Рабочая программа курса «Финансовая грамотность»
рабочая программа по географии (7 класс)

Оринская Ирина Викторовна

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._finansovaya_gramotnost_7_klass_2010-2021_uch.god_.docx300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Извлечение из основной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

 7 класс

2020-2021 учебный год

 

Составитель: Оринская И.В.,

учитель географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск, 2020г.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование) и требованиям к дополнительным образовательным программам. «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. 

Место курса в образовательной системе:

  • курс может быть включён в вариативную часть основной общеобразовательной программы как курс внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению; • курс может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации;
  • курс может быть использован как программа дополнительного образования в образовательных организациях дополнительного образования детей, где она является основной (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008), а также в иных организациях, имеющих соответствующие лицензии (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
  • Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства; • человек и финансовые организации;
  • собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;
  • кейсы по экономике семьи;
  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
  • построение графиков и диаграмм;
  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
  • понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

Познавательные

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
  • умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
  • выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
  • установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;
  • построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
  • умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными  курсами;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные

  • анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
  • самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;
  • проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
  • контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
  • применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные

  • умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
  • работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности; • умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
  • использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
  • применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
  • умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
  • расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют.

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:

  • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
  • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
  • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

  • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога;

проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;

высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах;

  • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;

называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;

называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
  • рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
  • оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных ситуациях. Темы занятий
  1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
  2. Что такое налоги и почему их надо платить.
  3. Какие бывают налоги.
  4. Учимся считать налоги.
  5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
  6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
  7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
  8. Как работает налоговая служба.
  9. Учебные мини-проекты «Налоги».
  10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
  11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.
  12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».
  13. Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
  14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия».
  15. Обобщение результатов изучения раздела.
  16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес.

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки:

  • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
  • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
  • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
  • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
  • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Базовый уровень

Обучающийся научится:

  • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате;

считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

  • в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения

(сохранения) доходов семьи;

объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования;

объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

Повышенный уровень

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
  • сравнивать различные финансовые предложения;
  • оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов; • брать на себя ответственность;
  • оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
  • оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.

Темы занятий

  1. Для чего нужны банки.
  2. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
  3. Какие бывают вклады.
  4. Что такое кредиты и надо ли их брать.
  5. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
  6. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
  7. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
  8. Как работает банк.
  9. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
  10. Что мы знаем о бизнесе.
  11. Как открыть фирму.
  12. Для чего нужны бизнес-инкубаторы.
  13. Ролевая игра «Открываем фирму».
  14. Что такое валюта и для чего она нужна.
  15. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
  16. Обобщение результатов изучения модуля 4.
  17. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
  18. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа по курсу.

Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов, которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные достижения.

Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.

Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»:

• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников; • способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.

Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также требования ФГОС ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений, обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы «Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций, в том числе самооценки и оценки на основе портфолио.

Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.

  1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно, чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е. образовательные результаты.
  2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности, обосновывают свою оценку.
  3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям, обосновывает свою оценку.
  4. Осуществляется согласование оценок.

Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В то же время портфолио является и средством формирования у учащихся объективной самооценки, помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в баллах по специально разработанной шкале.

Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию, оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и индивидуально.

Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную и итоговую оценку.

Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии. Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в рабочую тетрадь.

Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых мини-исследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация, умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса обучающиеся выполняют контрольную работу.

Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.

В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих — самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.

Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.

Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе, оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном. При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он достиг базового уровня.

По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:

  1. результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне

(что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);

  1. результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
  2. результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена. 

Основная литература

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
  2. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
  1. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж: Издво ВГПУ, 2003. 178 с.
  2. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование инновационных образовательных технологий для формирования компетентностных образовательных результатов школьников: методические рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
  3. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
  4. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
  5. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
  1. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
  2. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
  3. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика образования. 2012. № 2. С. 99—105. 14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgau.ru
  1. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
  2. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим

доступа: http://festival.1september.ru

  1. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».) 20
  1. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5— 7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению»).  
  2. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7А класс, 34 часа (1 час в неделю)

 

№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата\план

Дата\факт

Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

Постановка учебной задачи

 

2  

 

Что такое налоги и почему их надо платить

Практикум 1

 

 

3

Какие бывают налоги

Практикум 1 

 

4

Учимся считать налоги

Практикум 1 

 

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

Занятие-игра  

 

