Презентация "Решение практических задач по формированию читательской грамотности"
презентация к уроку

Федорина Елена Алексеевна

Решение практических задач по формированиючитательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_chitatelskaya_gramotnost.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема: «Решение практических задач по формированию читательской грамотности» “ Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться”. Э.Тоффлер

Слайд 3

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Задачи: - продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Слайд 4

ПРИЁМЫ «Верите ли вы….» «Мозаика. Реконструкция текста» Кластер «Тонкий» «толстый» вопрос «Лингвистическая сказка» Реставрация текста. «Письмо с дырками» Опорный конспект или «конкурс шпаргалок» Концептуальная таблица Комплексный анализ текста Синквейн

Слайд 5

« Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Слайд 6

Цель: -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). ЗАДАЧИ: - научить осознанно, правильно, выразительно читать; -извлекать из текстов интересную и полезную информацию; - самостоятельно выбирать книги для чтения; - работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Слайд 7

Приём «Верите ли вы…» Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Слайд 8

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 1 . Прием «Мозаика». «Реконструкция текста». Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Слайд 9

фигуры речи Эпифора Бессоюзие Параллелизм Рито p ическое обращение Многосою зие Риторический вопрос Умолчание Анафора Градация 2. КЛАСТЕР

Слайд 10

КЛАСТЕР

Слайд 11

3 . Приём «Тонкий и толстый вопрос» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли? Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ? Что, если… ? Может… ? Будет… ? Мог ли… ? Согласны ли вы… ? Верно ли… ?

Слайд 12

4 . Лингвистическая сказка. Тим и Том – два человечка, которые никогда не ссорятся и ходят в больших друзьях. А не ссорятся они потому, что любят все разное: Том любит только то, что начинается с твердого согласного звука, а Тим- то, что с мягкого. Том любит торт, а Тим – печенье. Тим пишет стихи, а Том раскрашивает картинки. Подчеркните названия тех конфет, которые любит Том: «Белочка», «Маска», «Кара-Кумы», «Мишка», «Любимые», «Ночка», «Пилот», «Коровка».

Слайд 13

5 . Реконструкция текста . «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На_________небе мгла носилась; Луна, как________пятно, Сквозь________ _______желтела, И ты __________сидела- А нынче погляди в окно: __________небесами _________коврами, Блестя на солнце, снег лежит; _______ лес чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

Слайд 14

6 . «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок» Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы. Технология приема: Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его. Принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Слайд 15

7 . Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. привести конкретный пример

Слайд 16

Помещик Окружающая обстановка Портрет Характер Отношение к просьбе Чичикова Манилов (познакомился в городе, ехал по приглашению) Дом господский стоял одиноко на возвышении; скучно- синеватый лес; день не то ясный, не то мрачный, светло-серый; На взгляд человек видный, приятный, улыбался заманчиво; был белокур, с голубыми глазами Человек так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан; дома говорил очень мало; много думал, фантазировал; уже 2 года читал 14-ю страницу Удивился, согласился передать бесплатно; не знает, сколько у него умерло крестьян Коробочка (попал случайно во время дождя) Небольшой домик, полный двор птиц, старенькие обои, картины с птицами, старинные маленькие зеркала, огромные перины Женщина пожилых лет, в спальном чепце, с фланелью на шее Гостеприимная, торгует мёдом, пенькой, салом, перьями Интересуется, зачем они ему; знает точное количество умерших (18 душ), боится понести убытку, хочет немного подождать, согласилась продать за 15 ассигнаций Ноздрев (познакомился в городе, встретился в трактире в пути к Собакевичу) Конюшня, где 2 лошади; пруд; псарня в отличном состоянии: был среди псов как отец семейства; плохие земли; в кабинете висели сабли и ружья, кинжалы, шарманка, трубки Среднего роста, черные густые волосы, румяные щеки, белые зубы, черные бакенбарды, свеж Играет в карты, лихач, кутила, любит погулять; дома больше дня не может усидеть; исторический человек, рассказывает небылицы, врёт «Зачем они тебе? Верно, что-нибудь затеял? Пока не скажешь, не сделаю»; не верит объяснениям Чичикова, называет его мошенником, предлагает купить в придачу коня, собак, шарманку; затеял драку, Чичиков еле-еле убежал от него

Слайд 17

8. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

Слайд 18

9. СИНКВЕЙН Пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное , выражающее главную тему синквейна; 2 строка – два прилагательных , выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола , описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза , несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 19

М.Ю. Лермонтов «Тучи» Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Слайд 20

Работа в группах Основные признаки текста Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст. Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Текст может быть представлен в устной или пись­менной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может. Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец. Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль. Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан. Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то. Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац на­чинается с красной строки.

Слайд 21

Рефлексия БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

Слайд 22

Рецепт счастья Возьмите чашку терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная задача на формирование читательской грамотности

Учебная задача для формирования читательской грамотности обучающихся....

Практическая работа по теме "Связи в обществе" на «Формирование читательской грамотности»

Данная практическая работа дана на формирование читательской грамотности. В данной работе проверяются  умения: - находить и извлекать информацию;- интегрировать и интерпритировать инфо...

Практические задания для формирования читательской грамотности

Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности».Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.Количество заданий – 8.З...

Задачи на формирование читательской грамотности

Примеры задач на формирование читательской грамотности,, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...