все мы потребители

4.2Какие права имеют потребители

4.3Как не потеряться в мире информации

4.4Такие разные магазины

4.5Наш постоянный спутник деньги

4.6Если товар оказался некачественным

4.7Услуги , которые мы получаем

4.8Защита прав потребителя

4.9Итоговое занятие

11 часов

4 часа

7 часов

11.01-25.05

Резерв 3 часа


Календарно-тематическое планирование для 7-х классов

 

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Для детей с ОВЗ

Должны знать

Должны уметь

1.

Зачем нужна экономика

1

04.09-09.09

Экономика. Потребность. Благо. Цивилизация.

понимать основную проблему экономики, к чему приводит разделение труда.

 различать, что можно называть богатством, а что нет, понимать какие факторы способствуют росту экономики и уровня жизни населения.

Тест

Гл.1

Тесты 1 уровня

2.

Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

1

11.09-16.09

Разделение труда. Уровень жизни. Три главных процесса в экономике.

Тест

Гл.2

Индивидуальная работа

3.

Как возникла экономика

1

18.09-23.09

Производительность труда. Производственные ресурсы. Отрасль. Сырье.

основные отрасли промышленности, три основные сектора экономики, что является результатом производственной деятельности.

объяснять влияние научно-технического прогресса на экономику

Тест

Гл.3

Совместная работа с учителем

4.

Как организуется производство благ

1

25.09-30.09

Экономические ресурсы. Природные ресурсы. Технология. Менеджер. Менеджмент.

Предприятия города Стрежевой

Индивидуальная работа

5.

Торговля – союзник производства.

1

02.10-07.10

Торговля. Бартер.

что повлияло на развитие торговли.

различать временные периоды в развитии торговли

Тест

Гл.5

6.

Торговля для потребителя.

2

09.10-21.10

Розничная торговля. Задачи владельца магазина. Выручка от продажи. Торговая сеть. Дилер. Безмага-зинные формы торговли.

особенности оптовой и розничной торговли; функции оптовой торговли; эволюцию форм организации розничной торговли

отличать оптовую торговлю от розничной; объяснять, какие возможности дает торговля потребителю и производителю.

Гл. Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой 6,7

Расчет выручки любого магазина канцелярских товаров города Стрежевой

7.

Торговля для производителя.

2

23.10-11.11

Организация торговли. Оптовая торговля. Скидка Конвейер. Функции оптовиков.

Тест

Гл.8,9

Индивидуальная работа

8.

Зачем нужна биржа

2

13.11-25.11

Биржа. Рынок. Спекуляция. Брокер. Маклер. Бык. Медведь.

характерные черты биржевой торговли

 понимать отличие брокера от дилера, «быков» от «медведей».

Тест

Гл.10

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Должны знать

Должны уметь

9.

Деньги – помощник торговли

2

27.11-09.12

Цена. Деньги.

характеристики товара-посредника, историю возникновения денег, роль менялы в XI-XII вв.

Приводить примеры товаров-посредников для разных стран.

Тест

Гл.11,12

Индивидуальная работа

10.

Зачем люди придумали банки

1

11.12-16.12

историю возникновения банков; разницу между «плохими» и «хорошими» деньгами; правила эмиссии денег до ХХ в.

понимать в чем заключаются недостатки древних государственных денег; различать расписку, чек и банкноту.

Гл.13

Банки города Стрежевой

11.

Банковские деньги

2

18.12-30.12

Номинал. Чек. Банкнота. Вексель. Металлический стандарт. Эмиссия.

схему создания и использования чекового счета

 понимать в чем преимущества и недостатки безналичных денег.

Гл.14,15

Совместная работа с учителем

12.

Как банки делали деньги невидимыми

2

15.01-27.01

Чековая книжка. Чековый счет.

Гл.16,17

Индивидуальная работа

13.

Деньги и банки в век электроники

2

29.01-10.02

Кредитная и дебитная карточки Кредитная история.

различия в работе дебитной и кредитной карточек

 понимать принцип работы пластиковой карточки

Тест

Гл.18,19

14.

Банки и кредитование.

2

12.02-24.02

Проценты. Расписка. Депозит. Виды депозитов.

Принципы кредитования; банковские депозиты

 различать депозиты по видам

Тест

Гл.20,21

Виды депозитов в банках города Стрежевой

15.

Заработная плата

2

26.02-10.03

Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд.

Виды оплата труда, эволюцию зарплаты

Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты

Гл.22,23

Совместная работа с учителем

16.

В мире профессий и заработков

2

12.03-24.03

Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты.

из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру

Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере.

Тест

Гл.24,25,26

Самые популярные профессии города Стрежевой

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Домашнее задание

Примечание

Должны знать

Должны уметь

17.

Творчество и его оплата

2

02.04-14.04

Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность.

Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности.

 Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда

Гл.27,28

Индивидуальная работа

18.

Собственность и ее виды

1

16.04-21.04

Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность.

формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности

 различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств

Гл.29

Виды собственности города Стрежевой

19.

Как стать собственником и как защитить свою собственность

2

23.04-12.05

Тест

Гл.30,31

Совместная работа с учителем

20.

Экономика: как все это вместе работает

1

14.05-19.05

Маркетинг. Прибыль.

этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции

 иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы

Гл.32

21.

