Практикум для педагогов " Использование синтеза искусств в развитии связной речи. (Русская пейзажная живопись, художественное слово, музыка)"
план-конспект

Пряникова Юлия Геннадьевна

                Практикум для педагогов

 

Тема: Использование синтеза  искусств в развитии связной речи.

(Русская пейзажная живопись, художественное слово, музыка).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx21.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Практикум для педагогов

Тема: Использование синтеза – искусств, в развитии связной речи.

(Русская пейзажная живопись, художественное слово, музыка).

Цель: Усвоение педагогами эффективных приёмов работы по использованию синтеза искусств, в построении связных монологических высказываний.

План:

Вступление: Сегодня мы с Вами побудем в роли экскурсоводов в музее изобразительных искусств. С помощью синтеза искусств, мы должны донести до наших посетителей полное созерцание представленных произведений живописи. Использовать мы будем музыку и художественное слово. А полный рассказ по картине поможет составить схема.

Мы разделимся на 2 команды, это будет совместная работа, в роли экскурсовода выступит кто-то один. Вы выберите подходящую музыку, стихотворение или строки из стихотворений. Уровень должен быть не для детей, а для взрослой аудитории. Подготовьтесь активизировать свой словарный запас, умение строить распространённые предложения, образные выражения. Помните, что мы строим свой рассказ, по картине используя синтез искусств.

  1. Я начну первая и представлю Вам следующую картину:

Описание картины Рылова «Закат»

Картина закат на экране.

Аркадий Александрович Рылов (показ портрета художника), русский советский живописец-пейзажист, график и педагог. Родился 29 января 1870 года в Вятской губернии. Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище, затем в Академии художеств. С 1915 года — академик живописи. В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе. С 1917 года преподавал в Академии художеств, внёс большой вклад в подготовку новых поколений художников.

Картина «Закат» написана в революционный 1917 год. В некоторой степени это тоже символизм – закат старого мира. В советские времена, когда Аркадия Рылова называли основоположником и главой советской пейзажной школы, «Закат» считался абсолютно символическим пейзажем. С этой точки зрения красные тона означают «пожар революции».

Подобное толкование полотна вполне можно допустить. Рылов поддержал революцию, впоследствии стал активным сторонником новой власти и одним из родоначальников советского искусства. Многие видят в полотне «Закат» определенные жизнеутверждающие мотивы.

*(Звучит музыка)

На картине Аркадия Рылова «Закат», можно различить, что изображена весна, на сосновых деревьях растут новые ветви опушённые мягкой хвоей.

Мы видим традиционный северный пейзаж. Сумерки, чуть растянутые, по-северному. Мы наблюдаем заход солнца.

Горит огнем закат небесный,
Собою озаряя все вокруг,
Окрашивая мир окрестный
Багровым цветом. Уже день потух.
На небе багряно – красные тучи, на их фоне чернильно - лиловые облака

Садится солнце за деревья ,
И быстро меркнет его яркий свет.
Луч пробивается, не грея,
На небе синем, оставляя след.
Погода спокойная.

Река спокойная растянута по всей картине. В ней отражаются низкие тучи, подсвеченные закатным солнцем.

Меняет и свою окраску
Поверхность голубая всей реки.
И кажется, что это маска :
Туч темных отраженье - поплавки.
Мы видим многочисленные хвойные деревья: лиственницы, сосны, они разрослись по берегам реки.

На фоне туч багрово-красных ,
Видны, как из чернила, облака,
Деревья, что породы разной.
За ними сразу - мирная река.

Композиция традиционна в части размещения горизонта и самого значительного элемента — солнечного диска. В золотом сечении то и другое, «центр» деления смещен вправо-вниз. А еще по диагонали «слева вниз направо» размещаются верхушки деревьев. Центральное место в картине, принадлежит закату, который выступает, как символ грядущих перемен. Зритель смотрит на реку как бы с высокого берега. Солнце же уходит за деревья, которые растут на другом берегу реки, более низком. Отсюда – завораживающий вид. На противоположном берегу заливные луга, заячьи тропы, там нет селений на много километров.

Несколько нетрадиционна цветовая гамма картины. По большей степени она черно-красная, вернее, багряная. При ближайшем рассмотрении мы понимаем, что на самом деле небо бирюзовое, вода голубая, а вся остальная гамма – это результат того, что заходящее солнце освещает последними лучами тучи и облака. Колорит можно было бы называть черно-красным, если бы не синяя вода и бирюзовое небо над горизонтом, да желтые отсветы на тучах.

Как много символов в картине.
И кажется, порой, такой закат,
Как революция в пучине
Событий, как в природе солнцепад.

Картина не относится к числу самых известных. По ней можно оценить всю палитру красок, которые художник использовал в работе. Полотно хранится в Смоленске, в музее искусств.

Эту картину называют жизнеутверждающей. Н-да…

  1. А теперь эту же картину я представлю, как рассказ ребёнка. Послушайте, как будут отличаться музыка и восприятие картины.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Лето»

Взрослый читает стихотворение:

Горит огнем закат небесный,
Собою озаряя все вокруг,
Окрашивая мир окрестный
Багровым цветом. Уже день потух.

Садится солнце за деревья ,
И быстро меркнет его яркий свет.
Луч пробивается, не грея,
На небе синем, оставляя след.

Меняет и свою окраску
Поверхность голубая всей реки.
И кажется, что это маска:
Туч темных отраженье - поплавки.

На фоне туч багрово-красных ,
Видны, как из чернила, облака,
Деревья, что породы разной.
За ними сразу - мирная река.

Как много символов в картине.
И кажется, порой, такой закат,
Как революция в пучине
Событий, как в природе солнцепад.

Ребёнок:

- Какое настроение вызвала у вас эта картина?

-Как бы вы её назвали?

Эту картину нарисовал известный пейзажист (художник) Аркадий Рылов и называется она «Закат» (показ портрета художника).

(Рассказ взрослого)

Рассказ ребёнка по схеме:

Картина Аркадия Рылова «Закат».

На картине изображена весна, на деревьях растут новые ветви с пока ещё мягкой хвоей.

Мы видим вечер на севере.

Солнце заходит за горизонт.

На небе густые тёмные тучи.

Вечер спокойный, безветренный. Без осадков.

Мы видим большую, широкую реку.

По берегам реки растут высокие лиственницы и сосны.

Мы как-будто смотрим на реку с высокого берега. В центре картины яркий заход солнца, тёмный лес, медленно текущую реку, и яркие блики от солнца на воде.

Вверху картины мы видим тучи, которые имеют тёмный и красный цвет. И только где заходит солнце полоска голубого неба.

Внизу (на переднем плане), отражение красочного неба в водах реки. Слева мы видим молодую сосну на фоне реки, а справа ёлочку.

Художник использовал краски чёрно – красные, багряные. Это солнце так окрасило своими последними лучами голубое небо и голубую воду. Силуэты деревьев окрашены тёмными тонами. Полоска неба над горизонтом – бирюзовая. Ещё художник использовал немного жёлтой краски для лучей солнца.

Я выбрал эту картину, потому что….

Взрослый ещё раз обращает внимание на детали картины, используя строки из стихотворения.

-Давайте ещё раз внимательнее посмотрим на картину и послушаем музыку П. И. Чайковского «Лето».

(Ещё раз прослушать отрывок музыкального произведения)

- Что мы можем услышать на берегу реки?

- Вздохнём поглубже, что мы можем почувствовать?

-Чем Вам понравилась картина?



- Как может музыка изменить восприятие картины? (Включить 2 версии)
- Как может интонация прочитанного стихотворения изменить восприятие картины? (прочитать 2 эпизода).

Вывод: музыка и художественное слово влияют на восприятие картины.

  1. Предлагаю Вам составить рассказ по картинам. Предлагаю варианты музыки и художественного слова. Попробуйте создать целостное восприятие картины.

