Система оценивания образовательных достижений
материал

Чиркова Гермине Аршалуйсовна

Система оценивания образовательных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya.docx20.03 КБ
Файл zachet_ustnyy.docx26 КБ
Файл pismennyy_zachet.docx56.23 КБ
Файл kontolnaya_chetvertnaya.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

        Прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми руководствуюсь при осуществлении оценочной деятельности: любая деятельность ученика по приобретению знаний должна быть оценена; оценка должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть; оценка, в первую очередь, должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные; оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя; оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить детей самооценке и саморефлексии; оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная; оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество; нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке; оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

        Для успешного обучения истории и обществознания необходим систематический контроль и самоконтроль над качеством знаний и умений учащихся. Совершенствование системы контроля позволяет повысить эффективность обучения, так как контроль дает мне возможность своевременно получать информацию о ходе учебного процесса, об уровне усвоения программного материала. Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки при реализации ФГОС мне помогают различные приёмы и способы. На каждом уроке всегда проводится  итоговая рефлексия в конце каждого урока. Мною разработаны различные рефлексивные таблицы, листы самооценки. Необходимо отметить, что такая форма оценка учащимся очень нравится. На уроках всегда присутствует взаимопроверка, взаимозачеты. Обучающиеся сами разрабатывают дидактические карточки, например: по датам, терминам, историческим личностям, культуре.

        В связи с той ролью, которую играет контроль на различных этапах обучения, можно выделить следующие основные типы контроля: исходный, текущий, тематический, итоговый.

        Назначение исходного контроля – выявить знания, умения, навыки учащихся к началу обучения. Такой тип чаще применяют после перерыва в обучении.

        На уроках истории применяю различные формы текущего контроля над качеством знаний и умений учащихся.

1.        Знание дат. Незнание дат  ведет к ошибкам при хронологических заданиях. Поэтому постоянно требуется контроль при их запоминании, изучении.    

Опрос дат можно проводить устный, письменный, в парах.

        2. Взаимопроверка и самопроверка. При выполнении различных видов самостоятельных работ, можно использовать взаимопроверку и самопроверку. Это активизирует мыслительную, познавательную деятельность учащихся и развивает самоконтроль, который важен в процессе обучения.  Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, кроссворд).

        3. Исторические и обществоведческие диктанты.

        4. Тестовые работы.

        В тематическом контроле потребность возникает после завершения учащимися определенной темы. Мною применяются различные программы, в частности, генератор тестов на инфоуроке, в которых включены задания варианта А и вопросы варианта В. В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих терминов.  Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.

        Итоговый контроль помогает определить конечные результаты изучения темы, раздела. Чаще итоговым контролем по истории является контрольная работа с различными видами заданий. По завершении изучения блока использую зачетный метод.

        Методы и формы оценивания (перечислить): На уроках я использую все перечисленные в основном документе (ФГОС) методы и формы оценки достижения результатов учащихся. Наиболее активно я пользуюсь такими методами оценивания достижений учащихся как проекты, разнообразные творческие и практические работы, тестирование, само- и взаимоконтроль. На каждом уроке я использую раздаточный материал: карточки для контроля усвоения терминов, дат, задания в рабочей тетради, индивидуальные задания в учебнике и т. д.; просматриваю рабочие тетради учащихся и за выполнение заданий тоже накапливаются баллы, часто учащиеся сами оценивают свою работу (самоконтроль или взаимоконтроль); все дети (особенно «сильные», имеющие «4» и «5» по истории), могут прислать индивидуальную работу в сетевом городе (обычно, это творческое задание, например, эссе, мини-сочинение и др.); мини-самостоятельные, мини-диктанты (индивидуальные, групповые, парные). Это позволяет иметь хорошую «накопляемость оценок», пользуюсь шкалой в пять баллов. Эта система особенно удобна для «слабых» учащихся, так как «сильные» на одном уроке набирают четыре или пять баллов. Для постоянного текущего контроля я применяю рейтинговую систему, чтобы «наполняемость» оценок была максимальной, а итоговая оценка была более объективной. Рейтинговая система позволяет преодолеть недостатки традиционной пятибалльной системы и достаточно дифференцированно оценить успехи каждого учащегося.  