Зачет для интеллектуалов

1

21.05-

26.05

Тест

Календарно-тематическое планирование для 8-х классов

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Должны знать

Должны уметь

Контроль

 Домашнее задание

Для детей ОВЗ

1

доходы

2

В мире профессий и заработков

2

1.09-15.09

Заработная плата. Основная зарплата. Плата за сверхурочное. Премия. Сдельная зарплата. Повременная зарплата. Виды вознаграждения за труд.

Виды оплата труда, эволюцию зарплаты

Объяснять особенности труда наемного работника и факторов, влияющие на формирование зарплаты

Гл.22,23

Совместная работа с учителем

3

Заработная плата

2

До. 30.09

Факторы, влияющие на зарплату. Способы увеличения зарплаты.

из чего формируется цена за труд, что влияет на карьеру

Представлять этапы построения карьеры, получать представление о собственной карьере.

Тест

Гл.24,25,26

Самые популярные профессии города Стрежевой

4

Виды заработной платы

2

15.10

5

Творчество и его оплата

2

30.10

Гонорар. Аванс. Система роялти. Интеллектуальная собственность.

Отличия творческого труда от наемного; характеристики интеллектуальной собственности.

 Охарактеризовать особенности оплаты работников творческого труда

Гл.27,28

Индивидуальная работа

6

Собственность и ее виды

1

15.11

Собственность. Частная собственность. Личная собственность. Коллективная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность.

формы собственности, способы получения собственности; за что можно лишится собственности

 различать типы собственности; уметь защитить собственность от посягательств

Гл.29

Виды собственности города Стрежевой

7

Как стать собственником и как защитить свою собственность

2

30.11

Тест

Гл.30,31

Совместная работа с учителем

8

Экономика: как все это вместе работает

2

1.12-15.12

Маркетинг. Прибыль.

этапы «взросления» предпринимателя, варианты продажи продукции

 иметь представление о том, как предприниматель организует производство товаров и услуг; объяснять, что является результатом деятельности фирмы

Гл.32

9

Зачет для интеллектуалов

2

15,12-30.12

10

Закон защиты прав потребителей

2

16.01

Лигия потребителей

Историю возникновения закона

Различать основные этапы его формирования

Тест

конспект

План- схема

11

Права потребителей

2

30.01

Право на безопасность

Знать основные права

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

План- схема

12

права

2

15.02

Право на выбор

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

конспект

13

права

2

30.02

Право на защиту

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

План- схема

14

права

2

15.03

Право на образование

особенности

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Тест

Конспект

15

Потребительская культура

2

30.03

Индивидуальная культура и общественная

Знать различия

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Конспект

Совместная работа с учителем

16

Рациональный подход

2

30.04

рациональность

Знать виды рационального подхода

Уметь решать ситуационные задачи по теме

Тест

конспект

Совместная работа с учителем

17

Игры интеллектуалов

3

30.05

Уметь творчески подходить к решению задач

        


Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию 9-х классов

        В настоящих социально-экономических условиях особая роль отводится школьному экономическому образованию, по сути приданному сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального образования и эффективной практической деятельности подрастающего поколения.

         Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики е математикой, информатикой, историей, географией; правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всестороннего образованного человека и гражданина.

         Настоящая программа предназначена для организации обучения основам экономических знаний учащихся 8 - 9 классов школ, лицеев и гимназий с углубленным изучением экономики. Автор программы «Экономика» И. В. Липсиц. Преподавание ведется на базе учебника И. В,    Липсица "Экономика" (в 2 частях).

 Предлагаемая программа по экономике разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержании среднего (полного) общего образования, утвержденная приказом Минобразования России от 30.06.99 № 56. Данная программа несколько шире обязательного минимума и рассчитана на усвоение в течение 36 часов учебного времени (9 класс по 1 часу в неделю). Она может быть реализована в профильных классах.

 Поурочная разбивка программы выполнена таким образом, чтобы объем вновь изучаемого материала позволял преподавателю проводить проверку знаний но темам, использовать собственный иллюстративный материал по теме (информацию, характерную для данного населенного пункта), а также проводить - при желании - экономические игры для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.

         Программа ставит следующие цели обучения экономике в общеобразовательные учреждениях:

  • формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
  • воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;
  • профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к '' деятельности в сфере экономики и предпринимательства,
  • развитие предпринимательской инициативы молодецки и ознакомление с предпринимательством, н прикладными экономическими дисциплинами.

В программе приводится примерное распределение учебного времени между наиболее крупными разделами, объединяющими логически связанные между собой вопросы.  В связи с тем, что по учебному плану в 8-х классах на экономику выделяется один час в неделю,  за основу берется тот вариант программы, который рассчитан на 32 учебных часа. Углубление материала достигается за счет самостоятельной работы учащихся, дополнительного образования и рассмотрения некоторых вопросов в 9-ом классе (при изучении элективных курсов).

Требования к уровню подготовки выпускников, включенные в программу,  задают систему итоговых результатов, достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной общеобразовательной школы. Эти требования представлены в той же последовательности и структуре, что и содержание экономического образования.

Учебно-методический комплекс:

Учебники:

  1. Липсиц И,В. Экономика: В 2 кн. Кн.1 Учебник для 9 кл. общеобразоваг. учрежд. – М.,: Вита-Пресс, 2000. - 304.
  2. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.2 Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрсжд. – М., :Вита-Пресс 2000. - 352 с.