Картины: «Зимний сон», «У реки».

Представление рассказов.

Прочитать детские рассказы

Рассказ ребёнка по схеме:

Картина Сергея Басова «У реки»

На картине изображена середина лета.

Мы видим солнечный день.

По голубому небу плывут белые пушистые облака.

Чувствуется лёгкое дуновение ветра (плывущие облака, рябь на воде).

Погода очень спокойная, дождя и грозы нет.

На скалистом берегу, мы видим зелёную траву, светлый песок.

В речке отражается небо, облака, берег.

Деревья на картине лиственные, по-летнему нарядные. Вдоль берега растут кустарники.

Вдали, на небе, мы видим птиц.

В центре картины протекает речка.

На дальнем плане (вверху картины), поля, деревья, изображён человек.

Впереди, мы видим скалистый берег.

Справа раскинулись плакучие ивы. Стволы у них толстые, ветки густые. Одна наклонилась к речке.

Слева изображён мелкий кустарник, который растёт с одной стороны берега и с другой.

Очень много художник использовал зелёной и голубой краски. Немного белой краски использовал для облаков, серой для берега, коричневой для отражения деревьев в воде.

Я выбрал эту картину, потому что…..

Взрослый ещё раз обращает внимание на детали картины, используя строки из стихотворения.

-Давайте ещё раз внимательнее посмотрим на картину и послушаем музыку.

(Ещё раз прослушать отрывок музыкального произведения)

- Что мы можем услышать на берегу реки?

- Вздохнём поглубже, что мы можем почувствовать?

(можно услышать шум ветра, шелест листьев, почувствовать запахи деревьев, травы, стрекот кузнечиков в поле).

-Чем Вам понравилась картина?

Рассказ ребёнка по схеме:

Картина Аполлинария Васнецова «Зимний сон».

На картине изображена зима.

Зимний день идёт к вечеру.

Солнце садится за плотными тучами.

Небо плотно затянуто белой пеленой.

Погода спокойная, ветра и осадков нет. Но чувствуется, что на улице мороз.

В картине «Зимний сон» изображена таинственная опушка сказочного зимнего леса. Земля покрыта пушистыми сугробами.

Мы видим высокие старые ели и сосны, и совсем маленькие ёлочки. Ветки сосен и елей ласково укутал пушистый снег. Он стал для них мягким покрывалом.

Не видно ни зверей, ни птиц.

В центре мы видим слегка наклонившуюся сосну и маленькие ели.

Вверху картины ветки деревьев, за ними небо и находящаяся вдалеке деревня.

Внизу глубокие сугробы и маленькие ели. Синеватые тени от деревьев.

С левой стороны виднеются чёткие линии дорожки, оставшейся от саней, которые направляются в сторону слегка заметной вдали деревни.

Справой стороны лес, он манит, и одновременно немного пугает.

Художник использовал много белой краски, голубой. Использовал коричневую краску, немного розовой.

Очень хотелось – бы оказаться на этой опушке. Почувствовать свежий морозный воздух. А ещё услышать в лесу тишину, которую легко может нарушить любой шорох падающей ветки или хруст снега под лапами пробежавшего зайца. Картина похожа на сказочную, хочется поиграть в снежки и слепить снежную бабу.

Я выбрала эту картину, потому что….

Взрослый ещё раз обращает внимание на детали картины, используя строки из стихотворения.

-Давайте ещё раз внимательнее посмотрим на картину и послушаем музыку П. И. Чайковского…..

(Ещё раз прослушать отрывок музыкального произведения)

- Что вы услышали? Что вы почувствовали?

-Чем Вам понравилась картина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"

отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Развитие связной речи у детей с ЗПР на уроках русского языка и литературы

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений особенно ощутимо сказывается при изучении русского языка, поскольку он, как никакой другой учебный предмет, требует четкого взаимоде...

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»

ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....

Статья «Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы у детей с задержкой психического развития»

В статье говорится об особых образоватльных потребностях детей с ЗПР, об особенностях работы с такими детьми...