рабочая программа внеурочного курса по литературе "Теория и практика " для 11 класса основного среднего образования
рабочая программа


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры‌‌

‌Комитет образования администрации Березовского района‌​

МАОУ «Сосьвинская СОШ»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО Касаткина С.А..


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Штакина В.В.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом  № 81-од
от «31» августа 2023  г.

Директор школы Слепцова Н.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочному курсу по литературе

«Теория и практика» для 11 класса основного среднего образования.


п.Сосьва, 2023

Пояснительная записка

        Рабочая учебная программа элективного курса по литературе в 11 классе, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ЕГЭ, составлена на основе:

             - примерной государственной программы среднего (полного) общего образования «Литература 10-11 классы», утвержденной МО РФ, составители В. Я. Коровина.  Москва: Просвещение , 2016г.

- приказа Министерства образования  Российской Федерации  от 5 марта 2004 г.  №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования».

Данная программа предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в значениях.

       Основной целью изучения курса является подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста мини-сочинения – с другой.

       Задачи:

- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

- содействие в области профессионального самоопределения.

Содержание курса.

Тема 1. Древнерусская литература.

       «Общая характеристика культуры Руси XI-XIIвеков». Художественные принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.

Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века.

       М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев. «Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении. «Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н. М. Карамзин и А. Н. Радищев как основоположники двух направлений в русской литературе. Д. И. Фонвизин и русский театр. Черты классической комедии.

Тема 3. Литература первой половины XIX века.

       Элегия и баллада как жанр поэзии В. А. Жуковского. А. С. Грибоедов. Традиции классической комедии в театре А. С. Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение романтизма в русской литературе. А. С. Пушкин. Сквозные темы лирики А. С. Пушкина. Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».

       М. Ю. Лермонтов. Романтические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова. Поэтическая преемственность. Сквозные темы в поэзии М. Ю. Лермонтова.   Отражение эпохи в прозе М. Ю. Лермонтова. Н. В. Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя (мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.

Тема 4. Литература второй половины  XIX века.

       И. А. Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романах писателя. А. Н. Островский – создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник». И. С. Тургенев. Понятие «галерея образов «лишних людей»». Традиции гражданской поэзии в творчестве Н. А. Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф. И. Тютчев как основоположник  философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. М. Е. Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира как художественный прием. М. М. Бахтин о Ф. М. Достоевском. Понятие полифонии в романах Ф. М. Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении героев. Творчество Л. Н. Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души». Психологический портрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя. Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России конца XIX-начала XX века. Малый  жанр в русской прозе и творчество А. П. Чехова. Новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной выразительности.

Тема 5. Литература  XX века.

       Русская реалистическая проза начала века. И. А. Бунин. А.И. Куприн. Своеобразие прозы И. А. Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы, философия XX века, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской прозы в повестях А. И. Куприна.

       Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как поэтические стили. А. А. Блок и образ революции, споры о ней. Своеобразие лирики А. А. Блока. Поэмы А. А. Блока. А. А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве. «Реквием» как особый жанр в поэзии, характеристика времени его создания. В. В. Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С. А. Есенина. Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С. А. Есенина. Особенности поэтического языка.

       А. М. Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиция и новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М. Горького. Социальные проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях писателя.

       Литература революции и Гражданской войны: произведения М. А. Шолохова, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, А. А. Фадеева. Изображение Гражданской войны и революции в разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием: М. А. Шолохова, И. Бабеля, А. Фадеева. Поиски героя времени.

       Возвращенная литература. Л. Андреев, В. Набоков, А. Платонов, А. Солженицын. Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом жанре «антиутопии» в творчестве А. Платонова и Е. Замятина.

Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне.

       А. Твардовский, М. Шолохов, Б. Васильев, В. Некрасов. Собирательный образ русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке духовно-нравственных проблем войны в произведениях  В. Некрасова, С. Алексиевича, В. Кондратьева, К. Воробьева, Б. Васильева.

Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века.

       Возрождение рассказа как жанра в творчестве В. Шукшина. Особенности народного образа. Тема деревни в прозе В. Распутина, Ф. Абрамова,              В. Белова, В. Астафьева. Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях Д. Гранина, М. Дудинцева,         Ю. Трифонова. Новый лирический герой в поэзии Е. Евтушенко, А. Вознесенского, И. Бродского, Н. Рубцова, Б. Окуджавы.