Пособия для учащихся:

  1. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват. учрежд.  В 2-х частях  Ч.1. —  М.,:  Вита-Пресс, 2002, - 80с.
  2. Савицкая Е. В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
  3. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват. учрежд, В 2-х частях. Ч. 1 – М.: Вита-Пресс, 2002 - 80с.
  4. Савицкая Е.В.  Рабочая тетрадь по экономике: Для 10 кл. общеобразоват.учрежд. В 2-х частях. Ч. 2. - М.: Вита-Пресс, 2002 -  80с.
  5. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: 9-11 кл. -  М.: Вита-Пресс, 1997, 114с.
  6. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Трудные задачи по экономике: Для старших классов. -М,: Вита-Пресс, 1999. - 80с.
  7. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасенич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике (8-11 классы). – М.: МЦЭБО, 1999. 64с.

Пособия для учителя:

  1. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 443с.
  2. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.2: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 447с.
  3. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: 9 кл. - М.: Вита-Пресс, 1999.
  4. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Задачи по экономике с решениями. – М.: МЦЭБО, 1999. – 112с.
  5. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник тестовых заданий по экономике. – М.: МЦЭБО, 1998. – 85с.
  6. Макарова О.Ю., Раев В.А.  Сборник тестов по экономике. – М.: Вита-Пресс, 1995. – 96с.
  7. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика. Сборник задач. – М.: Айрис-Пресс, 2001. – 167с.
  8. Фирсрв Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 206с.
  9. Черняк. Экономика в схемах и таблицах.
  10. Экономика для старшеклассников: Пособие для учителя. – М.: МЦЭБО, 1999.
  11. Экономическая теория в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 536с.

        Способы проверки:

В конце каждой темы проводится тестирование. Промежуточная проверка включает устные вопросы  и вопросы для размышления. Некоторые темы имеют практически работы.

Календарно- тематическое планирование 9 «Б» класса

№темы

часы

практические занятия

теория

1.Потребности и ресурсы (сентябрь)

Главные вопросы экономики

3 часа

1 час

2 часа

  1. Экономические системы (октябрь-ноябрь)

3.1Традиционная

3.2Рыночная

3.3Смешанная

6 часов

2час

4 часа

4. Законы спроса и предложения  (декабрь)

6 часов

1час

5часов

5.Фирмы (январь- февраль)

8часов

1час

7часов

6.Государство в экономике (март-)

4часа

-

4часа

7.Банки  (апрель)

4часа

2часа

8.Налоги (май)

1час

1 час

итого

32часа

4часа

28часов

Календарно-тематическое планирование для 9-х классов

№ п/п

Название темы

Коли-чество час
в

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (для детей с ОВЗ)

должны знать

должны уметь

1.

Предмет и метод экономической науки. Основы хозяйственной жизни человечества

3

04.09-23.09

Макро и микроэкономика

Экономика как наука и способ хозяйственной жизни

Делать различия и приводить примеры

Индивидуальная работа

1.1.

Безгранично
ть по
ребностей и ограниченность ресурсов.

1

04.09-09.09

Ограниченность ресурсов. Факторы производства: труд, земля, предпринимательские способности, информация. Доходы факторов производства. Потребность. Свободные и  э
ономические блага.

Каким образом происходит  решение проблемы выбора. Знать отличия факторов производства друг от друга. Должны понимать проблему ограничен
ости ресурсов.

Отличать экономические и свободные блага друг от друга. Должны уметь относить ресурсы к тому или иному видов факторов производства. Должны уметь принимать решения.

Терминологический ди
тант.

1 уровень

1.2.

Проблема выбора и альтерн
тивная стоимость.

1

11.09-16.09

Кривая производственных возможностей. альтернативная стоимость. Упущенная выгода.

Знать каким образом строится КПВ. Что показываю
точки на КПВ, под КПВ, над КПВ. Знать что такое альтернативная
стоимость.

Рассчитывать упущенную выгоду, находить альтернативную стоимость. Оценивать влияние внешних факторов на КПВ.

Индивидуальная работа

1.3.

Фундаментальные вопросы экономики. Измерение экономических велич
н.

1

18.09-23.09

Предмет экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Позитивная экономика. Нормативная экономика.  Экономическая модель. Номинальные и реальные величины. Индексы.

Знать отличия нормативной экономики от позитивной, микроэкономики от макроэкономики. Знать основные вопросы экономики. Понимать смысл понятия экономическ
я модель.

Различать сферы изучения макро- и микроэкономики. Уметь отличать высказывания позитивной экономики от нормативной. Рассчитывать индексы.

Самостоя-тельная работа.

1 уровень

2.

Рыночная система хоз-ния. Смешанная экономика.

3

25.09-07.10

2.1

Способы решения фундаментальных проблем эк-ки. Традиционная и административно-плановая экономические системы.

1

25.09-30.
9

Экономическая система. Традиционная и административно-плановая экономические системы. Рынок. Разделение труда. Частная собственность. Конкуренция домашнее хозяйство. Фирма.

Знать два способа решения фундаментальных проблем экономики; основные черты КАС и РС; функции рынка; субъекты рыночной системы; процесс кругооборота доходов.

