Разработка занятия внеурочной деятельности
план-конспект занятия (6 класс)

Шарова  Галина Александровна

Разработка занятия внеурочной деятельности "Основы математической грамотности" по теме "Путешествие в страну Кулинария", направленное на формирование математической и читательской грамотности обучающихся. Математика,  6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya_puteshestvie_v_stranu_kulinariya.docx784.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по внеурочной деятельности «Основы математической грамотности»

Тема занятия «Путешествие в страну «Кулинария»

Тип занятия: урок путешествие, урок применения знаний, умений и навыков, урок – игра.

Цель занятия: формирование функциональной грамотности школьников

Задачи занятия:

Образовательная:

  • Усиление прикладной направленности
  • Формирование функциональной грамотности школьников (математической, читательской)
  • повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами, дробями
  • продолжить работу над развитием вычислительных навыков, используя знания по теме «Проценты», «Отношение чисел»

Воспитательная:

• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности

• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

  • развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты занятия:

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– уметь слушать и слышать, уметь работать в группе

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

  1. Организационно-подготовительный этап.(1-2  мин)

Учитель: Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

Хочу начать наше общение со следующей загадки:

«Она ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при том тех, кто ею одаряет. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей»    Что это? (ответы учащихся)

 Да, это улыбка. Так давайте улыбнёмся друг другу.

А теперь в атмосфере доброжелательности начнём наше занятие.

  1. Диагностический этап. (10-12 минут)

Сегодня, ребята,  мы с вами отправимся в страну….

А вот название страны вам нужно разгадать из ребуса: (максимум – 1 минута)

Ответ: кулинария.

Верно! Мы отправляемся в страну «Кулинария». Билеты в эту страну  находятся в сейфе. Код от сейфа Вам надо отгадать. Он состоит из четырёх цифр. Каждая цифра кода – это верный номер в 4-х заданиях. Если правильно выполните задания, то  отгадаете и код! У вас на это максимум 5 минут. Кто сделает раньше, то поднимайте руку.

Время пошло!

Игра «Код к сейфу» (5 минут)

Цифра 1. Что такое 1 %?

  1. одна десятая часть числа; 2)  одна сотая часть числа; 3) сто частей числа; 4) половина числа.

Цифра 2. Найдите     от 252.

  1. 11,2;       2) 0,112;      3)  112;     4) 0,7.

Цифра 3. Из сахарного тростника получается 18% сахара. Сколько тонн сахара получится из 42,5 т сахарного тростника?

  1. 10,5;    2) 7, 65;    3)  5,7;      4) 14,8

Цифра 4. Разделите число 114 на две части в отношении 7 : 12.

  1.  42  и 72;    2) 19 и  95;   3)  36  и  78;   4)  другой ответ.

Ребята, кто какой код подобрал? (Ответы учащихся)

А теперь посмотрим на верный код на экране.

Учащийся, который первым правильно назвал четырёхзначный код, открывает сейф. (помимо билетов в сейфе лежит сертификат на получение отметки «5» по предмету «Математика» для победителя игры «Код к сейфу» )

Раздай, пожалуйста,  всем билеты в страну «Кулинария».

Билеты храним до конца путешествия. Также к билетам прилагаются необходимые для нашего приключения материалы (тексты задач, таблица калорийности продуктов, анкета, черновики).

Ребята, что же такое кулинария? Прочитаем эту информацию, она есть в ваших билетах (один ученик читает вслух определение кулинарии).

Информация:

 «Кулинари́я или кулина́рия (кухонное ремесло) - это человеческая деятельность по подготовке и приготовлению пищи к еде.

Кулинария - это совокупность способов приготовления из продуктов, растительного и животного происхождения, и минералов, самой различной пищи, необходимой для жизни и здоровья человека. Кулинария включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов

-Ребята, а какие профессии из отрасли «Кулинария» вы знаете? (Ответы учащихся)

-Вы правы. К профессии кулинарии относятся: повар, кулинар, шеф-повар,  кондитер, технолог кухни, бариста и др.

- А что должен уметь повар или кулинар? (Ответы учащихся)

- Верно. Повар или кулинар должен уметь:

  • Закупка продуктов
  • Составлять меню
  • Правильно  и вкусно приготовить блюдо по рецепту
  • Определять готовность блюда
  • Рассчитывать  количество продуктов для блюда
  • Вычислять выход блюда
  • Рассчитывать энергетическую ценность блюда и др.

Какая из этих задач невыполнима  без знаний математики? (выбирают несколько пунктов)

На слайде список задач: Закупка продуктов, Рассчитывать  количество продуктов для блюда, Вычислять выход блюда, Рассчитывать энергетическую ценность блюд 

А вы  сможете решить какие-нибудь из этих задач? (Сможем) Как проверить?

Верно, попробуем решить задачи, схожие с теми, что решают повара (кулинары).

  • Основной этап.

Предлагаю решить Комплекс заданий «Кафе в стране «Кулинария»:

Хорошо приготовленные манты не любить невозможно! Этот вариант наших привычных пельменей потихоньку потеснил их на нашей кухне и стал не менее любимым и популярным.

Шеф-повар Фарид  из кафе «Султан» готовит манты для своих посетителей. Для этого он написал список продуктов и их количество. После исследования цен супермаркетов, он составил таблицу, куда выписал цены по каждому наименованию продуктов.

Задание 1/3 (3 мин)

Определите, в каком супермаркете, шеф-повару Фариду, выгодно закупить продукты.

