Статья."Современный учебник русского языка как средство расширения эстетического пространства и формирования культурного поля школьника."
статья по русскому языку по теме

                                                                    Н.А.Перепёлкина.                                                     (г. Черноголовка)

«Современный учебник русского языка как средство расширения эстетического пространства и формирования культурного поля школьников»

  Комплект учебников  «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (авторский состав: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.) призывает учеников «развивать свою речь» (стр. 8, 5 класс) [Разумовская  2011].  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_perepyolkino1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                Статья Перепёлкиной                      

                                                                            Н. А. Перепёлкина

                                                                                                 (г. Черноголовка)

«Современный учебник русского языка как средство расширения эстетического пространства и формирования культурного поля школьников»

  Комплект учебников  «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (авторский состав: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов и др.) призывает учеников «развивать свою речь» (стр. 8, 5 класс) [Разумовская  2011].

  Учебники учитывают возможность достижения межпредметных результатов и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (рубрика «Учимся читать и понимать лингвистический текст» - упр. 5; мы будем рассматривать в качестве примера учебник 5 класса). В них использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы: «Иван – крестьянский сын…» - упр. 14, «Васюткино озеро» В. Астафьева,  подборка предложений из сказок Пушкина  - упр. 99, 153, 278,  загадки – упр. 137, 752, 765, считалка – упр. 638).

  Усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии (следует пронаблюдать: «Я произношу» - «Произносят другие» - «Следует говорить», стр.15) и формирование навыков выразительной устной речи (обучение постановке логического ударения, знакомство с произносительными пометами словарей – стр. 77). Даны упражнения на интонацию, логическое ударение, тембр и темп речи – упр. 51; предлагается понаблюдать за произношением дикторов телевидения.

  Учебник уделяет внимание изобразительно – выразительным средствам языка: стр. 79 – понятие о звукописи, § 34 «Когда слово  употребляется в переносном значении», специальные средства художественной изобразительности – метафора, олицетворение, эпитет  - стр. 92.

  Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей: «…язык – бесценный дар Бога…» (упр. 1). Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили и типы речи. Пятикласснику предложены различные виды речевой деятельности: чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение и создание, а также совершенствование собственного высказывания (стр. 150 - обучение различным видам интонации).

  Учебник предусматривает возможность достижения личностных результатов обучения. С этим связана его направленность  на формирование ответственности учеников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (в том числе к словарям учебника), интернет – справочникам, мультимедийному приложению. Учебник целенаправленно расширяет эстетическое пространство и  активно формирует культурное поле школьников.

  С первых уроков он помогает ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку - ГИА и ЕГЭ. В нём приведены высказывания о языке Л. Толстого - упр. 4, Н. Карамзина, К. Паустовского – упр.7; регулярны задания: найти в тексте главную мысль, ответ – доказательство; даётся понятие о микротеме, строении абзаца и т.д. Каждый речевой блок, включённый в учебник, содержит в себе рефлексивный компонент, который направлен на развитие навыков самопроверки, умение редактировать тексты – упр. 784, совершенствовать их – упр. 789.

  Содержание и методика обучения направлены на формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности к самооценке, развитию познавательных интересов( о названии цветка «мать – и -  мачехи», о диалектных словах, например, о 35 наименованиях курицы в Псковской области –стр.118); направлены на всестороннее развитие личности ученика средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

   Такое обучение  способствует формированию и развитию системы социальных и межличностных отношений, ценностно – смысловых установок, отражающих личностные  и гражданские позиции в их деятельности.

  Содержание учебника позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у пучеников культуроведческой компетенции - с помощью сведений  об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально – культурных традициях русского народа и о русских учёных – лингвистах (о Ломоносове, Гроте, Аванесове, Дале, Виноградове, Пешковском). Даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (отрывок из словаря В. Даля о 10 названиях дождей – упр. 322, текст о деревенской избе – упр. 335). Благодаря этому вырабатываются ценностные ориентации,  воспитывается  любовь к русскому языку и литературе (анализ пословиц и поговорок, прибауток, считалок, загадок – упр. 622, 626, 656, 638, 631). Обучение идёт на образцовых текстах Крылова. Пушкина. Лермонтова, Фета, Тургенева, Толстого, Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова, Друниной, Ошанина и др.)

  Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложение составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр. 15, обучение с помощью  вопросов отзыву о фотографии – упр. 50; обучение оценке действительности - § 69).

 Авторы  учли ведущую деятельность, характерную для детей 5 класса – общение, предложены в качестве дидактического материала отрывки из произведений детских писателей, изучаются этикетные слова (стр. 123).

  Эстетическое пространство учебника  представляет и его оформление: использование цветного поля, системы сигналов – символов, рисунки, образцы записей.

  Особую роль играют 16 цветных репродукций картин художников и фотографий, а также система работы с ними, представленная в заданиях упражнений (а в комплекте учебников таких репродукций 80!). Это пейзажи:  И.И Шишкин «Корабельная роща», И.И. Левитан «Осенний день», К.Ф. Юон – «Русская зима», И.Э. Грабарь «Ясный осенний вечер», фотография В. Гиппенрейтера «Сухие стволы сосен», «Стволы берёз», «Ландыши», «Опавшие осенние листья», «Зарянка», «Бурый медведь», «Пятнистый олень»;  натюрморт А.М. Герасимова «Полевые цветы», «Цветы и плоды» И.Т. Хруцкого, «Клубника и белый кувшин» И.И. Машкова; «Иван – царевич на сером волке» В. Васнецова; «Портрет Е.Н. Арсеньевой» В.Л.  Боровиковского. Это очень гармоничные, добрые, оптимистичные репродукции, яркие, красочные и  удивительно тёплые.

  Работа с картинами предусматривает чтение текстов – описаний картин, помогающих выразить своё восприятие увиденного (упр. 233), затем идёт работа с подобным текстом, в котором предложено вставить подходящие синонимы, а также попробовать самостоятельно описать некоторые детали одежды героини картины (упр. 238). А ответы на вопросы о картине (стр.145. упр. 525) составят её описание. Помогают выразить впечатление от картины и стихи: «Лес, точно терем расписной…» (Бунин - стр. 188). При описании птички на фотографии учебник предлагает обогатить свою речь словами, передающими цвет её оперения: «…палевый - светло – жёлтый с розовым оттенком» - упр. 552 (объяснение  пригодится при чтении «Ревизора»).

  В качестве упражнений даны и тексты о природе – удивительная по красоте миниатюра Юрия Куранова об утренних, вечерних, слепых дождях, в которой «Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием» (упр. 164).

  Подобранный учебный материал учитывает предполагаемый уровень личностного развития учащихся, а также психологические новообразования и уровень развития абстрактного мышления при восприятии («Любите ли вы ландыши? Какие чувства вызывает у вас фотография? Какие языковые средства вам помогут выразить эти чувства?» - упр. 565). Авторы учебного комплекта ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности («Необыкновенный язык наш есть ещё тайна» Н.В. Гоголь -  стр. 66).  

  Посмотрим, как овладевают этой тайной пятиклассники в своих сочинениях (они даны без правки, но учитель рецензирует работы, а дети их редактируют).

1. На картине И.Э Грабаря изображён ясный осенний вечер.  Эту картину нарисовал художник с высокого берега. Он показал закат солнца. Заливной луг освещён солнечным светом, а высокий берег уже отдыхает в прохладной тени. Осенние холода уже тронули некоторые деревья. Одни из них стоят в жёлтой окраске, а другие ещё зелёные. Художник использует окраски светлых тонов. Эта картина создаёт чувство свежести, тепла и уюта.

2 И.Э. Грабарь нарисовал картину «Ясный осенний вечер»с высокого берега, на которой изобразил широкую реку среди огромного поля, вдалеке низкие сиреневые горы или леса. По – моему, он рисовал эту картину ранней осенью, так как листья на деревьях ещё не совсем покраснели и пожелтели, и поля ещё зеленоватые.

  Художник использовал мягкие краски: зеленовато – бурую, жёлтую, оранжевую, голубую, светло – синюю, голубо – бежевую.

 Мне кажется, что я сейчас иду на дачу к дедушке Коле по лесам и лугам Белоруси.

  3.Ранняя осень. Чистое голубое небо. Со склона холма видны необъятные дали. Несёт свои воды река.

