Русская земля. От конфессионального, языкового и культурного поля – к государственному
статья (9 класс)

Рылова Надежда Александровна

А.С.Пушкин и М.В. Ломоносов высоко ценили деятельность Петра I. Поэты прославили его в веках как просветителя и патриота, прозорливого и работящего государя. При этом Ломоносов, как глубоко верующий человек, говорит нам о том, что Петр был послан России свыше.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 969_1.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Русская земля. От конфессионального, языкового и культурного поля – к государственному.

Рылова Надежда Александровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»

Г.Ноябрьск

2021 г.

5.Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»

  • Контактные данные:
  • телефон рабочий 8(3496) 42-49-72
  • телефон мобильный 89822697167.
  • kbkjdsq@yandex.ru

Русская земля. От конфессионального, языкового и культурного поля – к государственному.

А.С.Пушкин и М.В. Ломоносов высоко ценили деятельность Петра I. Поэты прославили его в веках как просветителя и патриота, прозорливого и работящего государя. При этом Ломоносов, как глубоко верующий человек, говорит нам о том, что Петр был послан России свыше.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин, «Стансы» [1]

Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.

М.В.Ломоносов, «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» [2]

Мне, как филологу, ближе именно такое, образно выраженное восприятие личности царя-реформатора. Всегда восхищала неординарность Петра1, смелость и огромный труд в сфере развития образования в России. О реформах и деяниях Петра 1 существуют крайне противоречивые мнения. Противоречивые мнения бытуют и о его религиозности, «от признания царя носителем живой и крепкой веры до мнения о его богоборческих устремлениях». [3, стр.225]

Граф Михаил Владимирович Толстой в своем труде «История русского православия» поддерживает пушкинскую традицию оценки петровского наследия. Толстой отмечает, что Петр не получил традиционного религиозного воспитания и в своих действиях руководствовался непосредственной пользой, однако обвинять Петра 1 в недостатке веры и слепом поклонении западу несправедливо. Царь, по свидетельству М.В. Толстого, не раз обращался к Божьему промыслу, много трудился, как и было завещано Создателем. «Быть трудолюбивым и честным, - рассуждает Петр, - вот лучшая политика человека власть имущего; приносит она, однако же, мало пользы, если не сопутствует ей благословение Божие». [4, стр. 509]

Из труда Толстого также узнаем, что Петр весьма благоволи двум святителям, митрополиту Новгородскому Иову и святому Митрофану, первому епископу Воронежскому. Первому – за его радение к образованию, второму – за его мудрость и стойкость в вере.

Николай Михайлович Зернов в книге «Вселенская церковь и русское православие» без обиняков называет Петра 1 революционером. «В своих попытках преодолеть сопротивление русского народа и повести его по пути европеизации Петр считал одним из своих главных противников Православную Церковь» [5] Максимилиан Волошин назвал Петра 1 первым большевиком.

Для строительства флота и других проектов нарождающейся Российской империи нужны были немалые средства, и взять их Петр 1 был намерен именно у церкви. Для этого влияние Церкви нужно было ослабить. Ослабить еще и потому, что для проведения реформ, во многом идущих вразрез с существующим миропорядком, нужна была единоличная власть монарха, право на неоспоримость его решений. Если до этого царь прислушивался к Патриарху, ревностно соблюдал все церковные предписания, признавая над собой высшую власть, Господа, и это ограничивало произвол царского правления, то после ряда церковных реформ Петра, монарх в России стал единственным источником власти.

Петр 1 не касался порядка богослужения, правоверия, но упразднил институт патриаршества, создал Священный Синод и «Духовный регламент», по его приказу были ограблены монастыри, и влияние церкви было ослаблено.

Это привело к тому, что дворянство массово начало увлекаться католицизмом, мистицизмом, масонством, в русское общество начали проникать идеи безбожного вольнодумства, как следствие – произошло разобщение русского мира.

Разрушение монастырского уклада пагубно сказалось на культурной и экономической жизни страны, ведь в монастырях велись летописи, создавались ценные книги, монахи много трудились и общинами возрождали пустынные отдаленные обители.

Лучшие представители Русской Православной Церкви не перестали стоять на страже христианской морали, но духовное единение людей было нарушено. Духовное единение русского мира, соборность, ярче всего проявляется не только в годину бедствий, но и в особое время, время праздника. И получилось так, что царь практически отнял у русского православного мира один из самых главных праздников – Рождество Христово. Им был введен светский праздник, который со временем отодвинул на второй план духовный. Истинно верующие никогда не забывали и не забывают о Рождестве, но единый духовный уклад жизни был нарушен на долгие годы.

