Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
рабочая программа по экономике (11 класс) на тему

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать определенным жизненным опытом, подкрепленным практикой. Но, к сожалению, наши дети, владеющие сложнейшими понятиями, обладающие   энциклопедическими знаниями, легко попадаются на удочки различных мошенников, занимающихся финансовыми махинациями, - это  оформление кредитных карт старшеклассникам, и различные интернет пирамиды.   Формирование финансовой грамотности способствует социализации личности. Финансово грамотные люди защищены от финансовых рисков.

Программа используется при введении курса Финансовая грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_el._predmet.docx935.42 КБ

Предварительный просмотр:

G:\CCI30102017_0001.jpg


Пояснительная записка

Настоящая авторская программа элективного курса «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с УМК Ю.В. Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со следующими документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации».

2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой

грамотности населения и развитию финансового образования в Российской

Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте

Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3.Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой

грамотности населения Российской Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.

4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до

2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

Программа рассчитана на 35 часов в 11 классе (1 час в неделю).

Учебно – методический комплект:

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 400 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с.

Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во час.

В том числе

Дата проведения

 

уроки

пр. р

конт.  Р.

По плану

корректировка

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни

5

5

 

 

1

Банковская система

1

1

-

-

07.09

2

Как сберечь деньги с помощью депозитов

1

1

14.09

3

Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах

1

1

21.09

4

Кредит: зачем он нужен и где его получить

1

1

28.09

5

Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть

05.12

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

5

5

-

-

1

Что такое ценные бумаги и какие они бывают

1

1

12.10

2

Профессиональные участники рынка ценных бумаг

1

1

19.10

3

Граждане на рынке ценных бумаг

1

1

26.10

4

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления

1

1

09.11

5

Операции на валютном рынке: риски и возможности

1

1

16.11

 

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

4

2

2

1

Что такое налоги и почему их нужно платить

1

1

23.11

2

Основы налогообложения граждан

1

1

30.11

3

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

 

1

07.12

4

Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет

1

1

14.12

 

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

5

5

1

Страховой рынок России: коротко о главном

5

5

21.12

2

Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние

1

1

28.12

3

Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании

1

1

18.01

4

Если нанесён ущерб третьим лицам

1

1

25.01

5

Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика

1

01.02

 

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

5

4

 

08.02

1

Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать

1

1

15.02

2

Пишем бизнес-план

1

 

1

22.02

3

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

1

01.03

4

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

1

15.03

5

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

1

22.03

 

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения

5

4

 1

1

Финансовые риски и стратегии инвестирования

1

1

29.03

2

Финансовая пирамида, или Как не попасть в сети мошенников

1

1

 

11.04

3

Виды финансовых пирамид

1

1

18.04

4

Виртуальные ловушки, или Как не потерять деньги при работе в сети Интернет

1

1

25.04

5

Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат»

1

 

1

02.05

 

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

4

3

 1

 

1

Думай о пенсии смолоду, или Как формируется пенсия  

1

1

16.05

2

Как распорядиться своими пенсионными накоплениями

1

1

16.03

3

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд

1

1

23.05

4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

1

23.05

Содержание элективного предмета

Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни.

Базовые понятия и знания Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Личностные характеристики и установки Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Умения Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.  Компетенции Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов

Базовые понятия и знания Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Личностные характеристики и установки Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Умения Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Компетенции Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с информационными потоками для принятия оптимальных финансовых решений на рынке, расчёт необходимых показателей эффективности работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных рисков, связанных с работой на фондовом рынке.

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата

Базовые понятия и знания Налоговая система, налоги, пошлины, сборы,  ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов получения налоговых вычетов.

Личностные характеристики и установки Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Умения Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию,  оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

 Компетенции Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду 

Базовые понятия и знания Страхование, страховой полис, имущественное страхование, личное страхование, страхование ответственности, страховой случай, страховая выплата, обязательное и добровольное страхование, франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия. Страховой рынок, основные участники страхового рынка, особенности развития страхового рынка в России, классификация страховых продуктов, условия осуществления различных видов страхования, алгоритм действий при наступлении страховых случаев, особенности выбора страховой компании.

Личностные характеристики и установки Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать важность приобретения страховых услуг, уметь правильно выбирать страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий  договоров страхования.

Умения Понимать содержание договора страхования, уметь работать с правилами страхования, уметь актуализировать страховую информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях выбора страховой компании. Компетенции Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации, оценивать надёжность страховой компании, оценивать правильность и прозрачность условий страхования.

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять 

Базовые понятия и знания Бизнес, уставный капитал, привлечённый капитал, бизнес-план, доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг, менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес. Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчёта прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учёта, функции маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчёта и уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их снижение.

Личностные характеристики и установки 

Понимание порядка функционирования предприятия, роли уставного и привлечённого капиталов в его развитии, необходимости учёта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.

Умения Определять потребность в капитале для развития бизнеса, составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру управления на предприятии.

Компетенции Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнес-плана, финансовых расчётов, необходимых для ведения бизнеса, знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для управления вновь созданным предприятием.

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения 

Базовые понятия и знания Инвестиции, инвестирование, инвестиционный портфель, стратегия инвестирования, инвестиционный инструмент, диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск, доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой пирамиды.

Личностные характеристики и установки Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных инструментов, ключевых характеристик выбора стратегии инвестирования, особенностей функционирования мошеннических финансовых схем. Умения Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня риска и доходности, рассчитать доходность инвестиций, диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать финансовую пирамиду среди множества инвестиционных предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить себя от фарминга и фишинга.

Компетенции Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать доходность своих инвестиций, определять уровень риска инвестиционного портфеля.

Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления 

Базовые понятия и знания Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Личностные характеристики и установки Осознание факторов, влияющих на  размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Умения Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора, размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Компетенции Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

 Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

 Требования к личностным результатам освоения курса:

• понимание принципов функционирования финансовой системы современного государства;

• понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

• понимание прав и обязанностей в сфере финансов.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

• владение умением решать практические финансовые задачи:

 • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям,

• определение стратегических целей в области управления личными финансами;

• постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;

 • планирование использования различных инструментов в процессе реализации стратегических целей и тактических задач в области управления личными финансами;

 • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;

 • владение коммуникативными компетенциями:

 • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;

• анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;

• владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.

Управление личными финансами: теория и практика: учеб. пособие для будущих профессионалов в сфере финансов / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 182 с.

 Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с.

 Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.  

Информационно-методическое обеспечение.

Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов: учеб. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 100 с.  

Рабочая тетрадь к учебному курсу «Путеводитель по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2013. – 60 с.  

Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы).  

Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).  

Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы).

Интернет-ресурсы

1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.

6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».

8. www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ.

9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.

10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.

13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

14. www.cbr.ru -  Центральный банк РФ.

15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

17. www.wto.ru  – Всемирная торговая организация.

18. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

19. www.imf.org – Международный валютный фонд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Курс "Финансовой грамотности" для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (учебный курс) ДЛЯ 9 КЛАССА

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими доку...

Рабочая программа курса финансовой грамотности 8 класс

рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс...