Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент качества"
рабочая программа

Лихачева Светлана Михайловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент качества» (48 ч.) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_opd_09_menedzhment_kachestva_2023.docx46.28 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

Дятьковский филиал государственного автономного профессионального

образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

ОДОБРЕНО

на заседании МО общетехнических

и специальных дисциплин

_________  /Осипова Ю.А./
«___» __________ 2023г.

Протокол №___

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по РПК

ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники»

_________  /Иванов И.С./
«___» __________ 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД 09 Менеджмент качества

Специальность 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)»

Дятьково 2023 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент качества» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), по специальности: 27.02.07 «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)».

Организация-разработчик: Дятьковский филиал ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А.  Афанасьева»

Разработчик: Лихачева Светлана Михайловна, преподаватель ДФ ГАПОУ «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД 09 Менеджмент качества

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Менеджмент качества» входит в общепрофессиональный цикл.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК,

ОК

Умения

Знания

ОК 01

ОК 02.

ОК 03.

ОК 04

ОК 09.

ПК 1.4.

ПК 2.2.

Рассматривать, анализировать и обобщать        требования        к конкретной продукции;

Выбирать и применять различные методы управления качеством; Анализировать данные самоаудита предприятия;

Формировать и вести документы по СМК;

оценить        уровень        качества продукции;

Применять статистические методы в контроле качества;

Получать товарную информацию об        основополагающих характеристиках                товара        из маркировки                и                товарно- сопроводительных документов; Правильно выявлять и эффективно искать                        информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

Определять        актуальность нормативно-правовой

документации        в

профессиональной деятельности Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах.

Применять        этические        нормы        к практике деловых отношений Применять                                средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать        современное программное обеспечение

Выбирать критерии и значения показателей соответствия готовой продукции, условий ее хранения и  транспортировки на основании нормативной и технологической документации.

Выбирать методы и способы определения и оценки значений соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки.

Планировать последовательность проведения оценки соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки требованиям                нормативных документов и технических условий        документов        и технических условий.

Оформлять результаты оценки соответствия готовой продукции, условий ее хранения и транспортировки.

Выявлять дефектную продукцию. Определять                        соответствие характеристик        продукции/услуг требованиям                нормативных документов.

Оформлять        документацию подтверждения        соответствия согласно                действующим требованиям.

Классификацию        и        применимость методов управления качеством; Международный и региональный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством;

Статистические                        методы        управления качеством                и                регулирования технологических процессов; Совокупность        системных                средств        и методов в управлении качеством; основы менеджмента качества; Основные                понятия                                системы менеджмента качества;

Основы и принципы мировых стандартов по системе менеджмента качества, семейства стандартов;

Виды документации по СМК;

Основные понятия, цели, принципы, задачи, объекты и методы управления качеством;

Системы управления качеством продукции        (услуг). Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте.

Содержание актуальной нормативно- правовой документации;

Методы работы в профессиональной и смежных сферах.

Современная        научная        и профессиональная терминология

Знать        профессионально-этические принципы                и        нормы        в профессиональной                деятельности, правила корпоративной этики Современные средства и устройства информатизации

Требования нормативных        и  методических документов, регламентирующие вопросы качества продукции (сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий)

Нормативные и методические документы, регламентирующие вопросы хранения и транспортировки готовой продукции.

Виды документации качества на  годную и несоответствующую продукцию.

Классификация, назначение и содержание        нормативной документации качества РФ.

Виды, классификация и содержание документов качества, применяемых в организации при производстве продукции/работ, оказанию услуг и проведении процедуры подтверждения соответствия.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем учебной дисциплины

48

в том числе:

Теоретическое обучение

34

Практические занятия

12

Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. Сущность и основные методы управления качеством

Содержание

8

1

Понятие качества. Основные термины, определения и аспекты управления качеством.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Показатели качества: унификации и стандартизации, экономические показатели, эргономические показатели, эстетические показатели, показатели надежности, ремонтопригодности, долговечности и другие.

2

3

Системы управления качеством продукции (услуг). Классификация и сферы приложения методов управления качеством.

2

4

Организационно-распорядительные методы. Инженерно-технологические методы. Экономические методы. Социально-психологические методы.

2

Практические работы

4

1

Показатели качества и их оценка.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Выбор и применение различных методов управления качеством.

2

Тема 2. Система управления качеством на предприятии

Содержание

14

1

Международные стандарты и их применение на российских предприятиях. Петля

качества.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Основные        составляющие        качества        для        потребителей. Обзор основных требований международных и национальных стандартов менеджмента

2

3

Виды документации СМК. Требования стандартов к документированию информации

процессов.

2

4

Организация технического контроля на предприятии. Сущность и объекты технического контроля.

2

5

Метрологическое обеспечение и его цели.

2

6

Метод сбора количественных характеристик качества продукции. Методы количественной оценки уровня качества.

2

7

ОТК как самостоятельное структурное подразделение предприятия.

2

Практические работы

2

1

Формирование пакета документации системы менеджмента качества.

2

Тема        3. Оценка качества продукции

Содержание

6

1

Получение товарной информации об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Определение экономической эффективности управления        затратами        на        обеспечение качества.

