Задачи на формирование читательской грамотности
учебно-методический материал
Примеры задач на формирование читательской грамотности,, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 707.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»
Тема: Задачи на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Автор: Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Год разработки: 2022
Пояснительная записка
Английский литератор Исаак Дизраэли говорил: «Существует искусство чтения, так же как искусство мышления и искусство письма». Научившись читать в раннем возрасте, ученики думают и говорят, что они прекрасно умеют читать.
Мало научить ребенка «читать» в значении «декодировать текст», необходимо, чтобы он хотел читать, чтобы стал читать много, чтобы постепенно читал все более сложные литературные формы и информационные тексты, чтобы росла его читательская культура.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования, она обусловлена вызовами времени. Не случайно в новых федеральных государственных образовательных стандартах среднего и основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельное умение - «смысловое чтение» и понятие «читательская грамотность».
Что же это такое? «Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций – от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Читательская грамотность также включает метакогнитивные компетенции: понимание своего непонимания, умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне. Желаемый уровень понимания зависит от задачи, которую ставит перед собой читатель. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей» URL: http://centeroko.ru/index.html Центр ОКО (оценки качества образования)].
Президент РФ в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 ставит цель – войти в 10 лучших образовательных систем, т.е. показать хорошие результаты в международных исследованиях, не отменяет значимость академической грамотности. Чтобы процесс обучения шел успешно, необходимо подбирать разные тексты. Если для формирования академической грамотности нужны учебные тексты, то для формирования читательской грамотности – тексты, которые созданы не только для учебной, но и других ситуаций. Остановимся на отличиях, существующих между смысловым чтением и читательской грамотностью. В международном исследовании PISA оценивается владение тремя уровнями читательской грамотности. При смысловом чтении необходимо применить те же читательские умения, что и при читательской грамотности, но если в PISA тексты рассматриваются в ситуациях их естественного функционирования (деловая, общественная, учебная, личная), то в отечественном образовании берутся тексты, созданные не только для учебных, но и для других целей, при этом задачи решаются учебные. Можно сказать, что в современных учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации. Да и тексты, созданные для других целей, «используются» для решения учебных задач. Но как только ученик сталкивается с текстом в другой ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников. Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д. Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию. В таких задачах есть вопросы, направленные на формирование всех групп читательских умений, которые необходимы при решении широкого круга задач. К сожалению, наши подростки редко используют полученные в школе знания в измененной ситуации. И основная причина затруднений заключается в том, что в школе дети чаще всего работают с текстами, которые созданы для использования в другой ситуации.
Мной разработаны 3 задачи на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Представленные тексты входят в программу общеобразовательных школ, но учебники предлагают задания, формирующие академическую грамотность. При создании заданий я ориентировалась на читательские умения, которые относятся к формированию читательской грамотности. Формулировки заданий можно использовать и при работе с другими текстами.
Нам всем хочется, чтобы знания, полученные в школе, не лежали мертвым грузом в голове, потому что еще выдающийся советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер заметил, что хаотичное нагромождение большого объема знаний, рассчитанных на запоминание, накапливается, как умственный жир, не имея перспектив превратиться в умственный мускул. Сформированная читательская грамотность помогает школьникам быстрее и эффективнее решать задачи, которые ставит перед ними сама жизнь.
Задачи на формирование читательской грамотности
Задача 1. Бабочка
Предмет: родная (русская) литература
Класс: 5
Тема: А.А.Фет «Бабочка» (сравнение со стихотворением В.В.Набокова «Бабочка»). Диалог поэтов: стихотворение Фета — возможный ответ на обращение Набокова к бабочке.
Формат текста: составной
Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
В.В.Набоков «Бабочка»
(Vanessa aniiopa)
Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,
вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой
сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен
вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.
Села на ствол, и дышат зубчатые нежные крылья,
то припадая к коре, то обращаясь к лучам...
О, как ликуют они, как мерцают божественно! Скажешь:
голубоокая ночь в раме двух палевых зорь.
Здравствуй, о, здравствуй, греза березовой северной рощи!
Трепет, и смех, и любовь юности вечной моей.
Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье,
крылья узнаю твои, этот священный узор.
Читательские умения | задания |
2.1 | В чём необычность начала стихотворения А.Фета? |
2.4 | Если бы два стихотворения представляли собой диалог, кто бы его начинал? Почему? |
1.2.2 | Найдите в каждом стихотворении описание внешнего вида бабочек? |
2.3 | Оба поэта подчеркивают бархат бабочки. Найдите в дополнительных источниках значение слова «бархат». |
3.2 | Стихотворение В.Набокова представляет собой графический рисунок. На что он похож? |
2.8 | Что символизирует бабочка в каждом стихотворении? |
2.5 4.5 | В.В.Набоков в подзаголовке даёт название бабочки на латинском языке. Рассмотрите иллюстрации. На основе прочитанных стихотворений, определите, какую бабочку имеет ввиду поэт. Перейдите по ссылке для уточнения информации https://ru.wikipedia.org/wiki/ |
Задача 2. Открытие Антарктиды
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: Подготовка к подробному изложению по тексту В.Пескова (с.300 упр.102)
Формат текста: сплошной
____________года русские моряки увидели ледовую землю. Антарктида существовала! 751 день были русские моряки в плавании, из них 100 дней – в антарктических льдах.
Любой нынешний капитан, знающий все коварства южного льда, снимет шапку перед подвигом «Мирного» и «Востока». Парусные суда, лишённые маневренности нынешних кораблей, в любой момент могли оказаться в ловушке. Между тем корабли обогнули всю Антарктиду, 9 раз приближались к её берегам и в общих чертах определили размеры и контуры континента.
За эту заслугу имя _______________можно прямо поставить наряду с именами Колумба, Магеллана. Таков начальный вклад нашей страны в исследование Антарктиды. (По В.Пескову)
Источник: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / [А.Д. шмелёв, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук и др. .]; под редакцией А.Д. Шмелёва 6-е изд., стереот. М.: Просвещение, 2022.- 304 с.
Читательские умения | Задания |
2.5 | Рассмотрите карту и восстановите недостающие элементы текста |
1.2 | Почему «любой нынешний капитан снимет шляпу перед подвигом кораблей»? |
1.3 | Какие утверждения не соответствуют содержанию текста? А) Русские моряки увидели Антарктиду Б) Колумб руководил кораблём «Восток» В) Корабли могли в любой момент погибнуть Г)Моряки пробыли 100 дней в арктических льдах |
3.2 | Определите тип текста. По каким признакам вы это поняли? |
4.2 | Почему имя Беллинсгаузена можно поставить в один ряд с именами Колумба и Магеллана? Чем они прославились? |
4.5 | На основе облака тэгов воспроизведите текст изложения |
Задача 3. Милосердие
Предмет: литература
Класс: 6
Тема: И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.
Формат текста: сплошной
Лапти
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снегa и холодном хуторском доме стоял бледный сумрaк и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жaру, в бреду он чaсто плaкaл и все просил дaть ему кaкие-то крaсные лaпти. И мaть, не отходившaя от постели, где он лежaл, тоже плaкaлa горькими слезaми, - от стрaхa и от своей беспомощности. Что сделaть, чем помочь? Муж в отъезде, лошaди плохие, a до больницы, до докторa, тридцaть верст, дa и не поедет никaкой доктор в тaкую стрaсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы нa топку, свaлил ее нa пол, отдувaясь, утирaясь, дышa холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, зaглянул:
- Ну что, бaрыня, кaк? Не полегчaло?
- Кудa тaм, Нефедушкa! Верно, и не выживет! Все кaкие-то крaсные лaпти просит...
- Лaпти? Что зa лaпти тaкие?
- А господь его знaет. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шaпкой, зaдумaлся. Шaпкa, бородa, стaрый полушубок, рaзбитые вaленки, - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
- Знaчит, нaдо добывaть. Знaчит, душa желaет. Нaдо добывaть.
- Кaк добывaть?
- В Новоселки идти. В лaвку. Покрaсить фуксином нехитрое дело.
- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в тaкой ужaс дойти!
Еще подумaл.
- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехaть не доедешь, a пешком, может, ничего. Онa будет мне в зaд, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А нa кухне, ни словa не говоря, нaтянул зипун поверх полушубкa, туго подпоясaлся стaрой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопaя по сугробaм, через двор, выбрaлся зa воротa и потонул в белом, кудa-то бешено несущемся степном море.
Пообедaли, стaло смеркaться, смерклось - Нефедa не было. Решили, что, знaчит, ночевaть остaлся, если бог донес. Обыденкой в тaкую погоду не вернешься. Нaдо ждaть зaвтрa не рaньше обедa. Но оттого, что его все-тaки не было, ночь былa еще стрaшнее. Весь дом гудел, ужaсaлa однa мысль, что теперь тaм, в поле, в бездне снежного урaгaнa и мрaкa. Сaльнaя свечa пылaлa дрожaщим хмурым плaменем. Мaть постaвилa ее нa пол, зa отвaл кровaти. Ребенок лежaл в тени, но стенa кaзaлaсь ему огненной и вся бежaлa причудливыми, нескaзaнно великолепными и грозными видениями. А порой он кaк будто приходил в себя и тотчaс же нaчинaл горько и жaлобно плaкaть, умоляя (и кaк будто вполне рaзумно) дaть ему крaсные лaпти:
- Мaмочкa, дaй! Мaмочкa дорогaя, ну что тебе стоит!
И мaть кидaлaсь нa колени и билa себя в грудь:
- Господи, помоги! Господи, зaщити!
И когдa, нaконец, рaссвело, послышaлось под окнaми сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не тaк, кaк всю ночь мерещилось, что кто-то подъехaл, что рaздaются чьи-то глухие голосa, a зaтем торопливый зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего зaбитого снегом, нaвзничь лежaвшего в розвaльнях Нефедa. Мужики ехaли из городa, сaми всю ночь плутaли, a нa рaссвете свaлились в кaкие-то лугa, потонули вместе с лошaдью в стрaшный снег и совсем было отчaялись, решили пропaдaть, кaк вдруг увидaли торчaщие из снегa чьи-то ноги в вaленкaх. Кинулись рaзгребaть снег, подняли тело окaзывaется, знaкомый человек. - Тем только и спaслись поняли, что, знaчит, эти лугa хуторские, протaсовские, и что нa горе, в двух шaгaх, жилье...
Зa пaзухой Нефедa лежaли новенькие ребячьи лaпти и пузырек с фуксином
Источник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2. / [авт.-сост. Г.С. Меркин]. 6-е изд. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. 328 с.
Читательские умения, соответствующие выделенным группам читательских действий
Коды | Читательские умения |
1 | Находить и извлекать информацию |
1.1. | Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.) |
1.2. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации |
1.2.1. | Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
1.2.2 | Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
1.3. | Определять наличие/отсутствие информации |
2 | Интегрировать и интерпретировать информацию |
2.1. | Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2. | Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3. | Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4. | Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др. |
2.5. | Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.6. | Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста |
2.7. | Понимать чувства, мотивы, характеры героев |
2.8. | Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение) |
3 | Осмысливать и оценивать содержание и форму текста |
3.1. | Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2. | Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
3.3. | Понимать назначение структурной единицы текста |
3.4 | Оценивать полноту, достоверность информации |
3.5. | Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.6. | Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4 | Использовать информацию из текста |
4.1. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний |
4.2. | Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3. | Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4. | Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5. | Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую) |
4.6. | Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная задача на формирование читательской грамотности
Учебная задача для формирования читательской грамотности обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649247-1436977106.jpg)
Учебная задача на материале разных школьных курсов географии, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.
Учебная задача направлена на формирование читательской грамотности как одного из условий достижения метапредметных результатов в обучении учащихся. Задача состоит из текста, составленного на материале...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/31/picture-750277-1717127186.jpg)
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1282423-1611063451.jpg)
Презентация "Решение практических задач по формированию читательской грамотности"
Решение практических задач по формированиючитательской грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/21/picture-103571-1519225451.jpg)
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/11/picture-109638-1633958605.jpg)
Формирование читательской грамотности на уроках физики. Типы текстовых задач
Анализ результатов показывает, что выпускники основной школы хорошо читают и умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают высокие результаты выполнения заданий, содержащих ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/13/picture-1028015-1718247766.jpg)
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...