Отличать типы рыночных систем друг от друга.

Индивидуальная работа

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

2.2.

Ограниченность рынка и смешанная экономика.

2

02.10-07.10

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага.  Смешанная экономика.

Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики.

Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Самостоятельная работа.

3.

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

6

09.10-28.10

3.1.

Спрос.

2

09.10-14.10

Спрос. Величина спроса. Эффекты доходов и замещения. Эффект Гиффена. Детерминанты спроса. Низшие товары. Нормальные товары. Товары-субституты. Товары-комплименты. Полезность.

Знать закон спроса; принцип убывания маржинальной полезности; детерминанты спроса.

Отличать понятия спрос и величина спроса; строить шкалу спроса и кривую спроса. Оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически.

3.2.

Предложение.

2

16.10-21.10

Предложение. Величина предложения. Детерминанты предложения.

Знать закон предложения.

Отличать понятия предложение и величина предложения; строить шкалу предложения и кривую предложения. Оценивать влияние детерминант на изменение предложения, отображать эти изменения графически.

3.3.

Рыночное равновесие.

2

23.10-28.10

Равновесная цена. Равновесное количество. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать причины изменения рыночного равновесия.

Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить вели-чину товарного дефицита и излишка товаров.

Индивидуальное домашнее задание.

Урок ИКТ

4.

Эластичность спроса и предложения.

8

06.11-02.12

4.1.

Ценовая эластичность спроса.

2

06.11-11.11

Эластичность. Эластичность спроса по цене.

Знать виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно

Рассчитать коэффициент эластичности и объем выручки. Определить вид спроса по значению коэффициента

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

неэластичный. Детерминанты эластичности

эластичности

4.2.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

2

13.11-18.11

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

Знать отличия перекрестной эластичности для товаров-субститутов и товаров–комплиментов.

Рассчитывать эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Определять характер взаимосвязи товаров по значению эластичности.

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

2.2.

Ограниченность рынка и смешанная экономика.

1

02.10-07.10

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага.  Смешанная экономика.

Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики.

Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Самостоятельная работа.

3.

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.

3

09.10-28.10

3.1.

Спрос.

1

09.10-14.10

Спрос. Величина спроса. Эффекты доходов и замещения. Эффект Гиффена. Детерминанты спроса. Низшие товары. Нормальные товары. Товары-субституты. Товары-комплименты. Полезность.

Знать закон спроса; принцип убывания маржинальной полезности; детерминанты спроса.

Отличать понятия спрос и величина спроса; строить шкалу спроса и кривую спроса. Оценивать влияние детерминант на изменение спроса, отображать эти изменения графически.

Построение схемы

3.2.

Предложение.

1

16.10-21.10

Предложение. Величина предложения. Детерминанты предложения.

Знать закон предложения.

Отличать понятия предложение и величина предложения; строить шкалу предложения и кривую предложения. Оценивать влияние детерминант на изменение предложения, отображать эти изменения графически.

Построение схемы

3.3.

Рыночное равновесие.

1

23.10-28.10

Равновесная цена. Равновесное количество. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать причины изменения рыночного равновесия.

Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить вели-чину товарного дефицита и излишка товаров.

Индивидуальное домашнее задание.

Урок ИКТ

4.

Эластичность спроса и предложения.

4

06.11-02.12

4.1.

Ценовая эластичность спроса.

1

06.11-11.11

Эластичность. Эластичность спроса по цене.

Знать виды спроса по эластичности: эластичный, неэластичный, единичная эластичность, абсолютно эластичный, абсолютно

Рассчитать коэффициент эластичности и объем выручки. Определить вид спроса по значению коэффициента

Построение схемы

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

неэластичный. Детерминанты эластичности

эластичности

4.2.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

1

13.11-18.11

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность.

Знать отличия перекрестной эластичности для товаров-субститутов и товаров–комплиментов.

Рассчитывать эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность. Определять характер взаимосвязи товаров по значению эластичности.

4.3.

Ценовая эластичность предложения.

2

20.11-25.11

Эластичность предложения по цене.

Знать виды предложения по эластичности: эластичное, неэластичное.

Рассчитать коэффициент эластичности. Определить вид предложения по значению коэффициента эластичности

4.4.

Что такое деньги?

Функции денег.

Законы денежного обращения.

Инфляция.

Экономическая лаборатория (контрольная работа).

1

27.11-02.12

Деньги. Товарные деньги.  Эмиссия денег. Наличные и безналичные денежные средства. Функции денег. Количественная теория денег. Уравнение обмена. Скорость обращения денег

Инфляция. Покупательная способность денег. ИПЦ.

 Природу и функции денег в экономике.

Виды денег.

количественную теорию денег.

Понятия «инфляция», реальные и номинальные доходы.

Возможные причины и последствия инфляции.

  • Устанавливать виды денег, находящиеся в обращении в России.
  • Использовать уравнение обмена для анализа и прогноза экономической ситуации.
  • Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста среднего уровня цен в стране.
  • Понимать и использовать данные об индексах цен и темпе инфляции.
  • Вычислять темп

Урок ИКТ

4.5.

1

27.11-02.12

Инфляция спроса.

Инфляция предложения.

инфляции и индекс цен на условных примерах.

  • Анализировать причины и последствия инфляции

5.

Поведение потребителя.

8

04.12-30.12

  • в конкретных  эконом. ситуациях.

Объяснять кто выигрывает и проигрывает от инфляции.

5.1

Рынок труда

Рынок  труда. Ставка зарплаты. Мобильность рабочей силы.

Предельный продукт труда.  Закон убывающей предельной полезности. ЕТС.

Равновесная ставка зарплаты. Равновесное количество занятых. Дискриминация на рынке труда.

профсоюз.

что такое рынок труда.

Влияние на труд рыночных и нерыночных факторов.

Структуру трудовых ресурсов.

Условия формирования рынка труда в России.

Последние достижения в сфере трудовых отношений.

  • давать характеристику основных групп, входящих в состав трудовых ресурсов.
  • Прогнозировать структурные изменения трудовых ресурсов.
  • Определять влияние изменений на рынке товаров и услуг на рынок труда.
  • вычислять размер оплаты труда на простых примерах.
  • Анализировать причины различий в оплате труда

 

виды стимулирования труда.

Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Причины различий в уровне оплаты труда.

Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.

5.2

Спрос и предложение на рынке труда

2

5.3

Факторы влияющие на заработную плату

1

5.4

Различия в оплате

1

5.5

Профсоюзы

1

5.6

За что борются профсоюзы

1

Коллективный договор. Забастовка. Локаут.

Прожиточный минимум.  Мин. зарплата. Трудовой контракт. Генеральное соглашение.

Повременная зарплата. Сдельная зарплата. Пенсия.

Премия. Участие в успехе.

виды стимулирования труда.

Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Причины различий в уровне оплаты труда.

Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.

5.7

Мотивация работы

2

6.

Фирма. Производство и издержки.

8

15.01-10.02

6.1

Фирма как коммерческая организация.

2

15.01-20.01

Фирма. Юридическое лицо.  Товарищество. АО. Акция. КПА. Облигация. Унитарное

предприятие.

Знать права владельцев привилегированных и обыкновенных

акций;  облигаций; преимущества и недостатки различных видов предприятий.

Определять кому принадлежит контрольный пакет

акций.

Терминологический диктант.

Урок ИКТ

6.2

Продукт фирмы.

2

22.01-27.01

Краткосрочный и долгосрочный периоды. Общий, средний и предельный продукты труда. Производительность и эффективность труда.

Знать периоды работы фирмы.

Рассчитывать средние и предельный продукты труда.

6.3

Издержки фирмы.

2

29.01-03.02

Издержки.

Знать различные виды издержек: TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC.

Рассчитывать различные виды издержек.

6.4

Проблема оптимального размера фирмы.

1

05.02-10.02

Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства. Неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер производства.

Знать преимущества и недостатки крупных фирм.

На основе данных об издержках определять положительный и отрицательный эффекты масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

размер производства.

6.5.

Контрольная работа по теме «Фирма. Производство и издержки».

1

05.02-10.02

7.

Конкуренция и рыночные структуры.

8.

12.02-10.03

7.1.

Типы рыночных структур.

2

12.02-17.02

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

Знать типы рыночных структур; барьеры вступления в отрасль.

Терминологический диктант.

7.2.

Совершенная конкуренция.

2

19.02-24.02

Прайс-тейкеры. Прайс-мейкеры. Средний и предельные доходы фирм.

Знать отличия между прайс-тейкерами и прайс-мейкерами.

Определять равновесное состояние фирмы и отрасли; объемы безубыточного производства.

7.3

Монополия.

2

26.02-03.03

Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Виды монополий: картель, трест, синдикат, концерн, холдинг, конгломерат.

Знать недостатки монополий; основные направления государственной антимонопольной политики; характеристики доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Анализировать поведение фирмы-монополи-ста.

Терминологический диктант.

7.4

Олигополия. Монополистическая конкуренция.

1

05.03-10.03

Знать о методах неценовой конкуренции; в чем проявляется дифференциация товаров.

7.5.

Итоговое тестирование  по теме «Конкуренция и рыночные структуры».

1

05.03-10.03

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

8.

Рынки факторов производства.

6

12.03-07.04

8.1.

Рынок труда.

2

12.03-17.03

Производный спрос. Заработная плата. Предельный продукт труда. Профсоюзы.

Знать правило максимизации прибыли при найме работников.

Строить кривые спроса и предложения на труд. Определять предельный продукт труда и предельные издержки на ресурс.

8.2.

Рынок земли.

1

19.03-24.03

Экономическая рента. Чистая экономическая рента.

8.3.

Рынок капитала.

2

19.03-07.04

Человеческий капитал. Процент. Реальная и номинальная процентные ставки. Основной и оборотный капиталы. Реальный капитал.

Знать элементы всех видов капиталов.

Определять процентный доход, номинальную и реальную процентные ставки.

8.4.

Контрольная работа по теме «Рынки факторов производства».

1

02.04-07.04

9.

Деньги и банковская система.

6

09.04-28.04

9.1.

Деньги и их функции.

2

09.04-14.04

Деньги. Бартер. Товарные и кредитные деньги. Депозит. Ликвидность. Денежные агрегаты.

Знать функции денег; виды денег; денежных стандартов; депозитов; денежных агрегатов.

Определять величину денежных агрегатов.

9.2.

Коммерческие банки.