Петром 1 стали насаждаться и ассамблеи, дружеские пирушки, не имевшие  с русской культурой ничего общего.

Началась секуляризация общества, что в полной мере отразилось в искусстве, живописи и особенно древнерусской литературе. В парсуне начинает проявляться интерес к конкретной личности, интерес к анатомически более  точному изображению человека. В произведения древнерусской литературы проникает вымысел, появляется жанр плутовской новеллы, произведения перестают быть анонимными.

Александр Николаевич Ужанкин, исследователь русской средневековой культуры помимо этого отмечает очень важную новую черту мироощущения русского человека, отраженную древнерусской литературой 40-х годов 17 века: «…в Петровское время происходит решительное переосмысление истории: она воспринимается как человеческое деяние». [6, стр. 32] А ранее история воспринималась как сфера действия Божественного промысла, поэтому те события, которые далекому от той эпохи человеку кажутся вымыслом, древнерусский писатель и читатель считали реальными. Главное, как считал Петр1,  - служить Отечеству, а значит и государю и стяжать мирскую славу. А ранее святые князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской считали главным служение Господу Богу и были чужды тщеславных помыслов.

Конфессиональное, языковое и культурное понятие – Русская земля – стало понятием государственным.

Православному русскому миру необходимо сберечь наследие Петра в сфере образования, брать с него пример в трудолюбии и радении за Отчизну, но не вставать на путь слепого, рабского подражания Западу.

Список литературы.

  1. https://ilibrary.ru/text/606/p.1/index.html
  2. https://rustih.ru/mixail-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-imperatricy/
  3. Энциклопедия для детей. [Т.40] Россия: православие. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.
  4. Толстой М.В. История русского православия./Толстой М.В. – М.: Эксмо, 2010.
  5. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov/vselenskaja-tserkov-i-russkoe-pravoslavie/4_1
  6. Древнерусская литература и русская государственность. Беседа с Александром Николаевичем Ужанковым, доктором филологических наук, заместителем директора по научной работе Российского научно-исследовательского института культуры и природного наследия имени Д.С. Лихачева, руководителем центра Фундаментальных исследований русской средневековой культуры. Первое сентября. История, май-июнь-2017, стр. 28-33, беседовал Алексей Савельев.
  7. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I; реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). М.: РГГУ, 1999.
  8. Рыжов К.В. Энциклопедия Российской государственности. От язычества к империи/К.В. Рыжов. – М.: Вече, 2008.
  9. Чумакова Т.В. Православие. – СПб: Питер, 2006.
  10.  Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (История России и её ближайших соседей). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1995.

Тезисы.

  1. А.С.Пушкин и М.В. Ломоносов прославили Петра I как просветителя и патриота, прозорливого и работящего государя.
  2. О реформах и религиозности Петра I существуют крайне противоречивые мнения.
  3. Граф Михаил Владимирович Толстой в своем труде «история русского православия» поддерживает пушкинскую традицию оценки петровского наследия.
  4. Исследователь Н. М. Зернов считает Петра I революционером.
  5. С помощью ряда реформ Петр I значительно ослабил влияние церкви.
  6. Введение Петром I светского праздника (Новый год) в противовес духовному (Рождество) нарушило соборный уклад русского общества.
  7. Конфессиональное, языковое и культурное понятие – Русская земля – стало понятием государственным.
  8. Православному русскому миру необходимо сберечь наследие Петра в сфере образования, брать с него пример в трудолюбии и радении за Отчизну, но не вставать на путь слепого, рабского подражания Западу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о языковой и культурной безэквивалентности

Актуальность вопросов, связанных с межкультурной коммуникацией, признается всеми, кто имеет отношение к лингвистике. Сейчас, в связи с активизацией международных контактов, в преподавании ...

Формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

материал подготовлен для представления на научно-практической конференции в МО "Красногвардейский район"...

Проектная деятельность по предмету «Технология» как одна из форм формирования культурного поля обучающихся

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изме...

Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?

Эссе Автор: Саая А.А. (гр. М-23) Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?«Язык народа – это феномен высшего порядка:каждый язык – достояние общечеловеческого...