Календарно-тематическое планирование

п/п

тема

час

Ресурсы

1

Теория. Тема 1.  Основные направления литературы. Роды литературы.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya 

2

Практическая работа по теме 1.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya 

3

Теория. Тема 2. Жанры литературы. Поэтика. Композиция произведения.  

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya 

4

Практическая работа по теме 2

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

5

Практическая работа по теме 2

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

6

Практическая работа по теме 2

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

7

Теория. Тема 3. Формы речи. Виды комического.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

8

Практическая работа по теме 3

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

9

Теория. Тема 4. Язык художественного произведения.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

10

Практическая работа по теме 4

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

11

Практическая работа по теме 4

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

12

Теория. Тема 5. Рифма. Стихотворный размер.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

13

Практическая работа по теме 4

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

14

Практика. Тема 1. Древнерусская литература

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

15

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

16

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

17

Практика. Тема 2. Литература русского Просвещения XVIII века.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

18

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

19

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

20

Практика. Тема 3. Литература первой половины XIX века.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

21

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

22

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

23

Практика. Тема 4. Литература второй половины  XIX века

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

24

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

25

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

26

Практика. Тема 5. Литература  XX века.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

27

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

28

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

29

Практика. Тема 6. Литература о Великой Отечественной войне.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

30

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

31

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

32

Практика. Тема 7. Поэзия и проза 70-90-х годов  XX века.

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya

33

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

34

Работа в формате ЕГЭ

1

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya/osnovnye_ponyatiya

Для самостоятельного изучения:

   И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Внутренний мир главного героя и истоки характера Обломова. «Испытания» Обломова.

   Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие и тематика. Средства создания сатирических образов.

    Лирика Н.А. Некрасова. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений. Особенности изобразительно-выразительных средств в стихотворениях

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорная основа поэмы, ее жанровое и художественное своеобразие.  Проблематика поэмы и система образов. Смысл названия поэмы.  

    Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Идеологическая, социальная, психологическая и философская природа романа. Герои романа, «двойники» и антиподы. Полифоническое звучание романа.

    Лирика А.А. Фета. Жанровое и тематическое многообразие стихотворений.   Романтическое и импрессионистическое начало в лирике А.А. Фета.

    Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».   Особенности жанра романа и его композиция. Историософские взгляды Л.Н. Толстого в романе. «Мысль семейная» и «мысль народная». Главные герои романа и их эволюция («диалектика души»)

Интернет – ресурсы по подготовке

https://examer.ru/ege_po_literature/teoriya



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры‌‌ 

‌Комитет образования администрации Березовского района‌

МАОУ «Сосьвинская СОШ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочного курса по русскому языку

«Я сдаю ЕГЭ» для 11 класса

 основного среднего образования

Сосьва 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Внеурочный курс по русскому языку «Я сдаю ЕГЭ» предназначен для учащихся 11 класса  на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС ООО.

 1.  Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от29.12.2012 (с изменениями и дополнениями)        

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 ((в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Цель курса – совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также использование в повседневной практике нормативной устной и письменной речи.

Задачи курса:

  • изучение нормативных и методических документов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
  • овладение основными нормами литературного языка;
  • создание практической базы языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы;
  • развитие речевой культуры.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа  курса для 11 класса рассчитана 1 час в неделю, что составляет    34 часа в год.

Планируемые результаты освоения курса

     Предметные результаты:

  • проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм;
  • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста;
  • создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий  русского языка предусматривает:

- максимальное использование воспитательных возможностей содержания занятий для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

- включение в содержание занятий целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;

- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на внеурочных занятиях предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Орфографические нормы. Принципы русской орфографии. Правописание корней. Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

Пунктуационные нормы.

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст.

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили речи.

Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение ошибок при определении стиля текста..

Изобразительно-выразительные средства языка.

Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция.

Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.

Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

п/п

 Тематика курса

кол-во часов

теоретич. часть

практич. часть

11 класс

 

 

 

 1

Орфографические нормы

7

3

4

 2

Пунктуационные нормы

4

1

3

 3

Текст

3

1

2

 4

Функционально-смысловые типы речи

5

1

4

 5

Функциональные стили речи

6

1

5

 6

Изобразительно-выразительные средства языка

3

1

2

 7

Коммуникативная компетенция.