        У учителя имеется немало форм и методов оценивания достижений учащихся, но по моему мнению, их необходимо приводить в четкое соответствие с теми, что существуют на выпускном экзамене. Самое главное учитель не должен забывать о воспитывающей функции контроля: ученик должен научиться оценивать себя, делать выводы и корректировать свой учебный процесс, свое отношение к учению.  



Предварительный просмотр:

Вопросы для проведения зачета в устной форме

по предмету «История» 7 класс

Экзаменационные билеты охватывают содержание курса «История России в XVI- XVII веках». Вопросы и требования к ответам ориентированы на базовые знания и умения учащихся.

Ответы на все вопросы экзаменационных билетов даются в устной форме.

Предлагаемые билеты отличаются от традиционных билетов устного экзамена по истории тем, что содержат типологически разные вопросы, каждый из которых позволяет проверить и оценить определенные стороны подготовки учащихся.

Билеты рассчитаны на комплексную проверку подготовки учащихся 7 классов в соответствии с требованиями образовательного стандарта.

Дополнительно представлен перечень карточек, для учащихся, у которых устный ответ вызывает сильные затруднения.

В число проверяемых элементов подготовки входят:

  • знание важнейших дат, фактов, понятий и терминов;
  • понимание        причинно-следственной        обусловленности исторических событий, их места в ряду (контексте) исторических явлений и процессов;
  • умения составлять историческое описание (рассказ), систематизировать факты, соотносить единичный факт (событие) и общее явление или процесс, проводить сравнение событий и явлений, объяснять их причины и следствия, извлекать информацию из исторических текстов (источников).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа

(введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы,

неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные

предложения и фразы, постоянная необходимость в

помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные

фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются

обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность

задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема

выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы

неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не

делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение

задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3.

Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими

фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические

ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные,

идентифицируются как правдоподобные,

вымышленные, спорные,

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу

между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать

детали, даже если они подсказываются учителем;

факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

сомнительные; факты

отделяются от мнений

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются;

определяются чётко, но не всегда полно; правильное и

доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия;

определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно- следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая

последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно- следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения

последовательности

Вопросы к устному зачету по предмету «История России»

  1. Земледелие, крестьянство в начале XVI века. Виды пашенного земледелия.
  2. Ливонская война (причины, повод)
  3. Судебник Ивана III.
  4. Василий III. Система управления (Боярская Дума, наместники)
  5. Перечислите всех глав российского государства в период Смутного времени.
  6. Правление Елены Глинской.
  7. Итоги Ливонской войны.
  8. Личность Ивана Васильевича Рюриковича
  9. Церковный раскол.
  10. Реформы Избранной Рады. (одна реформа — подробно).
  11. Старообрядцы.
  12. Судебник Ивана IV (крестьяне).
  13. Реформы Никона.
  14. Присоединение Казанского ханства. Значение присоединения
  15. Медный бунт.
  16. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения
  17. Походы Ермака.
  18. Итоги царствования Ивана IV.
  19. Смутное время (определение, датировка, причины)
  20. Соляной бунт.
  21. Российское общество: «служилые» и «тяглые» 22.Избрание Романовых на трон

23.Соборное Уложение 1649 г 24.Опричнина.

25. Первые Романовы на троне ( личности, периодизация) 26.Последствия Смуты

27.I и II Народные Ополчения.

28.Федор Иванович на русском троне. 29.Восстание Степана Разина

  1. Самозванцы в России
  2. Смоленская война. Поляновский мир.

32.1.Изменение системы управления при первых Романовых. 33.Закрепощение крестьян.

  1. Итоги Смутного времени.
  2. Международные отношения России в 17 веке
  3. Русские путешественники и первопроходцы 17 века (1 на выбор)


Предварительный просмотр:

Учебная дисциплина История

Тест-билет дифференцированного зачёта для 10-11классов

Инструкция к выполнению работы.

Данная работа рассчитана на 90 минут урока  и предусматривает 21 задание, из которых:

- 18 заданий первого уровня сложности, каждый правильный ответ  оценивается в один балл – всего 25 баллов;

- 2 задания второго уровня сложности, оценивается в 4 балла

-1 задание    на  принцип образования ряда 2 балла

-1 задание на определение исторической личности оценивается в 2 балла.

- 1 задание третьего уровня сложности на анализ фрагмента источника, каждый указанный элемент   оценивается  в 1 балл -всего 4 балла

Таким образом, работа оценивается в 33 балла  путём суммирования всех правильных ответов.

Для перевода из бальной системы в оценки применяется следующая система:

0-15 баллов – оценка – «2»

16-22 балла – оценка – «3»

23-29 баллов – оценка – «4»

30-33 балла – оценка – «5»

Вариант – 1

1. Действующая   ныне  Конституция  Российской Федерации была принята:

а) 7 октября 1977 г.

б)  19 августа 1991 г.

в)25 апреля 1993 г.

г) 12 декабря 1993 г.

2.  Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

а) Н. И. Рыжкова        в) Е. Т. Гайдара

б) Б. М. Примакова     г) С. В. Кириенко

3.Государственный орган,  осуществляющий  согласно Конституции РФ, исполнительную власть в России:

а) Конституционный суд

б) правительство

в) Совет Федерации

г) Государственная Дума

4  Одним из важных событий в отношениях России с развитыми странами мира в 90-е гг. стало ее вступление в:

а) Совет Европы

б) Совет Безопасности ООН

в) Лигу Наций

г) Всемирную торговую организацию

5.Для внешней политики России характерно(а)…
а).поддержка террористов
б). членство в Совете безопасности ООН
в). вступление в НАТО
г) поддержка США во всех военных операциях за рубежом

6. Первые выборы Президента России состоялись в…
а). 1991 г.                                                    б). 1993 г.
в). 1996 г.                                                     г). 1999 г.

7. Год образования независимого государства Российской Федерации:

а) 1993;    

б) 2001;      

в) 1990;    

г) 1991.

8. Назовите причину перехода советского руководства к политике перестройки?

а) кризисные явления во всех сферах жизни общества;

б) распад мировой социалистической системы;

в) требования мировой общественности;

г) массовые выступления населения против режима.

9.Основная черта современного общества:

а) развитие информационных технологий;

б) активное развитие сельского хозяйства;

в) использование машинного труда;

г) отказ от религиозных догм.

10. Первоочередная задача, решавшаяся руководством России в 1990е годы:

а) укрепление централизованной административной системы;

б) переход к рыночной экономике;

в) переселение в Россию русского населения из стран СНГ;

г) наращивание ядерных вооружений.

11. Всемирные региональные организации образованы в интересах стран какого-либо региона. Выбери из предложенного списка такие организации

а)Европейский Союз(ЕС)

б) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН)

в) Черноморского экономического сотрудничества(ЧЭС)

г) Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ)

12.Предпосылки для успешного развития инновационного бизнеса в России

а)достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям;

б) наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов;

в)наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством

13. Приватизация – это

а) обесценивание денег;

б) перевод собственности из государственной в частную;

в) принятие решения на основе общего согласия;

г) перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции.

14. Постсоветское пространство

а)среднеазиатские владения Российской империи

б)  республики бывшего СССР

в)  союзное государство России и Белоруссии

г) СНГ

15. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

1.  Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения им действий, противоречащих Конституции страны.

2.  Первым Президентом России был В. В. Путин.

3.  Понятие   «ближнее  зарубежье»   для  России 1990-х гг. включает в себя бывшие союзные республики СССР.

4.  За президентское кресло во время второго тура президентских выборов 1996 г.  боролись Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов.

5.  В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен Успенский собор Московского Кремля.

 16.Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

а) поэты, создатели жанра авторской песни;

б) музыканты, исполнители классической музыки;

в) известные литературные критики;

г) ученые-эмигранты, уехавшие из СССР в 1970-е годы.

17.Назовите дату создания Содружества Независимых Государств.

а) декабрь 1991 года

б) ноябрь 1991 года

в) декабрь 1990 года

г) ноябрь 1990 года

18.«Афганцами» в СССР в конце 70-х – 80-х гг. называли:

а) советских строителей, помогающих создавать собственную промышленность Афганистану

б) советских военнослужащих, участвовавших в войне на территории Афганистана

в) советских врачей, помогавших бороться с эпидемиями в Афганистане и других странах «третьего мира»

19. По какому принципу образованы ряды?

В. П. Астафьев, Ф. И. Искандер, В. Г. Распутин

20.О ком идет речь?

Политический  деятель,   экономист.   Внук   известного советского писателя. В июне—декабре 1992 г. исполнял обязанности Председателя правительства РФ. С его именем связывают начало широкомасштабных экономических преобразований. VII Съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в декабре 1992 г., добился его отставки. Доктор экономических наук.

21.Проанализируйте документы  и   ответьте   на вопросы

     Из доклада М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС  6 июня  1986 г.
«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

Суть коренной перестройки управления экономикой страны- переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»

1.В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г. Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

         Из Постановления Пленума ЦК КПСС(октябрь 1990)

    « ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда….Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры..»

  1. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя  результатом своей экономической политики переход к рыночным   отношениям?

Учебная дисциплина История

Тест-билет дифференцированного зачёта

Инструкция к выполнению работы.

Данная работа рассчитана на 90 минут урока  и предусматривает 21 задание, из которых:

- 18 заданий первого уровня сложности, каждый правильный элемент  оценивается в один балл – всего 25 баллов;

- 2 задания второго уровня сложности, оценивается в 4 балла

-1 задание    на  принцип образования ряда 2 балла

-1 задание на определение исторической личности оценивается в 2 балла.

- 1 задание третьего уровня сложности на анализ фрагмента источника, каждый указанный элемент   оценивается  в 1 балл -всего 4 балла

Таким образом, работа оценивается в 33 балла  путём суммирования всех правильных ответов.

Для перевода из бальной системы в оценки применяется следующая система:

0-15 баллов – оценка – «2»

16-22 балла – оценка – «3»

23-29 баллов – оценка – «4»

30-33 балла – оценка – «5»

Вариант – 1I

1. Событие, произошедшее в октябре 1993 г.:

а) начало работы Государственной Думы

б) принятие новой Конституции РФ

в) избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ

г) вооруженное противостояние Президента РФ и Верховного Совета

2  Ваучер — это:

а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер

б) приватизационный чек

в) лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью

г) страховой медицинский полис

3.  По Конституции РФ органом законодательной власти стал(о):

а) Конституционный суд

б) Федеральное Собрание

в) правительство РФ

г) Верховный Совет

4.  Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

а) нефть, газ

б) продукты сельского хозяйства

в) станки и приборы

г) компьютеры

5. Для внешней политики России  на современном этапе характерно
а). участие в антитеррористической коалиции развитых государств
б). вступление в НАТО
в). создание Организации Варшавского договора (ОВД)
г). поддержка террористов

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
а). 25 декабря 1993 г.                               б). 12 декабря 1993 г.
в). 4 октября 1993 г.                                 г). 19 августа 1991 г.

7.Укажите период в СССР, когда стало реальностью понятие «многопартийность»:

а) 1945-1953 гг.;

б) 1953-1964 гг.;

в) 1964-1985 гг.;

г) 1985-1990 гг.

8.Президенты Российской Федерации вступают в должность в результате:

а) избрания Государственной Думой;

б) назначения Федеральным собранием;

в) всенародных выборов;

г) назначения Конституционным судом.

9.В основе современных международных процессов лежит:

а) мировая интеграция;        

б) противостояние Европы и Азии;

в) уменьшение роли ООН;    

г) главенство национальных интересов каждого государства.

