Разработка занятия внеурочной деятельности: "В мире русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

БАЛОБАНОВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Работа представляет собой внеклассное мероприятие для 1 класса. Знакомство со словами антонимами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass.docx317.78 КБ
Файл puteshestvie_v_mir_russkogo_yazyka.pptx384.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для уч-ся 1-х классов

ТЕМА: Употребление слов-антонимов

Цель урока: научить детей употреблять в устной речи слова – антонимы.

Задачи:

  • Познакомить детей со словами – антонимами.
  • Учить использовать антонимы в речи.
  • Развивать умение понимать текст и правильно вставлять слова, подходящие по смыслу.
  • Развивать зрительное внимание и память.
  • Развивать моторику.
  • Развивать логическое мышление.

Оборудование:

  • Плакаты с названием станций.
  • Картинки животных: волк, лиса, медведь, лев, котёнок, «кот-наоборот».
  • Мяч.

Речевой материал -  словарь:

  1. Объяснение смысла слова – попутчики.
  2. Подбор антонимов к словам -  признакам.
  3. Подбор антонимов к разным частям речи.
  4. Выделение из текста загадок слов с противоположным значением:

Враг – друг. Белое - чёрные. Встречает – провожает. Живёт – умрёт. Лежал – побежал.

Грамматический строй:

Согласование существительных и прилагательных.

Зима: тёплая – холодная, длинная – короткая

?Подбор подходящих по смыслу слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент.

Загадка. Зимой спит, летом ульи ворошит  (медведь).

      2. Игра – путешествие.

У.: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В этом сказочном путешествии узнаем новые слова. Вот карта нашего путешествия:

  • ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА
  • СТАНЦИЯ ЗАГАДОК
  • СЕКРЕТ                                                      
  • ИГРОВАЯ

С нами в путь отправятся – показываются картинки с изображением волка, лисы,  медведя, льва и котёнка.  Они будут нашими попутчиками. Уточняется значение слова « попутчик».

Итак, путешествие началось.

 

ПЕРВАЯ станция ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА, где нас встречают котёнок и лев.

http://introwall.ru/a/24/kotenok_i_lev_1280x960.jpg

- Давайте опишем их. Какие они по размеру?  А по возрасту?  Какая у них шёрстка? Сравним животных по характеру.

На доске появляется запись:                                                                                    

маленький                                большой

молодой                                    старый

пушистый                                 гладкий

ласковый                                  сердитый, грозный

- Какие признаки обозначают эти слова? ( Противоположные).

- Эти слова, называющие противоположные признаки, называются антонимами. (Слово на доске)

- Мы покидаем станцию « Противоположные слова». Что нового вы здесь узнали?

ВТОРАЯ станция – это станция ЗАГАДОК

- Сейчас я вам загадаю загадки, а вы их отгадаете. Найдите в загадках слова – антонимы. Скажите, что эти слова обозначают.

Далеко мой стук слышится вокруг.

Червякам я враг, а деревьям друг. ( Дятел)

- Найдите здесь противоположные слова. (Враг – друг).

- Что они обозначают?  - Предметы.

Поле белое, овцы чёрные. (Буквы и бумага)

-Что обозначают слова – антонимы?

- Признаки предметов.

Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. ( Дверь)

( Встречает – провожает)

- Что обозначают эти слова?

- Действия.

Накормишь – живёт,

Напоишь – умрёт.  (Огонь)

-Что обозначают эти антонимы?

- Действия.

Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал. ( Снег)

( Лежал – бежал).

- Что обозначают эти слова?

 - Действия.

Вывод. Антонимами могут быть слова, называющие предметы, признаки и действия.

-- Физминутка.

Чтение стихотворения сопровождается  движениями.

 Мы летали высоко,

 Мы летали низко.

 Мы летали далеко,

 Мы летали близко.

- Логопед: Какие вы услышали антонимы (высоко - низко), (далеко - близко).

Отправимся на ТРЕТЬЮ станцию. Как она называется? - « СЕКРЕТ»

На доске картинки с изображением животных.

 http://pda.bashinform.ru/upload/iblock/d21/img_8725_preview.jpg   http://stat16.privet.ru/lr/0b0ccb1779536a71ac52d1e69ad6b638  http://picsfab.com/download/image/24860/1600x1200_winter-big-bear.jpg  http://crosti.ru/patterns/00/01/66/e193acc066/picture_mirror.jpg

У:- Как-то заспорили животные о том, какая бывает зима. Послушайте их спор и дополните по смыслу предложения:

- Зима бывает голодная,- сказал………. (волк)

- Уж очень зима длинная, - мурлыкнул ………..(кот)

- Зима холодная и морозная,- заявила…………..(лиса)

А…………(медведь) подумал и сказал: « Да что вы?  Зима тёплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь! «

- Как вы думаете, почему каждый из животных так воспринимает зиму?

 - Назовите противоположные признаки зимы. ( Длинная – короткая, холодная – тёплая ).

 И  последняя ЧЕТВЁРТАЯ станция – «ИГРОВАЯ».

     На доске появляется картинка « кот – наоборот».

http://kotsobaka.ru/image.php?fn=/upload/iblock/7a6/cats_18.jpg&w=600

У.: - Ребята, кот – наоборот очень любит играть в мяч и вас научит. Я называю слово, бросаю мяч, а вы называете противоположное слово и возвращаете мяч: Добрый, узкий, горе, свет, утро, новый, подниматься, работать, радоваться, приходить.

3. Развитие логического мышления.

У: - А теперь посмотрите на картинки : Отгадайте загадку. Расскажите, как выглядит дерево зимой, а как летом.

http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2013-02/1361623135_xt0wectha8u.jpg

4. Итог урока. Оценка работы учащихся.

У.: -  Что нового мы узнали о словах? Вспомните, как называются противоположные по смыслу слова?

- «Антонимы».

- Для чего они нужны? Логопед оценивает работу учащихся.

     

   

                           

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в мир русского языка

Слайд 2

Отгадайте загадку ЗИМОЙ СПИТ, ЛЕТОМ УЛЬИ ВОРОШИТ.

Слайд 3

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА СТАНЦИЯ ЗАГАДОК СЕКРЕТ ИГРОВАЯ

Слайд 4

НАШИ СПУТНИКИ

Слайд 5

ПЕРВАЯ станция – «ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СЛОВА»

Слайд 6

маленький большой молодой старый пушистый гладкий ласковый сердитый АНТОНИМЫ

Слайд 7

ВТОРАЯ станция – «ЗАГАДОК» ВРАГ-ДРУГ БЕЛОЕ-ЧЕРНОЕ ВСТРЕЧАЕТ-ПРОВОЖАЕТ ЖИВЕТ-УМРЕТ ЛЕЖАЛ-ПОБЕЖАЛ

Слайд 8

ТРЕТЬЯ станция – «СЕКРЕТ»

Слайд 9

ЧЕТВЕРТАЯ станция – «ИГРОВАЯ»

Слайд 11

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ!!! Что нового узнали о словах? Как называются противоположные по смыслу слова? АНТОНИМЫ

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС

Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....

Разработка занятия внеурочной деятельности "Творим добро"

В разработке содержатся задачи, цель занятия., познавательный материал.фотографии....

Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

   Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"

Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире русского языка" 11 класс

Материал содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, календарно - тематическое планирование, планируемые результаты. Программа курса представляет  систему  подготовки...

Программа внеурочной деятельности "В мире французского языка" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "В мире французского языка" предназначена для учащихся 6 класса. Программа для учащихся, которые начали изучать  язык в 5 классе во внеурочной деятельн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...