2

16.04-21.04

Операции банков. Ссуда. Кредитная линия. Ипотечный кредит. Лизинг. Активы и пассивы банка. Баланс банка. Норма резервов банка.

Знать основные операции банков; элементы активов и пассивов банка.

Находить процентные ставки по разным видам депозитов. Определять баланс банка.

9.3.

Центральный банк.

2

23.04-28.04

Знать основные операции ЦБ; функции ЦБ РФ; способы влияния ЦБ на норму резервов КБ.

Определять баланс банка.

10.

ВВП и НД.

8

30.04-26.05

10.1.

ВВП.

2

30.04-05.05

Конечные товары и услуги. Промежуточный товар. ВВП. ВНП. Личные

Знать методы расчета ВВП и ВНП: суммирование потока доходов и потока  расходов.

Рассчитать личные потребительские расходы; ВВП.

Урок ИКТ

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

потребительские расходы. Государственные закупки товаров и услуг. Валовые внутренние частные инвестиции . чистый экспорт товаров и услуг. Торговый баланс. Добавленная стоимость. Косвенные налоги.

10.2.

ЧНП. НД. ЛД.

2

07.05-12.05

Прямые налоги. Факторные доходы. Трансферты. ЧНД. НД. Совокупный личный доход. Совокупный располагаемый доход. Личные налоги.

Знать пути расчета ЧНП, НД, ЛД.

Рассчитывать ЧНП, НД, ЛД.

10.3.

Номинальный и реальный ВВП.

2

14.05-19.05

Номинальный и реальный ВВП. Номинальный и реальный доходы. Индекс-дефлятор ВВП. Индекс цен.

Рассчитывать номинальный и реальный ВВП. Рассчитывать индекс-дефлятор.

10.4.

Зачетное занятие.

2

21.05-26.05

Резерв – 2 часа.

Календарно-тематическое планирование курса "Экономика организации" для 11-А  класса 2 часа в неделю

№ п/п

УРОКОВ

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

1.

Экономическое устройство России в начале 21 века

1

До 7.09

Государство как основа Российской экономики

К какой категории относится Россия

Давать характеристику промышленности и с/х

2

Закономерности спроса и предложения

1

10.09

Индивидуальный совокупный и рыночный спрос и предложение

Общерыночные факторы формирования спроса и предложения.

Уметь различать индивидуальный совокупный и рыночный спрос и предложение

Терминологический диктант.

3

Фирма и защита конкуренции

1

14.09

Эффективность, конкуренция,монополия

Экономическое значение конкуренции и методы антимонопольного регулирования

Уметь приводить примеры

Урок ИКТ

4

Рынок финансового капитала

1

17.09

Сберережения, устройство рынка капитала

Как превращаются сбережения в инвестиции и ценные бумаги

Уметь отличать акции и облигации

тест

5

Рынок земли и природных ресурсов

1

21.09

Частная собственность на землю

Особенности функционирования рынка земли

Уметь приводить примеры рынка ресурсов

тест

6

Банковская система

1

24.09

Банк, кредиты, центральный банк

Причины и появления и виды банков

Уметь строить схему создания банками денег

тест

Урок ИКТ

7-9

Экономический рост

3

5.10

Экономический рост, экономическое развитие, циклы

Отличие роста от развития и особенности циклов

Уметь различать экономический рост от экономического развития. Строить циклы

тест

Урок ИКТ

10-14

Организация международной торговли

4

19.10

Причины возникновения международной торговли. Либерализация и протекционизм, валютный рынок

Как регулируется внешняя торговля

Рассчитывать конвертируемость валют

тест

15-18

Организация в условиях рынка

4

2.11

Отраслевые особенности организаций

Организационно- правовые формы

Производственная структура

 Основы логистики

Основные аспекты развития отрасли, роль и значение отрасли в системе рыночной экономике. Основные признаки организации

Проводить классификацию организаций по отраслевому признаку, экономическому назначению, уровню специализации, размерам.

тест

19-22

Кадры в организации

4

19.11

Состав кадров

Формы и системы оплаты труда

Структуру  кадров и как формируется их оплата. виды оплат

Решать задачи по оплате труда

тест

23-26

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

4

26.11

СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И МЕТОДЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Цели организации

Классификация планов по признакам

Бизнес -план

Оценка рисков и страхование

Сущность внутрифирменного планирования

Рассчитывать показатели бизнес-плана

тест

27-36

Материально- техническая база предприятия

6

25.12

Основной капитал

Структуру основного капитала и способы повышения его эффективности. Значение производственной мощности

Рассчитывать показатели использования основного капитала

Решение задач

Оборотный капитал

Состав и структуру оборотного капитала и его роль в процессе производства

Рассчитывать показатели использования материальных ресурсов

Решение задач

Капитальные вложения

Состав капитальных вложений и источники их формирования

Рассчитывать эффективность инвестиций

Решение задач

Аренда

Лизинг

Экономическая сущность и принцип аренды.