5

2

3

Всего в 11 классе

34

7

27

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата

план

факт

Примечание

I

Орфографические нормы

7

1.

Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской орфографии: правописание корней и приставок.

1

2.

Правописание корней. Безударные гласные корня.

1

3.

Гласные и, ы после приставок.

1

4.

Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов и глагольных форм.

1

5.

–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);

1

6.

Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Правописание служебных слов.

1

47

Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов.

1

II

Пунктуационные нормы

4

5.

Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации.

1

6.

Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах;

1

7.

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

8.

Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с разными видами связи.

1

III

Текст 

4

12.

Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.

1

13.

Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.

1

14.

Средства связи предложений в тексте.

1

15.

 Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

IV

Функционально-смысловые типы речи.

5

16.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.

1

17.

Повествование.

1

18.

Описание.

1

19.

Рассуждение.

1

20.

Предупреждение ошибок при определении типов речи.

1

V

Функциональные стили речи 

6

21.

Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования. Типы речи.

1

22.

Разговорный стиль речи. Его особенности.

1

23.

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.

1

24.

Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.

1

25.

Научный стиль, его особенности.

1

26.

Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при определении стиля текста.

1

VI

Изобразительно-выразительные средства языка

3

27.

Речь. Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии.

1

28.

Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.

1

29.

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

1

VII

Коммуникативная компетенция

5

30.

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

1

31.

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.

1

32.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение.

1

33.

Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических норм.

1

34,

Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

1




Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Департамент образования и молодежной политики

Ханты-Мансийского автономного округа -Югры‌‌ 

‌Комитет образования администрации Березовского района‌

МАОУ «Сосьвинская СОШ»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО Касаткина С.А..


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Штакина В.В.


УТВЕРЖДЕНО

Приказом  № 81-од
от «31» августа 2023  г.

Директор школы Слепцова Н.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочного курса  «Я сдаю ОГЭ »                                                              

для 9  класса основного общего образования.



п.Сосьва, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочного курса по русскому языку «Я сдаю ОГЭ» на уровне основного общего образования разработана на основе ФГОС ООО

 1.  Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от29.12.2012 (с изменениями и дополнениями)        

2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 ((в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Общая характеристика учебного предмета

        Предлагаемый   курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче основного государственного экзамена по русскому языку Программа  построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала  за курс  основной школы по предмету «Русский язык».. Данная программа рассчитана на закрепление сведений, изученных в 5-8-х классах. Их обобщение и систематизация позволят ребятам повторить пройденный материал, более успешно подготовиться к итоговому экзамену в 9 классе.

            В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи».

Цель:

- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, пропедевтическая подготовка учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи:

- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

К текстам предлагаются тестовые задания, особое внимание уделяется проверке знаний по лексике и синтаксису, так как именно эти задания вызывают наибольшие затруднения у обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с базисным учебным планом школы рабочая программа  курса для 9 класса рассчитана 1 час в неделю, что составляет    34 часа в год.

                     

                          Раздел 4. Планируемые      результаты       освоения курса.

 Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты: Личностные результаты по русскому языку основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимания роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к

науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания:  формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение

осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда раз личного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на будущее.

Экологического воспитания: ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в

условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи,

понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- владение разными видами монолога и диалога;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

-  умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

- оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

- применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Учитель:

- сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;

- создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности,

- помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которую будет важно для самоактуализации и самореализации учащегося;

- создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьников.

Ученик:

- становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;

- реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения

Предметные результаты:

- соблюдать основные лексические правила современного русского литературного языка; извлекать необходимую информацию из толкового словаря и справочников, использовать ее в различных видах деятельности;

-  группировать слова по тематическим группам;

-  подбирать к словам синонимы, антонимы;

-  опознавать фразеологические обороты;

-  соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

-  использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора

-  пользоваться различными видами лексических, этимологических словарей (толковый словарь, словарь синонимов, антонимов, фразеологический словарь и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности     

   СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПОДГОТОВКА К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (9 класс)

Раздел 1. Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение сокращать текст разными способами;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Раздел 2. Задания с кратким открытым ответом

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Раздел 3. Сочинение

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Тематические блоки

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Введение.

Знакомство с нормативной базой ОГЭ, демоверсией, структурой и содержанием экзаменационной работы.

Раздел 1. Сжатое изложение

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 2. Сочинение 

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 3. Языковой анализ текста.

Работа с тестами, заполнение бланков.

                                             

Поурочное планирование.

п/п

тема

Кол час.

Примерная дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Структура и содержание КИМов. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

2

Изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

1

3

Основные приёмы компрессии исходного текста. Исключение. Обобщение. Упрощение.

1

4

Прослушивание аудиозаписи из ОБЗ ФИПИ, написание сжатого изложения.

1

5

Анализ изложений. Сжатие текстов из банка заданий.

1

6

Синтаксический анализ (грамматическая основа)

1

7

Синтаксический анализ (грамматическая основа)

1

8

Синтаксический анализ (грамматическая основа)

1

9

Синтаксический анализ (грамматическая основа)

1

10

Синтаксический анализ (характеристика предложений)

1

11

Синтаксический анализ (характеристика предложений)

1

12

Синтаксический анализ (характеристика предложений)

1

13

Пунктуационный анализ предложения (установление соответствий)

1

14

Пунктуационный анализ предложения (установление соответствий)

1

15

Пунктуационный анализ предложения (установление соответствий)

1

16

Пунктуационный анализ предложения (установление соответствий)

1

17

Пунктуационный анализ предложения

1

18

Пунктуационный анализ предложения

1

19

Орфографический анализ слов

1

20

Орфографический анализ слов

1

21

Орфографический анализ слов (орфограммы в тексте)

1

22

Орфографический анализ слов (орфограммы в тексте)

1

23

Грамматические (морфологические) нормы

1

24

Грамматические (морфологические) нормы

1

25

Грамматическая синонимия словосочетаний

1

26

Анализ содержания текста

1

27

Анализ содержания текста

1

28

Анализ средств выразительности

1

29

Лексический анализ

1

30

Лексический анализ

1

31

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1

32

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1

33

Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание  13.1), на тему, связанную с анализом текста (Задание 13.2, 13.3)

1

34

Написание контрольного сочинения по выбору учащихся .

1

Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение

  1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения основного государственного экзамена в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
  2. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ОГЭ. - Издательство «Экзамен»

Интернет – ресурсы по подготовке к ОГЭ.

1. Федеральный институт педагогических измерений  http://fipi.ru/
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Русский язык http://rus.sdamgia.ru/

3. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/

4. Подготовка к ОГЭ http://4ege.ru/russkiy/

5. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/

6. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/

7. Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Л.М.: капканы-егэ.рф

8. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/

9. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru/russian-gia/

10. Справочно – информационный портал – русский язык для всех http://www.gramota.ru/

11. Видеотьютор по русскому языку http://videotutor-rusyaz.ru/

12. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э.,Фомина М.И. Современный русский язык (учебник) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/topicsw.htm

13. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru

14. Российский образовательный портал www.school.edu.ru

15. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

16. Рособрнадзорhttp://www.obrnadzor.gov.ru/

17. Материалы для самоподготовки к ГИА http://konoplyova-m.ucoz.ru/index/materialy_dlja_podgotovki_k_gia_po_russkomu_jazyku/0-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по экономике базовый уровень для 10-11 классов, основного общего образования

1. Пояснительная запискаПрограмма по экономике для 10 -11 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, а также авторской программы «Экон...

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету Английский язык для основного общего образования. Срок освоения 1 год (6 класс)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Личностные результаты:-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;-сознание во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика (Геометрия)» для 7 класса основного общего образования

Рабочая программа составлена на основе программыПрограммы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы / [сост. Т. А. Бурмистрова].  – 2-е изд. -  -  М.: Просвещение, 200...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...

Рабочая программа элективного курса по биологии для 5-6 класса основного общего образования «Лекарственные растения Петровского района»

laquo;Программа «Лекарственные растения Петровского района» формирует у учащихся  бережное отношение к окружающей среде, изучение природы родного города. Она базируется на различных...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...