Ответ: «Л».

Задание 2/3.(3 – 4 мин)

Найдите массу мяса в мантах весом 5 кг, если массовые доли мяса и картофеля в мантах соответственно относятся как 3:1. Остальные ингредиенты в расчет не берутся. (Ответ дайте в граммах).

Ответ: 3750 г

Задание 3/3. (5 мин)

В честь праздника «День повара» в кафе «Султан» порция с мантами, которая стоила 120 рублей, продается школьникам  со скидкой 10%. Покупатель отдает 1000 рублей. Сколько рублей сдачи он должен получить, если  хочет купить максимально возможное количество порций на эту сумму?

Ответ: 28 рублей

Следующий комплекс заданий Вы решаете на компьютерах. (10 мин)

Задания вы будете выполнять в командах «Мальчики» и  «Девочки»

Вам нужно выполнить 2 задания: 1 задание на 1 вкладке, затем переходите на 2-ую вкладку и решаете 2 задание, 3-е задание – на 3-ей вкладке.

Приложение 2_1 и Приложение 2_2.

Для выполнения некоторых заданий вам понадобится таблица калорийности некоторых продуктов(блюд). Она выдана вам вместе с билетами. Приложение 3.

Ответ, который получаете заносите в специальную ячейку жёлтого цвета. Если задание верно выполнено, то у вас рядом появится фраза «Молодец!», в противно случае – «Подумай ещё!» . На выполнение задания у вас есть 10 мин.

Приступаем!

Задания команде «Мальчики»

Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

В среднем норма детей (11-18 лет) составляет:

мальчики -  2700 килокалорий (ккал),

 девочки – 2450 ккал. Но  чем активнее подросток,

тем больше килокалорий требуется.

Задание 1/3. (2 мин)

Сколько килокалорий  в сутки должен  потреблять мальчик  Вася 12 лет на завтрак?

Ответ: 675 ккал.

Задание 2/3.(4 мин)

24 ноября в школе на завтрак  давали кашу гречневую (200 г), чай с лимоном (200 г), хлеб пшеничный (40 г). Пользуясь таблицей калорийности продуктов, выясните, не превысил ли Вася норму калорийности на завтраке?

Таблица калорийности:

Наименование блюда/продукта

Количество ккал на 100 г

каша овсяная

93

омлет с сыром

120

каша ячневая

180

каша манная

141

каша гречневая

208

Куриное яйцо

153

чай с сахаром

30

чай с лимоном

30

сок   яблочный

69

Сок апельсиновый

36

молоко

54

кефир

48

хлеб пшеничный

235

бутерброд с маслом

470

бутерброд с джемом

520

Сыр российский

370

кофейный напиток на молоке

50

хлеб ржаной

210

вафли

260

зефир

295

груша

46

мандарин

28

апельсин

84

яблоко

48

Ответ: 570 ккал, не превысил.

Задание 3/3.

Пользуясь таблицей калорийности продуктов, составьте меню для Васи на полдник (в пределах нормы по калорийности). Обоснуйте свой ответ.

Ответ: ___________.

Задания команде «Девочки»

Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

В среднем норма детей (11-18 лет) составляет: мальчики -  2700 килокалорий (ккал), девочки – 2450 ккал. Но  чем активнее подросток, тем больше килокалорий требуется.

Задание 1/3. (2 мин)

Сколько килокалорий  в сутки должна

   потреблять девочка  Маша 12 лет на завтрак?

Ответ: 612,5  ккал.

Задание 2/3.(4 мин)

В четверг на ужин  Маша приготовила себе омлет с сыром (200 г), добавила к нему кусочек ржаного хлеба (40 г), выпила чай с сахаром (200 г) и вафлей (30 г). Пользуясь таблицей  калорийности продуктов, выясните, не превысила ли Маша норму калорийности на ужине?

Таблица калорийности: (см.выше)

Ответ: 462 ккал, не превысила.

Задание 3/3.

Пользуясь таблицей калорийности продуктов, составьте меню для Маши на полдник (в пределах нормы по калорийности). Обоснуйте свой ответ.

Ответ: ___________.

Какая команда может озвучить результат выполнения задания 3? (На экран проецируем меню, которое составила команда, и слушаем обоснование)

 Все справились. Молодцы! (если остаётся время, то можно вывести задания на экран)

  • Заключительный этап.

 Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Кулинария.

 Ребята, ка вы поняли нужна ли повару   математика? (Ответы детей)

Да, Вы сегодня решали разные типы задач, с которыми может встретится не только повар, а и каждый из нас в повседневной жизни. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются, поэтому без математических знаний  прожить очень тяжело.

Но прежде,  чем  вы сдадите  мне ваши билеты, на обратной стороне заполните, пожалуйста,  анкету  на обратной стороне.

  • Рефлексия.

Анкета «Путешествие в страну «Кулинария»

Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС

Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....

Разработка занятия внеурочной деятельности "Творим добро"

В разработке содержатся задачи, цель занятия., познавательный материал.фотографии....

Разработка занятия внеурочной деятельности "Генерирование идей" 5 класс

Данное занятие разработано и проведено в рамках курса "Основы ТРИЗ" в 5 классе. Занятие носит развивающий, познавательный характер....

Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"

Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"

Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...

Разработки занятий внеурочной деятельности по математике

Занятия внеурочной деятельности по математике в 7-11 классах...

6 класс. Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!"

Разработка занятия внеурочной деятельности по теме "Монотипия-страна чудес!" . Представлены работы Когалымской художницы Людмилы Гайнановой....