  Так изобразил эту картину осени И. Э. Грабарь. На фоне реки деревья, у многих листья ещё не пожелтели. За рекою раскидываются поля с пшеницей. Деревья качают вершинами. Дует лёгкий ветеро. .Вечернее солнце мягко освещает деревья.

Весь склон холма порос кустарником. Жёлтые листочки колышутся на ветру. Стоит бабье лето. Осень ещё только началась.

 Наверное, гуляя в рощах у реки, художник прощался с летом.

Личное отношение к картине  выражено так:

1.Эта картина вызывает светлое чувство радости и сладкой тоски.2.Картина вызывает чувство солнечного дня. 3.Эта картина открывает новый взгляд на осень. Она поднимает настроение своими яркими красками.4.Эта картина вызывает очень хорошие чувства. Я смотрю на неё и радуюсь.5.Я поражаюсь искусству Грабаря. Мне очень нравится его картина.

  Интересны и работы по фотографиям:

1.Фотография «Опавшие осенние листья» похожа на тёмно – пёстрый осенний ковёр. Он состоит из листьев, прикрывающих ещё зелёную траву, веточек, желудей.

  Листья прилетели сюда с разных деревьев. Больше всего осиновых разноцветных листочков, бурых, красных, желтоватых, коричневых, зеленоватых, оранжевых. Они все уже не такие яркие, как в сентябре.

 На земле также лежит немного коричневых дубовых листков и маленьких жёлтых берёзовых.

  Наверное, недавно прошли дожди, потому что осиновые листья влажно блестят, они успели уже почернеть от сырости, а на одном из дубовых листков есть небольшая лужица воды. Даже промокшая палка, покрытая зелёной плесенью, видна в углу фото.

  Мне кажется, что эту фотографию сделали в середине осени по дороге за грибами, на лесной полянке, окружённой деревьями. И не жёлуди на земле лежат, а маленькие грибки из - под листьев выглядывают.

2.Смотришь на листья, опавшие с деревьев, и понимаешь, что на улице уже осень. Так жаль, что листья темнеют и теряют все свои яркие краски. Зелёная травка местами ещё проглядывает, листочки напоминают цвета уходящего лета. Жёлтый цвет солнца, красный цвет тепла, а зелёный цвет - насыщенного и весёлого лета.

3.Наступила осень. Деревья сбросили пожелтевшие листья и устлали землю шуршащим ковром. Здесь собрались все цвета, какие только бывают! Вот красный осиновый медальончик, а там лежит бурая дубовая крона. Одни листочки, как цветочки, другие похожи на звёздочки. Наверное, весной, когда они только родились, им  хотелось вырасти, стать большими, красивыми,. разноцветными.

Сквозь лесную подстилку проглядывает трава. Она ещё свежа и полна сил, хотя уже морозно.

А вот у деревца обломился сучок. Как мне его жалко! Он хотел жить долго – долго, но не получилось.

Осень так прекрасна! Можно любоваться ею часами. Это никогда не надоест. Какой интересный клён под моим окном! Снизу листва зелёная, а в середине жёлтая, наверху – бордовая.

Я думаю, деревья, сбросившие крону, были не менее необычными

Наверное, все люди любят осень.

  Мы видим, как многому могут научить картины: всматриваться, рассуждать, восторгаться, учиться любить, подмечать, сочувствовать, философствовать, может быть, будущих маленьких Пришвиных и Паустовских.

  «На всех словах – события печать, они дались недаром человеку»,- мудрое изречение С.Я. Маршака (стр. 120) предостерегает наших детей от легкомысленного отношения к языку, учит уважать и беречь его, видеть его красоту, учиться владеть им в совершенстве.

Литература

1.Разумовская М.М. и др. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

Статья "Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС"

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать  в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добыв...

Информационное пространство современного учебника русского языка

Информационное пространство современного учебника русского языка...

Учебник русского языка как средство развития познавательного интереса

Данная статья посявщена  развитию у школьников  познавательного интереса через учебник русского языка....

Статья "Какой учебник русского языка нужен современному учителю?"

В данной статье представлены предложения из практики работы учителя для разработчиков учебника русского языка. Автор статьи анализирует материал по теме "Имя существительное", представ...