10.Окончанием  разрядки и нагнетанием напряженности в 70-80гг  являлось?

а) ввод советских войск в Афганистан

б) новый виток гонки вооружения

в) укрепление безопасности в Европе

11 Выбери  организации, в которых наша страна по разным причинам участвовать не может, однако сотрудничество со многими из них выгодно России.

 а) НАТО

 б) Европейский Союз (ЕС)

 в) Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

 г) Международная организация труда (МОТ)

12. Экстремистские  организации в российской молодёжной среде

а) Скинхеды 

б) Союз русского народа(СРН)
в) «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ)

13. Экстремизм -

а)приверженность к крайним взглядам, мерам

б) всенародное голосование  по важнейшим вопросам жизни страны

в) передача или продажа в частную собственность части государственной собственности

г)  военно-промышленный комплекс

14.ВПК-

а) военно-промышленный комплекс

б)межнациональный конфликт

в)международная организация

г) товарный дефицит

15. Выберите из предложенных суждений правильные. Выпишите их номера.

1.  Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения действий, противоречащих Конституции страны

2.  Первым Президентом СССР  был М. С. Горбачев

3.  В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен храм Христа Спасителя.

4.  Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием.

5.  Президенты Российской Федерации в 90-х гг. вступали в должность в результате избрания Государственной Думой.

16.Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

а) эмигрантами;

б) анархистами;

в) диссидентами;

г) космополитами.

17.В каком году В. Путин был впервые избран Президентом?

1) 2000

2) 1999

3) 1998

4) 1997

18.Новый информационный порядок в стране, гарантирующий каждому гражданину широкий доступ к правдивой информации, получил название:

а) «социализм с человеческим лицом»

б) «гласность»

в) «новое политическое мышление»

19. По какому принципу образованы ряды?

  В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, СВ. Степашин 

20. О ком идет речь

  «В последние годы все более беспомощный………. Руководил Политбюро чисто символически. Заседания Политбюро, которые он вел, втискивались обычно в 45 минут - с 11 до 11.45 утра, изредка до 12 – 13 часов дня. Аналогично и в тех же случаях, когда по поручению генсека обсуждением  вопросов на Политбюро дирижировал Суслов, Черненко, Андропов, Горбачев».

21. Проанализируйте  документ  и   ответьте   на вопросы       

Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве»

« Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение,а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь, состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества»

Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке» Нью-Йорк,1979г.

…..-Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно- как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального  несогласия, если в обществе существуют меньшинства ,не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма ,который часто приобретает, социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением  меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно ,этот протест не укладывается в рамки привычного  противостояния левых и правых сил политического спектра.

Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных ,неудачных решений.

  1. В чем автор видит причины национальных конфликтов?
  2. В чем он видит выход из конфликта?

Эталон ответов

к тест - билетам дифференцированного зачёта

по учебной дисциплине История

Вариант – 1

1. Действующая   ныне  Конституция  Российской Федерации была принята:

а) 7 октября 1977 г.

б)  19 августа 1991 г.

в)25 апреля 1993 г.

г) 12 декабря 1993 г.

2.  Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

а) Н. И. Рыжкова        в) Е. Т. Гайдара

б) Б. М. Примакова     г) С. В. Кириенко

3.Государственный орган,  осуществляющий  согласно Конституции РФ, исполнительную власть в России:

а) Конституционный суд

б) Правительство

в) Совет Федерации

г) Государственная Дума

4  Одним из важных событий в отношениях России с развитыми странами мира в 90-е гг. стало ее вступление в:

а) Совет Европы

б) Совет Безопасности ООН

в) Лигу Наций

г) Всемирную торговую организацию

5.Для внешней политики России характерно(а)…
а).поддержка террористов
б). членство в Совете безопасности ООН
в). вступление в НАТО
г) поддержка США во всех военных операциях за рубежом

6. Первые выборы Президента России состоялись в…
а). 1991 г.                                                    б). 1993 г.
в). 1996 г.                                                     г). 1999 г.

7. Год образования независимого государства Российской Федерации:

а) 1993;    

б) 2001;      

в) 1990;    

г) 1991.

8. Назовите причину перехода советского руководства к политике перестройки?

а) кризисные явления во всех сферах жизни общества;

б) распад мировой социалистической системы;

в) требования мировой общественности;

г) массовые выступления населения против режима.

9.Основная черта современного общества:

а) развитие информационных технологий;

б) активное развитие сельского хозяйства;

в) использование машинного труда;

г) отказ от религиозных догм.

10. Первоочередная задача, решавшаяся руководством России в 1990е годы:

а) укрепление централизованной административной системы;

б) переход к рыночной экономике;

в) переселение в Россию русского населения из стран СНГ;

г) наращивание ядерных вооружений.

11. Всемирные региональные организации образованы в интересах стран какого-либо региона. Выбери из предложенного списка такие организации

а)Европейский Союз(ЕС)

б) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии(АСЕАН)

в) Черноморского экономического сотрудничества(ЧЭС)

г) Всемирная организация здравоохранения(ВОЗ)

12.Предпосылки для успешного развития инновационного бизнеса в России

а)достаточный уровень развития науки по отдельным ее направлениям;

б) наличие необходимых финансовых и материальных государственных ресурсов;

в)наличие комплекса предприятий с хорошо технологически организованным производством

13. Приватизация – это

а) обесценивание денег;

б) перевод собственности из государственной в частную;

в) принятие решения на основе общего согласия;

г) перевод военных предприятий на выпуск мирной продукции.

14. Постсоветское пространство

а)среднеазиатские владения Российской империи

б)  республики бывшего СССР

в)  союзное государство России и Белоруссии

г) СНГ

15. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.

1.  Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения им действий, противоречащих Конституции страны.

2.  Первым Президентом России был В. В. Путин.

3.  Понятие   «ближнее  зарубежье»   для  России 1990-х гг. включает в себя бывшие союзные республики СССР.

4.  За президентское кресло во время второго тура президентских выборов 1996 г.  боролись Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов.

5.  В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен Успенский собор Московского Кремля.

16. Ю. Визбор, Ю. Ким, Б. Окуджава, А. Галич – это:

а) поэты, создатели жанра авторской песни;

б) музыканты, исполнители классической музыки;

в) известные литературные критики;

г) ученые-эмигранты, уехавшие из СССР в 1970-е годы 

17 Назовите дату создания Содружества Независимых Государств.

а) декабрь 1991 года

б) ноябрь 1991 года

в) декабрь 1990 года

г) ноябрь 1990 года

18.«Афганцами» в СССР в конце 70-х – 80-х гг. называли:

а) советских строителей, помогающих создавать собственную промышленность Афганистану

б) советских военнослужащих, участвовавших в войне на территории Афганистана

в) советских врачей, помогавших бороться с эпидемиями в Афганистане и других странах «третьего мира»

19.По какому принципу образованы ряды?

В. П. Астафьев, Ф. И. Искандер, В. Г. Распутин (деятели культуры)

20.О ком идет речь?

Политический  деятель,   экономист.   Внук   известного советского писателя. В июне—декабре 1992 г. исполнял обязанности Председателя правительства РФ. С его именем связывают начало широкомасштабных экономических преобразований. VII Съезд народных депутатов РФ, состоявшийся в декабре 1992 г., добился его отставки. Доктор экономических наук.

Ответ:  Егор Гайдар

21.Проанализируйте документы  и   ответьте   на вопросы

      Из доклада М. С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС  6 июня  1986 г.
«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

Суть коренной перестройки управления экономикой страны- переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»

1.В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г. Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?

-В чем руководство партии видело отсутствие прогресса в реформировании экономики в 1987г.

«Темпы нашего движения и освоения новых методов хозяйствования в немалой степени затормаживаются громоздкостью и неэффективности работы аппарата управления….

 -Какие пути выхода из ситуации оно предлагало?   «Переход от преимущественно административных к экономическим методам   руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.»

        Из Постановления Пленума ЦК КПСС(октябрь 1990)

    « ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда….Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры..»

  1. Какую цель преследовало руководство КПСС, объявляя  результатом своей экономической политики переход к рыночным   отношениям?

 «-Прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечив полное раскрепощение их инициативы и деловой активности.

  -Создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективности труда…»

Эталон ответов

к тест- билетам дифференцированного зачёта

по учебной дисциплине История

Вариант – 1I

1. Событие, произошедшее в октябре 1993 г.:

а) начало работы Государственной Думы

б) принятие новой Конституции РФ

в) избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ

г) вооруженное противостояние Президента РФ и Верховного Совета

2  Ваучер — это:

а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер

б) приватизационный чек

в) лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью

г) страховой медицинский полис

3.  По Конституции РФ органом законодательной власти стал(о):

а) Конституционный суд

б) Федеральное Собрание

в) правительство РФ

г) Верховный Совет

4.  Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

а) нефть, газ

б) продукты сельского хозяйства

в) станки и приборы

г) компьютеры

5. Для внешней политики России  на современном этапе характерно
а). участие в антитеррористической коалиции развитых государств
б). вступление в НАТО
в). создание Организации Варшавского договора (ОВД)
г). поддержка террористов

6. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…
а). 25 декабря 1993 г.                               б). 12 декабря 1993 г.
в). 4 октября 1993 г.                                 г). 19 августа 1991 г.

7.Укажите период в СССР, когда стало реальностью понятие «многопартийность»:

а) 1945-1953 гг.;

б) 1953-1964 гг.;

в) 1964-1985 гг.;

г) 1985-1990 гг.

8.Президенты Российской Федерации вступают в должность в результате:

а) избрания Государственной Думой;

б) назначения Федеральным собранием;

в) всенародных выборов;

г) назначения Конституционным судом.

9.В основе современных международных процессов лежит:

а) мировая интеграция;        

б) противостояние Европы и Азии;

в) уменьшение роли ООН;    

г) главенство национальных интересов каждого государства.

10.Окончанием  разрядки и нагнетанием напряженности в 70-80гг  являлось?

а) вывод советских войск из Афганистана

б) новый виток гонки вооружения

в) укрепление безопасности в Европе

11 Выбери  организации, в которых наша страна по разным причинам участвовать не может, однако сотрудничество со многими из них выгодно России.

 а) НАТО

 б) Европейский Союз (ЕС)

 в) Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК)

 г) Международная организация труда (МОТ)

12. Экстремистские  организации в российской молодёжной среде

а) Скинхеды 

б) Союз русского народа(СРН)
в) «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ)

13. Экстремизм -

а)приверженность к крайним взглядам, мерам

б) всенародное голосование  по важнейшим вопросам жизни страны

в) передача или продажа в частную собственность части государственной собственности

г)  военно-промышленный комплекс

14.ВПК-

а) военно-промышленный комплекс

б)межнациональный конфликт

в)международная организация

г) товарный дефицит

15.  Выберите из предложенных суждений правильные. Выпишите их номера.

1.  Импичмент — это отстранение главы государства от власти в случае неспособности выполнения им своих полномочий или совершения действий, противоречащих Конституции страны

2.  Первым Президентом СССР  был М. С. Горбачев

3.  В 1990-е гг. в Москве был заново отстроен храм Христа Спасителя.

4. Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием.

5.  Президенты Российской Федерации в 90-х гг. вступали в должность в результате избрания Государственной Думой.

16.  Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х гг. людей, не разделявших господствовавшую в СССР государственную идеологию?

а) эмигрантами;

б) анархистами;

в) диссидентами;

г) космополитами.

17 В каком году В. Путин был впервые избран Президентом?

1) 2000

2) 1999

3) 1998

4) 1997

18.Новый информационный порядок в стране, гарантирующий каждому гражданину широкий доступ к правдивой информации, получил название:

а) «социализм с человеческим лицом»

б) «гласность»

в) «новое политическое мышление»

19. По какому принципу образованы ряды?

  В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, СВ. Степашин ( глава правительства РФ;)

20. О ком идет речь

  «В последние годы все более беспомощный………. Руководил Политбюро чисто символически. Заседания Политбюро, которые он вел, втискивались обычно в 45 минут - с 11 до 11.45 утра, изредка до 12 – 13 часов дня. Аналогично и в тех же случаях, когда по поручению генсека обсуждением  вопросов на Политбюро дирижировал Суслов, Черненко, Андропов, Горбачев».

Ответ:      Л. И.Брежнев  

21. Проанализируйте  документ  и   ответьте   на вопросы   

   Из книги А.Г. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве»

« Очевидно, что вопрос о равенстве наций должен получить цивилизованное решение, а именно: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении ее в жизнь, состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества»

Из книги А. Смита «Национализм в двадцатом веке» Нью-Йорк,1979г.

…..-Во-первых, существует классическая проблема, с которой сталкивается каждая демократия, а именно- как реагировать на требования меньшинств или внесистемных групп. Правительство большинства вынуждено сталкиваться с острейшей проблемой социального  несогласия, если в обществе существуют меньшинства ,не разделяющие основные принципы и ценности, лежащие в основе политической системы. Во-вторых, в самих странах Запада ныне наблюдается подъем национализма ,который часто приобретает, социал-демократический оттенок и получает большую поддержку интеллигенции. Этот национализм является движением  меньшинства. Он представляет собой протест против существующего положения, против институтов большинства во имя свободы и права иметь отличия. Соответственно ,этот протест не укладывается в рамки привычного  противостояния левых и правых сил политического спектра.

Я утверждаю, что нынешний подъем национализма на Западе необходимо рассматривать как протест этнических меньшинств против неготовности устоявшихся государств, многие из которых являются либерально-демократическими, признать их самобытность и их права. Это протест против отсроченных, невыполненных ,неудачных решений.

  1. В чем автор видит причины национальных конфликтов?
  2. В чем он видит выход из конфликта?

Ответ

  1.  В чем автор видит причины национальных конфликтов?

-Неравноправие наций.

      -Проблема социального разногласия.

      -Протест против института большинства во имя свободы и права иметь отличия

  1.  В чем он видит выход из конфликта?

                -Признание  самобытности  и прав этнических меньшинств



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по обществознанию I четверть 9 класс

Тема: «Экономика и ее основные элементы»

  1. Дать определение понятиям:

- экономика

- модернизация

  1. Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  факторный доход  — рента

Б)  все виды природных ресурсов, пригодных для производства экономических благ

В)  деятельность, связанная с риском, благодаря которой происходит эффективное соединение всех факторов производства

Г)  факторный доход  — заработная плата

Д)  созданные человеком средства производства

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1)  предпринимательство (предпринимательские способности)

2)  труд

3)  земля

4)  капитал

  1. Назовите три способа получения права собственности и проиллюстрируйте один пример  право собственности.
  2. Вставь пропущенное слово.

Собственность

Владение

……………………..

Распоряжение

  1. Дать понятие определению.

………………………………..

Всеобщий эквивалент, мерило стоимости товаров и услуг, средство обращения, накопления, а также платежное средство.

  1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия. Запишите это слово.

 

Мировые деньги, функции денег, средство платежа, средство накопления, мера стоимости.

  1. Верны ли суждения?

А. Потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги.

Б. В роли потребителя может выступать человек или фирма.

 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

  1. Гражданин К. водил машину по доверенности. Он ездил на ней каждый день на работу. Какое отношение к собственности демонстрирует поведение гражданина К.?

1. распоряжение

2. пользование

3. владение

4. принадлежность

 

9. Ресурсы, необходимые для поддержания жизнедеятельности и развития человека, предприятия (фирмы) и общества в целом, называют

1) издержками производства

2) экономическими способностями

3) производственными технологиями

4) экономическими благами

10.Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов связана с нехваткой имеющихся ресурсов для производства необходимого объема благ.

Б. Проблема ограниченности ресурсов ощущается даже в развитых странах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...