6  

 

Сравниваем налоги граждан разных стран

Практикум 1

 

 

7  

 

Исследуем, какие налоги платит

семья         и         что         получает         от

государства

Мини-исследование  

 

8

Как работает налоговая служба

Учебная экскурсия

 

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

Защита проектов

 

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают

Практикум

 

11  

 

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

Практикум

 

12

 

Ролевая         игра         «Оформляем

социальное пособие»

Занятие-игра

 

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

Мини-исследование  

 

14

Учебные         мини-проекты

«Социальные пособия»

Защита проектов

 

15

Обобщение результатов изучения раздела 1

Контроль знаний

 

16

Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют»

 

 

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17часов)

17

Для чего нужны банки

Практикум  

 

18

Почему хранить сбережения

Практикум  

 

в банке выгоднее, чем дома

19

Какие бывают вклады

Практикум  

 

20

Что такое кредиты и надо ли их брать

Практикум  

 

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

Практикум  

 

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья  

Мини-исследование

 

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

Практикум  

 

24

Как работает банк

Учебная экскурсия

 

25

Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи»

Защита проектов

 

26

Что мы знаем о бизнесе

Практикум  

 

27

Как открыть фирму

Практикум  

 

28

Для         чего         нужны         бизнес-

инкубаторы

Учебная экскурсия 

 

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

Занятие-игра

 

30

Что такое валюта и для чего она нужна

Практикум

 

31  

 

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

Практикум  

 

32

Обобщение результатов изучения раздела 2

Контроль знаний

 

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб- ственный бизнес»

 

 

Заключение (1 час)

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

Итоговый контроль

 

 

Итого 

34


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», 7В класс, 34 часа (1 час в неделю)

 

№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

Дата\план

Дата\факт

Раздел 1. Человек и государство: как они взаимодействуют (16 часов)

1

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

Постановка учебной задачи

 

2  

 

Что такое налоги и почему их надо платить

Практикум 1

 

 

3

Какие бывают налоги

Практикум 1 

 

4

Учимся считать налоги

Практикум 1 

 

5

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»

Занятие-игра  

 

6  

 

Сравниваем налоги граждан разных стран

Практикум 1

 

 

7  

 

Исследуем, какие налоги платит

семья         и         что         получает         от

государства

Мини-исследование  

 

8

Как работает налоговая служба

Учебная экскурсия

 

9

Учебные мини-проекты «Налоги»

Защита проектов

 

10

Что такое социальные пособия и какие они бывают

Практикум

 

11  

 

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

Практикум

 

12

 

Ролевая         игра         «Оформляем

социальное пособие»

Занятие-игра

 

13

Исследуем, какие социальные пособия получают люди

Мини-исследование  

 

14

Учебные         мини-проекты

«Социальные пособия»

Защита проектов

 

15

Обобщение результатов изучения раздела 1

Контроль знаний

 

16

Презентация портфолио «Чело- век и государство: как они взаи- модействуют»

 

 

Раздел 2. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (17часов)

17

Для чего нужны банки

Практикум  

 

18

Почему хранить сбережения

Практикум  

 

в банке выгоднее, чем дома

19

Какие бывают вклады

Практикум  

 

20

Что такое кредиты и надо ли их брать

Практикум  

 

21

Изучаем сайт Центрального банка РФ

Практикум  

 

22

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья  

Мини-исследование

 

23

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы

Практикум  

 

24

Как работает банк

Учебная экскурсия

 

25

Учебные мини-проекты «Банков- ские услуги для семьи»

Защита проектов

 

26

Что мы знаем о бизнесе

Практикум  

 

27

Как открыть фирму

Практикум  

 

28

Для         чего         нужны         бизнес-

инкубаторы

Учебная экскурсия 

 

29

Ролевая игра «Открываем фирму»

Занятие-игра

 

30

Что такое валюта и для чего она нужна

Практикум

 

31  

 

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях

Практикум  

 

32

Обобщение результатов изучения раздела 2

Контроль знаний

 

33

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и соб- ственный бизнес»

 

 

Заключение (1 час)

34

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность»

Итоговый контроль

 

 

Итого 

34

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» (7 класс)...

Рабочая программа курса "Финансовая грамотность"

Курс "Финансовой грамотности" для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (учебный курс) ДЛЯ 9 КЛАССА

Рабочая программа курса «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В.В.Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими доку...

Рабочая программа курса финансовой грамотности 8 класс

рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс...