Технологическая карта урока "Ознакомительное чтение". Внеурочная деятельность 10 класс
план-конспект занятия (10 класс)

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения: 

1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);

2) чтением с извлечением полной информации из текста (изучающее чтение);

3) чтение с получением самого общего представления о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое чтение).

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  литература

Класс: 10

Тип урока: Изучение нового  материала

          Технология: развитие критического мышления через чтение и  письмо с применением ИКТ

Технологическая карта изучения темы  с использование УУД

Системно-деятельностная модель урока (д.п.н. А.В.Хуторской):

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

Тема

Цели

Образовательные:  формировать умения  осознанно  читать, понимать и анализировать  художественный текст;

 совершенствовать навыки   анализа эпизода;

совершенствовать навыки работы с текстом, умения сопоставлять  эпизоды, отвечать на вопросы по содержанию текста;

 способствовать развитию связной речи, вербального,  наглядно - образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  способность к самооценке на основе  критерия успешности учебной деятельности. Эстетические потребности, ценности и чувства.

-  Регулятивные УУД:  определять и  формулировать цель на уроке, планировать свои действия в соответствии с учебной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, речевая регуляция  деятельности.

- Коммуникативные УУД:  слушать и понимать  речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

- Познавательные УУД:  находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы, осознанно строить сообщения в устной и письменной форме.

Планируемый результат

Предметные:

Знать  содержание романа  И. С. Тургенева « Отцы и дети»,  художественные особенности  романа,  эстетические взгляды писателя.

Уметь  анализировать художественный текст, эпизод, уметь работать с текстом, определять идею, композицию, роль эпизода в  раскрытии образа героев

Личностные: уметь проводить  самооценку на основе  критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать  цель на уроке с помощью учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок, речевая регуляция  деятельности ( регулятивные УУД);

слушать и понимать  речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме( коммуникативные УУД); находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы, осознанно строить сообщениия в устной и письменной форме (познавательные УУД)  

Основные понятия

Текст, герои,    художественные приёмы ,художественные взгляды писателя, эпизод.  

Межпредметные связи

Литература, музыка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В. Я Коровина. «Литература» 10 класс, часть 1

 Репродукции дворянских усадьб 19 века. Бетховен « Лунная соната», отрывок из романа Куприна « Гранатовый браслет»

 ( Письмо Желткова)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний (2 мин)

Цели: создание  условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; привлечение учеников  к прочтению и изучению романа Тургенева, понимание ценности чувства любви.

-уточнение типа урока;

-уточнение тематических рамок урока.

Слушают слово учителя, музыку Бетховена, письмо Желткова из « Гранатового браслета»  Куприна .

Определяют тип урока.

ЭТАП урока: ВЫЗОВ.

Организует  слушание музыки и чтение письма Организует чтение эпиграфа урока. Фронтальный опрос.

Организует уточнение типа урока.

Уточняет тематические рамки.

Задание - внимательно слушать музыку и письмо Желткова, чтобы после ответить на вопрос: Какая тема объединяет музыку и прочитанный отрывок ? Эпиграф к нашему уроку   «Тайны человеческой жизни   велики, а любовь —

самая недоступная из этих тайн».                                                     ( И. С. Тургенев).

-Какой теме будет посвящён урок?

 - Раскройте значение эпиграфа? Как вы его понимаете?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь воспринимать произведения искусства и выражать свои впечатления о них. Умение слушать собеседника.

 (Коммуникативные УУД).

II. Формулирование темы урока, постановка цели – активизация деятельности учащихся (3 мин)

Цели: организовать формулирование темы  и постановку цели урока учащимися.

Записывают тему урока, эпиграф ( со слайда)

Организует формулирование темы и цели урока  учащимися.

Прочтите эпиграф  к уроку.( Слайд 1)

-Какой теме будет посвящён наш урок? (Тема любви в романе Тургенева)

-Какую цель ставим на уроке? ( Выяснить, какую роль в  жизни героев  романа сыграла любовь? Выдержал   ли Базаров испытание  любовью?)

Уметь формулировать тему  и цель урока, правильно воспринимать и записывать эпиграф к уроку, знать содержание  произведения,  его художественные особенности,  уметь анализировать эпизод.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (любовь, принципы, испытание - тема любви).

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя. Речевая регуляция деятельности (внимание акцентируется на теме диалога).

(Регулятивные УУД).

1II. Изучение нового, мотивация к дальнейшей деятельности (15 мин)

Цели: формирование собственной позиции-размышление;

-организовать анализ  нужных   эпизодов, беседу по теме урока ;

-организовать процесс анализа текста, пробуждение интереса к получению новой информации;

 Отвечают на вопросы, зачитывают необходимые  фрагменты текста.

Самостоятельно выписывают цитаты и делают письменные выводы.

-найти необходимые цитаты;

-подготовить историю жизни А. Одинцовой

   -проследить за изменениями, произошедшими с Базаровым после встречи с Одинцовой,

- выписать необходимые цитаты.

Анализируют поведение Базарова и Одинцовой  во время  их встреч, сцену признания в любви, отмечая те изменения, которые происходят  с героями.

Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют. Анализируют. Делают вывод по этому виду работы

 Заполняют таблицу

 Самостоятельное прочтение страниц романа ( сцена прощания,

 последняя встреча Одинцовой и Базарова)

Выписывают ключевые слова.

 

ЭТАП урока: ОСМЫСЛЕНИЕ.

Организует фронтальную беседу, чтение  необходимых фрагментов текста.

Организует обмен впечатлениями о герое («Корзина идей»). Фронтальный опрос.

Организует анализ эпизодов.

Организует анализ романа с  помощью эвристической беседы. Фронтальный опрос.

-Что думает о любви,о женщине Базаров  в начале романа?

- Найдите необходимые цитаты.

- Почему Базаров и Аркадий едут в город? ( Слайд 4-5)

- Какое впечатление произвела Одинцова на Базарова при  первой встрече?- зачитать  ( Слайд 6)

-Почему Базаров не смог отвернуться от Одинцовой ?

 Чем были для Базарова дни, проведённые в имении Одинцовой?( Слайд 7-10)

Анализ эпизода объяснения в любви( гл.18)(Слайд 11 -12)

Каким испытаниям подвергает автор своего героя? Выдержал ли Базаров испытания? Приготовьтесь поделиться своими впечатлениями, покажите,  как менялось отношение Базарова к любви, к  Одинцовой?

-Расскажите о своих впечатлениях о Базарове,  об Одинцовой.  

-Какие слова находит Тургенев, чтобы показать любовь героев?(страсть, известная черта)

- Сравните  поведение, чувства героев.  Базаров (Слайд 9)

« Страсть в нём билась сильная и тяжёлая»

Одинцова:

« Заставила себя дойти до известной черты». Продолжите ряд сопоставлений.

-Перечитайте  самостоятельно сцену  прощания , при чтении отметьте для себя слова и выражения, которые передают трагизм любви и судьбы Базарова.

Обмен  мнениями: Любовь Базарова: победа  или поражение? ( Слайд14)

-Определяем особенность художественного языка писателя, лиризм  страниц, посвящённых любви героев.

Уметь определять чувства, вызванные прочтение и анализом текста.

Работа с источником

Уметь находить и классифицировать тропы, используемые автором в стихотворении и определять их роль.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Инициативное сотрудничество. Аргументация своей позиции.

(Коммуникативные УУД).

Поиск и выделение необходимой информации, её сбор, обработка и анализ.

Искать и выделять необходимую информацию. Сравнение, сериация.

(Познавательные УУД)

Выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Эмоционально – нравственная отзывчивость

(Личностные УУД),

Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций.

Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

(Регулятивные УУД).

 

IV. Закрепление  полученных знаний (10 мин)

Цель: организовать работу над совершенствованием монологической речи, умением строить  сопоставление.

Учатся строить сопоставление. Работа в парах. Заполнение таблицы « Внутреннее состояние Базарова  и Одинцовой» Делают вывод.  Оценка выводов.

Обсуждает с учениками критерии сопоставления , организует выбор ключевых сцен, эпизодов.

-Слушаем подготовленный ответ  на вопрос и  даём ему обоснованную  оценку.

Физкультминутка

Уметь  анализировать текст в соответствии с заданной темой урока, строить  сопоставление  и делать  вывод, учитывая авторскую позицию и  выражая собственное мнение.

Уметь оценивать ответы товарища.

 Рефлексия способов и условий действий. Уметь осознано и произвольно строить сообщения.

(Познавательные УУД).

Проявлять активность при взаимодействии.

 (Коммуникативные УУД).

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

- проверить умение

проверить умение ориентироваться  в тексте, умение работать с информацией, организовать выполнение самопроверки, самооценки, взаимопроверки 

Учатся строить письменное высказывание. « Сумел ли Базаров  раскрыть недоступную тайну любви?» или « Победа или поражение Базарова?»( 5-10 предложений).  Самопроверка, взаимопроверка, оценка работ.( слайд 15)

.

Обсуждает с учениками, как правильно построить письменный ответ на вопрос, организует написание  ключевых слов, напоминает критерии  оценивания работ. Даёт задание написать ответ на вопрос оценить свою работу и  работу товарища.

-Вспомните общие правила ответа на вопрос? К каким размышлениям, выводам  привели вас наблюдения за темой урока?

-В конце урока сдайте тетради с выполненным заданием.

Физкультминутка

Уметь  анализировать текст в соответствии с заданной темой урока, строить письменное высказывание, определяя авторскую позицию и  выражая собственное мнение.

Уметь оценивать содержание  ответа  товарища.

 Регулятивные УУД. Уметь планировать своё действие в соответсвтвии с поставленной задачей.

Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать её результаты, анализировать собственную работу

 Познавательные УУД. Удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; оценивать весомость приводимых доказательств; оценивать результаты деятельности своей и чужой.

Уметь осознанно строить письменное речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, создавать способы решения проблемы.  Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

 Личностные УУД.

Проявлять доверие. доброжелательность, , внимательность, помощь; применять правила делового сотрудничества. Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: целостно обобщить полученную информацию;

-зафиксировать  новое содержание урока;

-организовать  рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задание на дом: «Тайны человеческой жизни                       велики, а любовь —самая недоступная из этих тайн»
И. С. Тургенев        Сочинение - размышление.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по схеме, что узнали, знают, смогли.

Записывают домашнее задание.

ЭТАП урока: РЕФЛЕКСИЯ.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности, предлагает домашнее задание.

-Какую цель мы ставили на уроке? Достигли её?

-Смогли ли  определить , чем была для Базарова любовь ?

-Расскажите по схеме (Я знаю – запомнил - смог), чему научились на уроке.

-Оцените свою деятельность на уроке, нарисовав кружочек красного, зелёного или жёлтого цвета.

Уметь анализировать художественное произведение по заданной теме, писать ответ на вопрос с элементами анализа.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке  на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе  критерия  успешности учебной деятельности.

 (Личностные УУД). 

Особенности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМПЧ) в том, что она развивает культуру работы с текстом, помогает учащимся овладевать различными способами  интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно. Эта технология пробуждает творческую активность.

В технологической карте отражены отличительные черты технологии: сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста, применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека. Учебное занятие строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.

В карте урока нашли отражение приёмы технологии: «Корзина идей», составление таблицы, «Знаю - хочу узнать – узнал», «Ключевые слова», «Написание эссе»

 Самоанализ урока литературы в 10 классе.

Роман И. С. Тургенева « Отцы и дети» по учебнику В. Я Коровиной.

Урок продолжает изучение творчества И. С. Тургенева. На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: анализировать художественное произведение, определять тему эпизода¸его роль в раскрытии образов героев,  находить главную мысль и ключевые слова, следить за  развитием сюжетной линии, определять особенности стиля писателя. Эти умения стали базовыми при изучении стихотворения.

На уроке реализовывались познавательная цель: ознакомление с идейным содержанием повести и особенностями трактования  в нём темы любви ;развивающие цели: развитие логического мышления, языкового чутья, критического мышления через изучающее чтение  и письмо; воспитательные цели: дух толерантности, умении слушать и слышать чужое мнение.

Урок проводился в классе, где у учеников хорошие способности, применялась технология критического мышления, которой соответствовала структура: вызов-осмысление-рефлексия. На этапе вызова ставилась задача актуализации имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности и  чувств учащихся, для чего использовалась стратегия «Знаю - хочу-узнать – узнал».  Учитель стимулировал деятельность учеников, давал возможность фиксировать новую информацию.

На этапе осмысления ставилась задача получить новую информацию, сформулировать собственную позицию по заданной теме, уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Были использованы приёмы «Корзины идей», «Кластера», «Верных и неверных утверждений». Всё это позволяло работать с художественным текстом, систематизировать полученный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.

На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания, целостно обобщали материал, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.

Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение ставить цели и поэтапно их достигать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников"

Матриал представлен технологической картой занятия курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс по теме: "В царстве треугольников". А так же приложение сказки учеников по теме треугольн...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Тема занятия: личностные компетенции учащихся  на интегрированном уроке иностранного языка....

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Рукоделие" 4 класс

Технологическая карта занятия и презентация к занятию по внеурочной деятельности "Рукоделие" на тему "Вышивка изонить"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности «Моделирование. Мир оригами»Научиться выполнять рыбку в технике оригами с помощью базовой формы «Двойной треугольник»...