2

3

Характеристика методов оценки качества и уровня качества продукции. Применение

статистических методов контроля качества и анализа причин несоответствий процессов.

2

Практические работы

6

1

Рассмотрение, анализ и обобщение требований к конкретной продукции на основании характеристик товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Нематериальные        факторы        в        обеспечении        качества        и конкурентоспособности: маркировка товаров, штриховое кодирование.

2

3

Анализ затрат на качество.

2

Тема        4. Система методов менеджмента

Содержание

4

1

Планирование как процесс управления качеством. Системный подход к планам качества. Средства   планирования.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

2

Определение        экономической        эффективности        управления затратами на обеспечение качества.

2

Тема        5. Всеобщее управление качеством

Содержание

4

1

Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством.

2

ОК 01, ОК 02,

ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.4,

ПК 2.2.

Итоговая аттестация: Дифференцированный зачет

2

Всего:

48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины «Менеджмент качества» требуется наличие кабинета специальных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

– посадочные места по количеству обучающихся

– рабочее место преподавателя

– комплекты учебно-наглядных пособий,

Технические средства обучения:

– персональный компьютер;

– лицензионное программное обеспечение;

– комплекты учебно- методической документации;

– экран;

– методические пособия

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

  1. Абакумова, О.Г. Управление качеством: Конспект лекций / О.Г. Абакумова. - М.: А- Приор, 21 - 128 c.
  2. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2020. - 224 c.
  3. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Т. Ю. Базаров. – 12-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2020. - 224 с.
  4. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 253 c.
  5. Магомедов, Ш.Ш. Управление качеством продукции: Учебник / Ш.Ш. Магомедов, Г.Е. Беспалова. - М.: Дашков и К, 2021. - 336 c
  6. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / С. А. Зайцев, А. Н. Толстов, Д.Д. Грибанов [и др.]. – 5-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2021. – 288 с.
  7. Рожков, В.Н. Управление качеством: Учебник / В.Н. Рожков. - М.: Форум, 2020.-336 c.
  8. Чубинский А.Н., Батырев И.М., Русаков Д.С. Основы управления качеством - СПб.: СПбГЛТУ-2021
  9. Шевелева Н. Л. Управление качеством: современные подходы и методы: Учеб.пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2022. – 223 с.

3.2.2. Электронные издания

  1. Менеджмент в России и за рубежом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mevriz.ru/  
  2. Экономический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economicus.ru
  3. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ecsocman.edu.ru  
  4. Экономика организаций (предприятий) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.window.edu.ru 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельной работы.

При планировании реализации учебной дисциплины проводится промежуточная аттестация и текущий контроль индивидуальных образовательных достижений. Текущий контроль проводится в процессе проведения практических занятий, устного опроса и выполнения обучающимися практических и лабораторных работ.

Для промежуточной аттестации, текущего и итогового контроля преподавателем создаются комплексы оценочных средств (КОС). КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки.

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знает:

Классификацию и применимость методов управления качеством;

Международный и региональный опыт по разработке и внедрению систем управления качеством;

Статистические методы управления качеством и регулирования технологических процессов; Совокупность системных средств и методов в управлении качеством;

Основы менеджмента качества;

Основные понятия системы менеджмента качества;

Основы и принципы мировых стандартов по системе менеджмента качества, семейства стандартов;

Виды документации по СМК;

Основные понятия, цели, принципы, задачи, объекты и методы управления качеством; Системы управления качеством продукции (услуг).

91-100%

правильных ответов оценка 5 (отлично)

71-90% правильных

ответов оценка 4 (хорошо)

61-70% правильных

ответов оценка 3 (удовлетворительно)

менее 60% правильных ответов оценка 2 (неудовлетворительно)

Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, тестирования        и по        результатам выполнения самостоятельной работы.

Умеет:

Рассматривать, анализировать и обобщать требования к конкретной продукции;

Выбирать и применять различные методы управления качеством;

Применять на практике полученные знания теории в области системы менеджмента качества отдельного предприятия;

Анализировать данные самоанализа предприятия;

Формировать и вести документы по СМК;

Оценить уровень качества продукции;

Применять статистические методы в контроле качества;

Получать товарную информацию об основополагающих характеристиках товара из маркировки и товарно-сопроводительных документов.

91-100%

правильных решений оценка 5 (отлично)

71-90% правильных

решений оценка 4 (хорошо)

61-70% правильных

решений оценка 3 (удовлетворительно)

менее 60% правильных решений оценка 2 (неудовлетворительно)

Текущий контроль: Экспертная оценка практических работ, контрольной

работы        и

выполнения самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая учебная программа по дисциплине «Иностранный язык» предназначена для реализации среднего общего образования в приделах  основных образовательных программ по специальности 100801 Товаровед...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной (профессиональной) образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100801 Товароведение и экспертиза качества потреби...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Метрология, стандартизация и подтверждение качества

Рабочая  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  19.02.10 Технология продукции общественного питания...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ для специальности естественно-научного профиля 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Программа учебной дисциплины ОДБ. 01.05 История является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, ...

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...