Проводить оценку  и амортизацию нематериальных активов

Решение задач

37-42

Себестоимость, Цена, прибыль и рентабельность- основные показатели деятельности предприятия

6

7.02

Себестоимость, Цена, прибыль и рентабельность- основные показатели деятельности предприятия

Состав издержек производства и реализации продукции

Отраслевые особенности  структуры себестоимости

Составлять калькуляцию себестоимости

тест

43-53

Основные показатели деятельности организации

10

14.03

Показатели по производству продукции

Показатели технического развития

Нормы и нормативы, их классификация

Коэффициент эффективности и срок окупаемости

Основные технико- экономические показатели

Рассчитывать производственную программу

тест

54-57

Внешнеэкономическая деятельность

4

10.04

Основные формы связей

Виды сделок

Совместное предпринимательство

Организация международных расчетов

Государственное регулирование

Основные формы внешнеэкономических связей

Составлять схемы расчетов

тест

58-59

Защита курсовых

2

1.05

Уметь систематизировать и закреплять полученные теоретические знания и практические умения

Применять творческую инициативу, и самостоятельность

60-61

Экзамен

Резерв

итого

2

1

62 часа

20.05

2.2.

Ограниченность рынка и смешанная экономика.

2

02.10-07.10

Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и общественные блага.  Смешанная экономика.

Знать виды внешних эффектов и благ; основные экономические цели в условиях смешанной экономики.

Отличать частные блага от общественных; приводить примеры положительных и отрицательных внешних эффектов.

Самостоятельная работа.

4.3.

Ценовая эластичность предложения.

1

20.11-25.11

Эластичность предложения по цене.

Знать виды предложения по эластичности: эластичное, неэластичное.

Рассчитать коэффициент эластичности. Определить вид предложения по значению коэффициента эластичности

4.4.

Что такое деньги?

Функции денег.

Законы денежного обращения.

Инфляция.

Экономическая лаборатория (контрольная работа).

1

27.11-02.12

Деньги. Товарные деньги.  Эмиссия денег. Наличные и безналичные денежные средства. Функции денег. Количественная теория денег. Уравнение обмена. Скорость обращения денег

Инфляция. Покупательная способность денег. ИПЦ.

 Природу и функции денег в экономике.

Виды денег.

количественную теорию денег.

Понятия «инфляция», реальные и номинальные доходы.

Возможные причины и последствия инфляции.

  • Устанавливать виды денег, находящиеся в обращении в России.
  • Использовать уравнение обмена для анализа и прогноза экономической ситуации.
  • Объяснять взаимосвязь эмиссии денег и роста среднего уровня цен в стране.
  • Понимать и использовать данные об индексах цен и темпе инфляции.
  • Вычислять темп

План - схема

5.

Поведение потребителя.

4

04.12-30.12

  • в конкретных  эконом. ситуациях.

Объяснять кто выигрывает и проигрывает от инфляции.

5.1

Рынок труда

Рынок  труда. Ставка зарплаты. Мобильность рабочей силы.

Предельный продукт труда.  Закон убывающей предельной полезности. ЕТС.

Равновесная ставка зарплаты. Равновесное количество занятых. Дискриминация на рынке труда.

профсоюз.

что такое рынок труда.

Влияние на труд рыночных и нерыночных факторов.

Структуру трудовых ресурсов.

Условия формирования рынка труда в России.

Последние достижения в сфере трудовых отношений.

  • давать характеристику основных групп, входящих в состав трудовых ресурсов.
  • Прогнозировать структурные изменения трудовых ресурсов.
  • Определять влияние изменений на рынке товаров и услуг на рынок труда.
  • вычислять размер оплаты труда на простых примерах.
  • Анализировать причины различий в оплате труда

 

виды стимулирования труда.

Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Причины различий в уровне оплаты труда.

Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.

Уметь находить отличия

Знать состав рынка труда

План - схема

5.2

Спрос и предложение на рынке труда

1

Уметь выделять особености

Знать особенности  спроса и предложения на рынке труда

Опорная схема

5.3

Факторы влияющие на заработную плату

1

5.4

Различия в оплате

5.5

Профсоюзы

1

Знать причины различийв оплате

5.6

За что борются профсоюзы

1

Коллективный договор. Забастовка. Локаут.

Прожиточный минимум.  Мин. зарплата. Трудовой контракт. Генеральное соглашение.

Повременная зарплата. Сдельная зарплата. Пенсия.

Премия. Участие в успехе.

виды стимулирования труда.

Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Причины различий в уровне оплаты труда.

Роль профсоюзов и их влияние на рынок труда.

Опорная схема

6.

Фирма. Производство и издержки.

4

15.01-10.02

6.1

Фирма как коммерческая организация.

1

15.01-20.01

Фирма. Юридическое лицо.  Товарищество. АО. Акция. КПА. Облигация. Унитарное

предприятие.

Знать права владельцев привилегированных и обыкновенных

акций;  облигаций; преимущества и недостатки различных видов предприятий.

Определять кому принадлежит контрольный пакет

акций.

Терминологический диктант.

1 уровень

6.2

Продукт фирмы.

1

22.01-27.01

Краткосрочный и долгосрочный периоды. Общий, средний и предельный продукты труда. Производительность и эффективность труда.

Знать периоды работы фирмы.

Рассчитывать средние и предельный продукты труда.

6.3

Издержки фирмы.

1

29.01-03.02

Издержки.

Знать различные виды издержек: TC, FC, VC, AC, MC, AFC, AVC.

Рассчитывать различные виды издержек.

6.4

Проблема оптимального размера фирмы.

1

05.02-10.02

Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства. Неизменный эффект масштаба производства. Минимально эффективный размер производства.

Знать преимущества и недостатки крупных фирм.

На основе данных об издержках определять положительный и отрицательный эффекты масштаба производства, неизменный эффект масштаба производства, минимально эффективный

Опорная схема

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

размер производства.

7.

Конкуренция и рыночные структуры.

4.

12.02-10.03

7.1.

Типы рыночных структур.

1

12.02-17.02

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

Знать типы рыночных структур; барьеры вступления в отрасль.

Терминологический диктант.

1 уровень

7.2.

Совершенная конкуренция.

1

19.02-24.02

Прайс-тейкеры. Прайс-мейкеры. Средний и предельные доходы фирм.

Знать отличия между прайс-тейкерами и прайс-мейкерами.

Определять равновесное состояние фирмы и отрасли; объемы безубыточного производства.

Опорная схема

7.3

Монополия.

1

26.02-03.03

Естественная монополия. Ценовая дискриминация. Виды монополий: картель, трест, синдикат, концерн, холдинг, конгломерат.

Знать недостатки монополий; основные направления государственной антимонопольной политики; характеристики доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

Анализировать поведение фирмы-монополи-ста.

Терминологический диктант.

1 уровень

7.4

Олигополия. Монополистическая конкуренция.

1

05.03-10.03

Знать о методах неценовой конкуренции; в чем проявляется дифференциация товаров.

Опорная схема

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

8.

Рынки факторов производства.

3

12.03-07.04

8.1.

Рынок труда.

1

12.03-17.03

Производный спрос. Заработная плата. Предельный продукт труда. Профсоюзы.

Знать правило максимизации прибыли при найме работников.

Строить кривые спроса и предложения на труд. Определять предельный продукт труда и предельные издержки на ресурс.

Опорная схема

8.2.

Рынок земли.

1

19.03-24.03

Экономическая рента. Чистая экономическая рента.

8.3.

Рынок капитала.

1

19.03-07.04

Человеческий капитал. Процент. Реальная и номинальная процентные ставки. Основной и оборотный капиталы. Реальный капитал.

Знать элементы всех видов капиталов.

Определять процентный доход, номинальную и реальную процентные ставки.

Терминологический диктант

1 уровень

9.

Деньги и банковская система.

3

09.04-28.04

9.1.

Деньги и их функции.

1

09.04-14.04

Деньги. Бартер. Товарные и кредитные деньги. Депозит. Ликвидность. Денежные агрегаты.

Знать функции денег; виды денег; денежных стандартов; депозитов; денежных агрегатов.

Определять величину денежных агрегатов.

Опорная схема

9.2.

Коммерческие банки.

1

16.04-21.04

Операции банков. Ссуда. Кредитная линия. Ипотечный кредит. Лизинг. Активы и пассивы банка. Баланс банка. Норма резервов банка.

Знать основные операции банков; элементы активов и пассивов банка.

Находить процентные ставки по разным видам депозитов. Определять баланс банка.

Терминологический диктант

1 уровень

10.

ВВП и НД.

4

30.04-26.05

10.1.

ВВП.

1

30.04-05.05

Конечные товары и услуги. Промежуточный товар. ВВП. ВНП. Личные

Знать методы расчета ВВП и ВНП: суммирование потока доходов и потока  расходов.

Рассчитать личные потребительские расходы; ВВП.

Урок ИКТ

№ п/п

Название темы

Коли-чество часов

Сроки прохож-дения

Основные понятия

Требования к учащимся

Контроль

Примечание  (рег.комп)

должны знать

должны уметь

потребительские расходы. Государственные закупки товаров и услуг. Валовые внутренние частные инвестиции . чистый экспорт товаров и услуг. Торговый баланс. Добавленная стоимость. Косвенные налоги.

10.2.

ЧНП. НД. ЛД.

1

07.05-12.05

Прямые налоги. Факторные доходы. Трансферты. ЧНД. НД. Совокупный личный доход. Совокупный располагаемый доход. Личные налоги.

Знать пути расчета ЧНП, НД, ЛД.

Рассчитывать ЧНП, НД, ЛД.

Опорная схема

10.3.

Номинальный и реальный ВВП.

1

14.05-19.05

Номинальный и реальный ВВП. Номинальный и реальный доходы. Индекс-дефлятор ВВП. Индекс цен.

Рассчитывать номинальный и реальный ВВП. Рассчитывать индекс-дефлятор.

Терминологический диктант

1 уровень

10.4.

Зачетное занятие.

1

21.05-26.05

.

        

3.3.

Рыночное равновесие.

2

23.10-28.10

Равновесная цена. Равновесное количество. Товарный дефицит. Излишек товаров.

Знать причины изменения рыночного равновесия.

Найти равновесную цену и равновесное количество товара. Находить вели-чину товарного дефицита и излишка товаров.

Индивидуальное домашнее задание.

Урок ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....

Программа "Основы финансовой грамотности" в 10 классе

Программа "Основы финансовой грамотности" для учащихся 10 класса...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" 8-9 класс...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 8-9 класс

АННОТАЦИЯК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 8-9 класс Рабочая программа по предмету основы финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы составлена в соответстви...

Рабочая программа Основы финансовой грамотности 5-9 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 5-9 класс...

Программа "Основы финансовой грамотности 8-9 классы "

Программа курса «Основы финансовой грамотности школьников» для учащихся 8—9 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ...