РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Школа самоуправления «Лидеры школьной республики «БудуШел»
рабочая программа

Мытник Ирина Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Лидеры республики БудуШел" адресована обучающимся, входящим в состав ученического самоуправления школы, которые хотят сделать жизнь школы, города, района лучше и интересней. Основными предпосылками разработки программы стали: создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, старшеклассников, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности и создание условий для развития лидерства в детских коллективах.

Программа направлена на обучение актива школы навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации проектирование собственной деятельности, формирование социально- нравственной позиции, на выработку у детей партнерских и лидерских качеств, коммкникативных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkoly_samoupravleniya_respubliki_budushel.docx86.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шелеховского района «Средняя общеобразовательная школа № 4»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №_____

от «___» __________ 2023 г.
______  / _____________

                       руководитель МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

«___» _____________ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор  МБОУ  ШР

«СОШ №4»

_________________________

ФИО

_________________________

Подпись

Приказ № _____

от «____» __________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Школа самоуправления «Лидеры школьной республики «БудуШел»

                                                                                                                               

                                                                                                                Адресат: 5-11 класс

                                                                                                Срок реализации: 2 года

Составитель программы:

Мытник Ирина Николаевна,

Педагог- организатор

                                                               Шелехов, 2023

  1. Пояснительная записка

Современное общество нуждается в компетентных и активных специалистах, способных самостоятельно принимать решения, готовых брать на себя ответственность за их осуществление, умеющих правильно строить взаимоотношения с другими людьми, работать в команде. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Особая роль в решении этих задач отводится системе образования, которая на первый план должна поставить возрастание роли человеческого фактора и раскрытие потенциальных возможностей личности. Необходимым в данном аспекте является и развитие лидерского потенциала старшеклассников. В специально- моделируемых ситуациях опыт лидерского поведения можно формировать, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Дополнительная общеразвивающая программа «Лидеры республики БудуШел» адресована обучающимся, входящим в состав актива ученического самоуправления школы, которые хотят сделать жизнь школы, города, района лучше и интересней.

Программа социально-гуманитарной направленности реализуется в творческом объединении «Лидеры школьной республики «БудуШел»

Основными предпосылками разработки программы стали: создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, старшеклассников, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности и создание условий для развития лидерства в детских коллективах. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров строится на основе сотрудничества и взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Развитие ученического самоуправления невозможно без выявления, поддержки и обучения ярких самостоятельных личностей, участвующих в организации процессов самоуправления школы.

Основная идея данной Программы – способствовать развитию у обучающихся инициативности, готовности к самостоятельному решению жизненных задач и проблем, умений управлять собой в разных специально моделируемых и жизненных ситуациях, планировать и осуществлять саморазвитие, предоставлять возможность для самореализации.

Для того чтобы обучающийся чувствовал себя успешным, ему необходимо обладать рядом качеств личности: это умение общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать других, уметь выражать чувства, формировать свою точку зрения и аргументировать ее.

Данная программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.
  • Концепция        развития        дополнительного        образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального Проекта «Образование».
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996- р).
  •  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. Проект. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р)

Направленность программы – социально- гуманитарная.

Уровень программы стартовый (ознакомительный).

Отличительными особенностями данной программы является то, что она рассчитана на конкретную категорию обучающихся – активистов ученического самоуправления и учитывает потребность детей в развитии организаторских, творческих, лидерских качеств, оказывает помощь в развитии ученического самоуправления в школе.

Программа направлена на обучение актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирование собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; на выработку у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков. Предполагается, через систему занятий, обучение подростков (актива самоуправления) сформировать, навыки уверенного поведения, коммуникативные умения: отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать на похвалу и комплимент, а также на отрицательные высказывания в свой адрес, умению оказывать сопротивление, манипуляциям и групповому давлению, принимать решения.

Программа включает различные направления работы: правовое, гражданско- патриотическое, лидерское, творческое, а также социальное проектирование и организацию социальной значимой деятельности.

Практическая часть программы предусматривает реализацию системы взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр, дискуссий на актуальные темы, в процессе которых отрабатываются навыки организации работы активистов ученического самоуправления школы, техника ведения переговоров, спора, умение упорядочить точки зрения, достичь согласия, выработать общее решение в группе. При организации и проведении массовых мероприятий, фестивалей и других мероприятий – часовая нагрузка может увеличиваться по мере необходимости и условий работы обучающихся.

Актуальность программы.

Отношение современных школьников к общественной  жизни, в том числе и школьной, вызывает к себе особое внимание педагогов и родителей. Быстро меняющееся общество стимулирует социальный заказ на человека, быстро реагирующего на происходящие изменения, анализирующего информацию и на ее основе прогнозирующего дальнейший ход событий, принимающего адекватные решения и действующего согласно им. Заинтересованность молодого поколения в участии в общественной жизни школы и города, повышение инициативы и социальной активности, умение сотрудничать с разновозрастными коллективами, сформированные лидерские навыки и качества – важные аспекты данной Программы.

Реализация «Стратегии развития воспитания в РФ на период 2025 года» от 29 мая 2015 года №996-рпредполагает:

  • «качественные изменения в отечественной системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных результатов развития детей, как их духовно- нравственные, ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни, обществе и профессии»;
  • «улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей»;
  • «широкое привлечение обучающихся к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении».

Первый год обучения по программе ориентирован на выявление и развитие лидерских качеств, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, навыков формирования команды, развитие коммуникативных социальных компетенций, расширение игровой и «социальной практики»,содержательную подготовку тематических мероприятий для школьников, участие в работе Совета ученического самоуправления общеобразовательного учреждения.

Второй год обучения по программе ориентирован на развитие творческого потенциала обучающихся, организаторских умений, воспитание культуры делового общения, опыта взаимодействия с различными социальными институтами, навыкам разработки и реализации социальных проектов, участия в мероприятиях и конкурсах различного уровня.

Новизна программы заключается в сочетании проектной, социально активной, конкурсной и творческой деятельности, в подготовке лидеров и активистов ученического самоуправления к участию в общественной жизни общеобразовательного учреждения, города, района. В рамках программы организовано сотрудничество с социальными партнѐрами.

Педагогическая целесообразность.

Программа разработана с учетом психологических особенностей подросткового и юношеского возрастов. Содержание программы соответствует актуальным потребностям обучающихся среднего и старшего школьного возраста, возникающими в процессе формирования и развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации и самоопределения в этом возрасте.

Программа включает в себя различные формы работы, что способствует активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения обучающимися собственного опыта в игровых и тренинговых формах работы.

Развитие качеств успешной личности достигается за счет развития уверенности в себе, адекватной самооценки, толерантности.

Адресат программы

Программа предназначена к освоению детьми в возрасте 13-17 лет, изъявившими добровольное желание еѐ осваивать и допущенных по состоянию здоровья, а также для талантливых (одарѐнных, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для этого возраста характерны качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни и связанные с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Объѐм программы: 34 часа.

Период реализации программы: в течение одного учебного года по одному часу в неделю, 34 часа в год.

Формы организации обучающихся на занятии: фронтальная (одновременная работа со всеми обучающими), коллективная (организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми), индивидуально-фронтальная (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы), групповая (организация работы по группам), коллективно-групповая (выполнение заданий группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение), в парах (организация работы по парам), индивидуальная (индивидуальный образовательный маршрут).

Форма обучения – очная. Программа может реализовываться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При составлении расписания дистанционных занятий учитываются санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в учреждениях дополнительного образования.

В практике обучения существует синхронное и асинхронное обучение.

Синхронное обучение – форма организации образовательного процесса в режиме реального времени вне зависимости от наличия/отсутствия цифровых технологий (обучение в формате онлайн видеоконференция).

Асинхронное обучение – форма организации образовательного процесса, при которой обратная связь возможна с задержкой во времени (например, обучение с использованием электронной почты, на которую направляются задания для самостоятельной работы (ссылки на упражнения, практические задания)).

Формы занятий:

  • традиционные: лекции, беседы, практические и творческие занятия, просмотр и обсуждение видеозаписей и видеофильмов, ролевые игры, викторины, мозговые штурмы, эвристическая беседа, презентация;
  • нетрадиционные - коммуникативные упражнения, акция, дискуссии, диспуты, викторины, конференции, конкурсы, деловые и ситуативно-ролевые игры, защита проектов, конкурсы, праздники, КТД.

Формы контроля:

  • педагогическое наблюдение;
  • устный опрос;
  • практические упражнения;
  • само- и взаимоанализ;
  • игровые тренинги;
  • создание проблемных, игровых ситуаций;
  • защита социального проекта;
  • участие в конкурсах;

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, по одному часу (один час занятий 45 минут)

Особенности организации образовательного процесса:

В своей деятельности ученическое самоуправление руководствуется Законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Конвенцией ООН о правах ребенка.

Содержание программы включает комплекс образовательных и воспитательных мер, направленных на реализацию права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением; обеспечение эффективного взаимодействия общего и дополнительного образования и молодежных общественных объединений в сфере организации ученического самоуправления в образовательных учреждениях города; изучение, обобщение и распространение передового опыта в сфере организации ученического самоуправления.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий для реализации лидерского,

организаторского и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся путем включения в работу ученического самоуправления.

Задачи программы: 

Обучающие:

• приобретение знаний об основах деятельности ученического самоуправления.

• знакомство с типологией лидера, ключевыми

качествами лидера.

•  приобретение опыта и знаний о конструктивных методах, формах, способах и   правилах сотрудничества со сверстниками, педагогами, администрацией школы.

• овладение основными приёмами формирования команды.

• овладение навыками ведения документации совета ученического самоуправления.

• обучение методике разработки социальных проектов.

• обучение основам организации и проведения досуговых и познавательных мероприятий со сверстниками;

• приобретение опыта участия в творческих, социально значимых мероприятиях, фестивалях и конкурсах.

Развивающие:

• развитие творческих и организаторских способностей;

• развитие эмоциональной устойчивости;

• развитие аналитического и критическое мышления, рефлексивной культуры.

• развитие приемов логического мышления, устной речи и наблюдательности.

Воспитательные:

• воспитание инициативности, целеустремленности, ответственности;

• развили коммуникативной компетентности;

• развили лидерских качеств.

• формирование способностей к принятию решений и готовности брать на себя инициативу и ответственность;

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план

Название занятия

Количество часов

Формы организации занятий

Всего

Теори я

Прак тика

1.

Вводное занятие

1

1

-

Интерактивная беседа

2.

Общение, как фактор жизнедеятельности

1

1

-

Лекция, дискуссия.

3.

Личность в обществе

2

1

1

Тренинг, практические  и творческие занятия.

4.

«Лидерство в команде»

2

1

1

Деловая  игра

5.

Личностные особенности лидера

2

1

1

Тренинг. Практические и  творческие занятия

6.

Межличностная коммуникация в лидерстве

2

1

1

Лекция, тренинг, дискуссия.

Практические занятия

7.

Организаторские способности лидера.

2

1

1

Интерактивная беседа

8.

Эффективная  самопрезентация

2

1

1

Тренинг. Практические и

творческие  занятия

9.

«Портфолио лидера»

2

1

1

Интерактивная беседа

10.

Самоуправление как способ организации

жизнедеятельност и школьного

актива

2

1

1

Лекция, дискуссия

11.

Нормативно правовая база совета школьного самоуправления.

2

1

1

Лекция,

 Практическое занятие

12.

Лидер и командообразование

2

1

1

Тренинги. Практические и творческие занятия

13.

Технологии коллективно- творческой деятельности.

2

1

1

Деловая игра

14.

Игровые программы

2

1

1

Беседа с игровыми элементами

15.

Конфликты и способы их решения

2

1

1

Деловая игра, тренинг

16

Методика создания социальных проектов»

2

1

1

Деловая игра

17.

Искусство публичного

выступления.

2

1

1

Тренинг. Практические и творческие занятия

18.

Школьные выборы

1

-

1

Деловая игра

19.

Итоговое занятие

1

-

1

Беседа с игровыми элементами

Итого:

34

17

17

-

Содержание первого года обучения.

Тема 1. Вводное занятие

Теория: знакомство с группой. Правила техники безопасности. Цели и задачи программы.

Практика: игры на знакомство «Свисток имен», «Верю- не верю», «Снежный ком».

Рефлексия.

Тема 2.. Общение, как фактор жизнедеятельности.

                   Теория: Понятие общения, структура общение, виды общения, вербальное и  невербальное общение

                 Приѐмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений.                  Ведение диалога. Бесконфликтное общение.

Практика: упражнение «Совет племени», «Таможня»,» «Постройка моста» проведение КТД. Упражнения, направленные на овладение способами эффективного общения.

Рефлексия.

Тема 3. Личность в обществе

Теория: взаимоотношения лидера и его команды. Пути сплочения коллектива. Цель коллектива, перспектива роста. Совместимость. Климат в команде. Распределение ролей в команде.

Практика: упражнения: «Восточный рынок», «Цепочка», «Крест, кулак, ладонь»,

«Рыцарь,   дракон,   принцесса»,   «Комплимент».   Деловая   игра   «Необитаемый   остров»,

«Кораблекрушение на Луну». «Скромность – достоинство королей», «Лидер – человек действия», «Лидер и доверие».

Рефлексия.

Тема 4.. «Лидерство в команде»

Теория: понятие «Лидер», основные качества лидера. Формальный и неформальный лидер. Целостность личности и комплексность свойств лидера. Структура личности лидера. Типы лидеров: лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.

Практика: практикумы «Чемодан лидера», «Кто я?», «Голосуй за меня».

Рефлексия. Задание «Портрет лидера» социальное проектирование.

Тема 5.. Личностные особенности лидера.

Теория: типы лидерства. Стили руководства. Коммуникативные и организаторские способности лидера. Как я могу вести за собой. Навыки убеждения, принятие решений. Мотивация командной работы.

Практика: упражнения: «Ассоциация со встречей», «Волшебная рука», «Придумай свой мем», «Вертушка жалобщиков», «Зомби», «Контрабандисты», «Автобус». Ролевая игра

«Маклер», «Ромашка».

Рефлексия.

Тема 6. Межличностная коммуникация в лидерстве

Теория:        понятия        «Общение»,        «Коммуникация»,        «Тайм- менеджмент». Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила тайм- менеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени. Мотивация лидера. Постановка целей.

Практика: упражнения: «Семеро с ложкой», «Два на два, или Новый Юлий Цезарь»

«Улучшенный телефон», «Карусель», «Последний час», «Дар убеждения», «Дар импровизации», «Комиссионный магазин»,  «Личный герб», «Пессимист, оптимист, шут»,

«Разговор с конца», «Спор», «Просьба». «Прогноз погоды».

Рефлексия.

Тема 7. Организаторские способности лидера

Теория: организаторская техника как форма организации поведения лидера, средство его успешной деятельности, совокупность способов достижения цели. Готовность стать лидером. Правила руководства. Понятие «стиль работы лидера», его виды. Принципы организаторской деятельности. Качества, которыми должен обладать лидер: ораторское искусство, владение методами убеждения, умение принимать решение, сформировать команду.

Практика: деловая игра «Выборы», тест по выявлению организаторских способностей. Комплекс ролевых упражнений, игры на взаимодействие и сплочение. Практикум «Я и мы. Кто я?». Планирование. Тестирование. Методы выявления лидеров, активизации лидерских качеств. Игры на сплочение коллектива. Решение кейсовых заданий по лидерству.

Рефлексия.

Тема 8. Эффективная  самопрезентация

Теория: понятие «Имидж», «Харизма». Внешность человека. Одежда и характер.

Стиль в одежде.

Практика: игры на знакомство: «Артем – артистичный…». Имидж-упражнения:

«Взгляд»,        «Глаза»        «Улыбка»,        «Плагиат»,        «Развитие        умения        смотреть        в        глаза»,

«Валентность», «Выглядеть как иностранец», «Я как акционерное общество», «Внутренняя осанка». Ситуация – проба «В классе новенький». «Прогноз погоды».

Рефлексия.

Тема 9. Портфолио лидера.

Теория: понятие термина «портфолио». Содержание, структура документа. Разновидности. Папка достижений. Требования к портфолио, предъявляемого организаторами для участия в конкурсах.

Практика: игры на взаимодействие, сплочение: «Матрешка», «Подготовка своего портфолио». Упражнения «Ты и твое имя», «Лидер – это…», «Гений маркетинга».

Рефлексия.

Тема 10. Самоуправление как способ организации жизнедеятельности школьного

актива.

Теория: ученическое самоуправление, механизмы и процедуры самоуправления, гарантирующие реализацию своих прав прописанных в положении о работе ученического самоуправления в реальной повседневной жизни своего образовательного учреждения. Взаимодействие со школьниками, учителями и администрацией своего образовательного учреждения.

Самоуправление в классе, полномочия выборных представителей, взаимодействие классных и школьных органов самоуправления.

Практика: заполнение шаблона по теме «Процедура самоуправления в школе». Подготовка к дебатам по теме «Что общего и в чѐм различие в структуре самоуправления вчера и сегодня». Дискуссия на тему: «Проблемы в деятельности ученического самоуправления».

Подготовка группового проекта по теме «Модель школьной республики «БудуШел», разработка модели ученического самоуправления.

Рефлексия.

Тема        11.        Нормативно правовая база ученического     самоуправления.

Теория:        разбор        и        изучение        нормативно        правовой        базы        совета        ученического самоуправления.

Работа с документами:

  • положение о школьной республики БудуШел
  • положение об ученической Конференции;
  • план работы школьной республики БудуШел;
  • протокол заседания школьного парламента.

Практика: работа с документацией ученического самоуправления, изменения, исправления. Изучение структуры Совета ученического самоуправления. Разработка плана работы Совета ученического самоуправления. Решение кейсов по нормативно-правовым основам ученического самоуправления.

Рефлексия.

Тема 12. Лидер и командообразование

Теория: основные приемы формирования команды. Создание Совета ученического самоуправления, исходя из положения о работе школьной республики БудуШел и структуры школьной республики. Уровни развития коллектива. Группы и коллективы. Виды групп и виды коллективов. Способы сплочения коллектива. Стили работы организатора, этапы работы организатора по налаживанию жизнедеятельности коллектива.

Практика: игры на сплочение. Игры и упражнения на командообразование и доверие:

«Без командира», «Смысл моего имени», «Веселый счет», «Вавилонская башня», «Кто

быстрее». Лидерство в детской организации. Упражнения «Говорящие руки», «Если команда, то это…». Деловая игра «Педагогический театр», тренинги межличностного общения, ситуативно-ролевая игра «Необитаемый остров», тренинг «Пещера Алладина», деловая экономическая игра «Город». Тренинговые упражнения по развитию командообразования.

Рефлексия.

Тема 13. Технологии коллективно- творческой деятельности.

Теория: коллективно-творческое дело. Виды КТД. Стратегия, тактика и технология КТД. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, важнейшее последствие. Формы коллективной рефлексивной деятельности.

Практика: работа над ролью-заданием, проведение коллективно - творческого дела, разработка своего КТД по стадиям. Упражнение «Пикассо», «IT-тренинг». Разработка КТД по темам.

Рефлексия.

Тема 14. Игровые программы

Теория: понятие игры, значение игр для человеческого общения. Место и роль игровой технологии в воспитательном процессе. Функции игры: развлекательная, коммуникативная, функция самореализации, игротерапевтическая функция и функция социализации. Типы и виды игр.

Практика: игровые программы для разных возрастов, их организация и управление. Деловая игра и ее характеристика. Ситуативные и ролевые игры. Сюжетные Игры и имитационные игры. Предметные игры и игры драматизации. Подготовка деловой или сюжетно-ролевой игры по выбору.

Рефлексия.

Тема 15. Конфликты и способы их разрешения.

Теория: просмотр мультипликационного фильма «Конфликт». понятие «Конфликт»,

«Конфликтная ситуация». Мотив, сторон, предмет, образ, позиции конфликта. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликта.

Практика: упражнения: «Хорошо-плохо», «Ситуация: конфликт и способы выхода из конфликта», «Слепые паровозики», «Горячий стул», «Белые медведи», «Без командира». Ритуал «Прощания».

Рефлексия.

Тема 16. Методика создания социальных проектов.

Теория: социальное проектирование, специфика, основные правила составления проектов, оформление работы. Разработка проекта. Умение планировать и реализовывать вместе с командой общий проект. Подготовка к конкурсу «Лидер года».

Практика: разработка и защита социального проекта. Работа в группах.

Рефлексия.

Тема 17. Искусство публичного выступления.

Теория: основы публичного выступления, ораторское искусство, культура речи, основы актерского мастерства. Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления. Виды публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Правила подготовки к выступлению. Требования к внешнему виду выступающего. Приѐмы установления контакта со слушателем. Техника речи. Практика: упражнения для тренировки   основных   органов   речи,   для   разогрева речевого        аппарата.        Упражнения        «Учимся        говорить»,        «Иван        Иванович»,        «Репортер».

Практические упражнения для развития монологической и диалогической речи.

Рефлексия.

Тема 18. Школьные выборы

Теория: изучение проведения выборов лидера

Практика: разработка «Положения» о проведении выборов, подготовка к игре

«Законы о выборах», игра «Законы о выборах», «Мы выбираем, нас выбирают»

Тема 19. Итоговое занятие.

Практика: Лидерская конференция. Итоговое анкетирование «Лидер ли ты?».

Рефлексия

  1. Планируемые результаты реализации программы Предметные результаты:

  • знают различные виды игр, формы и методы организации и проведения игр и игровых программ;

  • знают основы деятельности ученического самоуправления, социального проектирования, игровых, коллективно-творческих технологий;
  • знакомы с типологией лидера, владеют ключевыми качествами лидера;
  • владеют приѐмами и методами планирования и организации коллективно-творческой деятельности;
  • приобретѐн личный опыт, знания о конструктивных методах, формах, способах и правилах сотрудничества со сверстниками, педагогом;
  • владеют основными приѐмами формирования команды;
  • разрабатывают и реализуют социальные проекты;
  • участвуют в конкурсах и конференциях;
  • разрабатывают и проводят досуговые и познавательные мероприятия со сверстниками;
  • овладеют технологией разработки социальных проектов, акций, организации общественно полезной деятельности;
  • представляют опыт командной работы на образовательных мероприятиях «Школа Лидеров»

Метапредметные результаты:

  • проявляют эмоциональную устойчивость в различных проблемно-игровых ситуациях;
  • реализуют навыки конструктивного общения со сверстниками и педагогами для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • понимают причину успеха и неуспеха в командной деятельности.
  • имеют опыт работы в команде: ставят учебную задачу, определяют последовательность действий с учетом конечного результата, активно участвуют в дискуссиях, отстаивают свое мнение, находят компромиссы, общие решения, разрешают конфликты, формулируют, аргументируют и обсуждают содержание и результаты совместной деятельности в команде. Личностные результаты:
  • проявляют инициативность, целеустремленность, ответственность;
  • взаимодействуют в группе;
  • имеют опыт участия в творческих, социально значимых мероприятиях, фестивалях и конкурсах.
  • имеют опыт организации творческих, социально значимых мероприятий, акций;
  • проявляют гражданскую позицию по отношению к событиям и фактам окружающей действительности.
  • сформированы способности к принятию решений и готовность брать на себя инициативу и ответственность;
  • проявляют позитивные волевые качества личности, эффективно взаимодействуют с социумом.

Критерии оценки эффективности реализации программы:

  • сформирована основная база знаний по нормативно-правовой документации; окончившие курс обучающиеся ориентируются в основной законодательной базе РФ, регламентирующей

деятельность ученического самоуправления как части государственно-общественного управления и могут использовать нормативные знания в своей работе;

  • получены и закреплены базовые навыки принятия управленческих решений, при помощи кейсов отработана система шагов по решению проблемных ситуаций;
  • сформированы основные принципы социального проектирования, разработан реализуемый на базе образовательной организации социальный проект, описаны этапы его реализации, риски, ресурсная база;
  • организованы и проведены традиционные мероприятия  «Школа лидеров», «Посвящение в БудуШельцы»
  • создана слаженно работающая команда активистов ученического самоуправления.

По итогам реализации программы в школе сформирована команда активистов-единомышленников, готовых к продуктивной деятельности в ученическом самоуправлении школой. Они обладают всеми необходимыми базовыми навыками, необходимыми для работы в команде.

  1. Условия реализации программы.

  • Материально-техническое обеспечение и оборудование

Помещение для занятий: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий;

  • ПК для педагога с подключением к Интернету;
  • мультимедийный проектор, экран.

  • Методическое сопровождение программы

При реализации программы окажут существенную помощь следующие методические и практические издания:

  1. Адаир Д. Эффективное лидерство. Как развивать и применять лидерские навыки. − М.: Эксмо, 2003. − 318 с
  2. Большаков В. Ю. Критерии, методы и методики выявления лидерской одаренности у старшеклассников // Прикладная психология. – 2001. − N 1. − С. 19-29
  3. В помощь активу старшеклассников. Методика выявления лидеров в детском коллективе. РСМ. − Калуга, 2000.
  4. по темам «Проектная деятельность»: «Шаг за шагом или технология подготовки реализации социального проекта», М.: Владос, 2012.-149с.
  5. по        темам        коллективно-творческая        деятельность,        игра:        1)        «Энциклопедия коллективно творческих дел», Курган.: ИПКРО, 2007.-647с.
  6. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков /Внешкольник./ − 2006.− №12 (117) декабрь.− С.17-19.
  7. Игра – обучение, тренинг, досуг/под редакцией Петрусинского// В 4 книгах. – М.: Новая школа, 1994.

  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной деятельности по программе

Основная форма образовательного процесса учебное занятие. Алгоритм учебного занятия может быть следующим:

  1. этап. Организационно-подготовительный. Анализ предыдущего учебного занятия, диагностика усвоенных знаний.
  2. этап. Моделирующий. Активизация познавательной деятельности на основе теоретического материала, введение практических творческих заданий тренинговых упражнений, коммуникативных игр, развивающих определенные умения обучающихся; осознанное усвоение обучающимися нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений; самостоятельное выполнение творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
  3. этап. Итоговый. Подведение итогов деятельности. Формы подведения итогов занятий:
  • опрос;
  • контрольные задания;
  • самостоятельная работа;
  • коллективная рефлексия;
  • отзыв;
  • коллективный анализ;
  • самоанализ.

Алгоритм занятия может изменяться, уточняться, детализироваться.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих заданий.

Этому способствуют совместные обсуждения выполнения заданий, работа в группах, создание положительной мотивации, актуализация интереса.

Методологической основой форм, методов и технологий является идея личностно - ориентированного, развивающего обучения, способствующего самоопределению и самореализации личности на основе принципов ее деятельностного развития.

В ходе практической реализации целей и задач программы используются различные группы методов. Все методы реализуются в тесной взаимосвязи.

Методы

Формы

Объяснительно- иллюстративный

Рассказ, показ, объяснение, беседа, инструктаж, лекция.

Репродуктивный

Пример, поручения, алгоритм действий, упражнения.

Проблемный

Проблемные ситуации, убеждение, сюжетно-ролевая игра, обобщение.

Практический

Работа над кейсовыми, проблемными заданиями

Частично-поисковый

Наблюдение, самостоятельное выполнение поручений (самостоятельная работа), соревнования, конкурс, диспут, самоуправление)

Исследовательский

Сбор фактов, обсуждение, анализ, творческие задания, проектирование

В ходе реализации программы используются элементы следующих педагогических технологий:

  • личностно-ориентированная технология (И.С. Якиманская): развитие индивидуальных способностей обучающегося, использование индивидуального опыта обучающегося, самоопределение и познание личности, создание ситуации успеха, учет возрастных и психологических особенностей, формирование положительной Я-концепции;
  • технология индивидуализации обучения (Инге Унт, Границкая, Шадриков): индивидуальные задания с различной сложностью выполнения;
  • игровые технологии - игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствует использованию различных способов мотивации. В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Игра воспитывает чувство дружбы, взаимовыручки, чувство долга, поддержки. В случае необходимости играющий должен уступить, помочь другу. Играя в составе команды, каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремиться как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.
  • технология моделирования - внедрение технологии моделирования (интерактивного взаимодействия) на занятиях способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, столь необходимых в современных динамичных условиях жизни. При интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучающиеся, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой; учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать товарищей; учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
  • технология проблемного обучения - методическими основами проблемного обучения на занятиях являются:

а) самостоятельность логического мышления обучающихся, которые

включаются        в        процесс        активного        познания        управленческого,        организаторского искусства;

б) открытие неизвестного, нового.

Проблемная ситуация в обучении основам организаторского искусства включает три основных компонента:

  • потребность в поисковой деятельности; неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;
  • доступность в выполнении проблемного задания.

Процесс проблемного обучения слагается из двух этапов: постановки задания и поиска неизвестного посредством самостоятельного исследования. Для реализации целей и задач данной технологии используются в педагогической практике различные способы и приемы организации процесса проблемного обучения, при которых обучающиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.

Проблемные задания на занятиях составляются с учетом всех видов деятельности: при выполнении занимательных, игровых заданиях, заполнения таблиц, составлении творческих проектов.

Использование на практике проблемного обучения доказывает, что обучающиеся при помощи самостоятельной деятельности способны создавать новое, оригинальное;

  • технология коллективного творческого дела (подготовка к слетам, конференциям, фестивалям, конкурсам, разработка социальных проектов);
  • информационно – коммуникационные технологии; использование в процессе обучения и воспитания ИКТ стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти обучающихся, позволяет сделать учебный материал более доступным для восприятия, расширить понятийный ряд пройденных тем, способствует улучшению усвоения учебного материала;
  • технология организации проектной деятельности - проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность. Проектная методика дает возможность больше и глубже изучить тему; значительно расширяет общий кругозор; учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал; дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.

Данная технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это призвано способствовать максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся;

  • технология портфолио - портфолио способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста.

  • Диагностические материалы

Программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности обучающихся, которые осуществляются в ходе педагогического мониторинга. Мониторинг образовательного процесса проводится на протяжении всего курса обучения по трѐм направлениям: развитие, воспитание, обучение.

В качестве педагогического мониторинга программой предусмотрены следующие виды контроля: входной, текущий, промежуточный и итоговый. Диагностический инструментарий: беседы с обучающимися, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ деятельности детей (опрос, контроль за выполнением упражнений, контроль за выполнением творческих заданий), анализ продукта деятельности (разработка и реализация социальных проектов, успешное участие в конкурсах и конференциях различного уровня).

Входной

При поступлении в объединение проводится входная диагностика обучающихся. Используемые способы диагностики: коммуникативные упражнения; ролевые игры на выявление лидерских качеств, проведение методики самооценки лидерских качеств.

Текущий

Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения, анализа деятельности обучающихся при работе в группах, опрос, беседа.

Наблюдаемые факты фиксируются педагогом визуально, запоминаются, анализируются и служат для принятия решений о дальнейших действиях (повторить объяснение, прокомментировать).

Промежуточный и итоговый контроль осуществляется ежегодно (ориентировочно в декабре и мае), отслеживается уровень освоения предметных знаний, приобретения навыков и умений, сформированности компетенций в области лидерского, организаторского и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

Определяется уровень освоения программы (низкий, средний, высокий).

  1. Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы:

  1. Декларация прав ребенка (1959 год);
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 год);
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. 1993 (с поправками от 04.07.2020);
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  5. Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. 28.11.2015);
  6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года;
  7. «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р;
  8. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
  9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от

29.05.2015г. № 996-р;

  1. «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы», утверждена постановлением Правительства РФ от 23.05.2015г. № 497;
  2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196;
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения российской Федерации от 09.11.2018 №196»;
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г.

№ 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое

образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09- 3242)

Список литературы для педагогов

Основной:

  1. Адаир Д. М. Психология лидерства/ Д. М. Адаир. - М.: Эксмо, 2005. – 142с.
  2. Анисимова С. В. Лидер/ Омск, 2018.
  3. Введенская Л.А., Культура и искусство деловой речи / Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 182 с.
  4. Возжаев С.Н., Слагаемые успеха лагерной смены. /Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. – М., 2002.
  5. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно - деятельностных игр / В.В. Гордеева. - Волгоград: «Учитель», 2007. – 245 с. 6. Горохова Е.В. Хочу быть лидером / Е. В. Горохова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 231 с.
  1. Григоренко Ю.Н. Коллективно-творческие дела / Ю. Н. Григоренко. - М.: Наука, 2010. – 196 с.
  2. Григорьев Т.Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьев. - М.: АСТ, 2012. – 211 с.
  3. Ермагамбетова С.К. Школа «Лидер ХХI века» / Оренбург, 2016.
  4. Иванов И.П. Коллективное творческое дело / И. П. Иванов. - М.: Просвещение, 2012. – 274 с.
  5. Конова В.В. 21 урок о лидерстве / В. Конова. - Красноярск: КДПиШ, 2010. – 142 с.
  6. Куприянов Б.В. Организация и проведение игр с подростками/Б.В. Куприянов. - М., 2001.
  7. Кипнис Михаил. Тренинг лидерства. - 2-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с. (Действенный тренинг)
  8. Краснов В. Н. Мы – будущее России! / В. Н. Краснов. - Омск: 1999. – 85 с.
  9. Лутошкин А.Н. «Как вести за собой» / А. Н. Лутошкин. - М.: Эксмо, 2011. – 134 с.
  10. Мурашов А. В. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. 2001. №4. с. 121- 124.
  11. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтѐров./А.Г. Макеева М., 2001
  12. Мир в твоих руках/ программа Ассоциации Юных Лидеров по подготовке ведущих, М., 1998 год.
  13. Прутченков А.С. Шаг за шагом. Технология подготовки и реализации социального проекта. Пособие для менеджеров МООДиМ «Новая цивилизация». — 2-е изд., исправл. иперераб. / А.С. Прутченков. - М: МООДиМ «Новая цивилизация», 2011. – 251 с.
  14. Прутченков А.С. Школа жизни./А.С. Прутченков - М., 2000.
  15. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002.
  16. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. Рожков. - М.: АСТ, 2012. – 183 с.
  17. Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2001.
  18. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. 1995. № 8.с. 21-28.
  19. Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения// Классный руководитель. 2003. №1. с. 100- 116.
  20. Фопель К. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. 2-е изд., / К.

Фопель. - М.: Генезис, 2011. – 165 с.

  1. Фришман И.И. Форум юных граждан/И. И. Фришман - М., 2001.
  2. Шукшина Н.Н. Новое поколение/ Омск, 2017.
  3. Я и мы. Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям. - М.: НПЦ Совета СПОФДО, 1992. – 87 с.
  4. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии».
  5. Игротека. Лидер 21 века. – Н.Новгород, 2006.
  6. Азбука        общения.        -        Н.Новгород: изд-во        ООО «Педагогические технологии», 2007.
  7. Практическое руководство для придумывающих каникулы// «Вестник». - М., 2001.
  8. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря: сборник материалов, ВДЦ «Орленок», 2000.

Дополнительный:

  1. Левина О.Г. Сборник социально - педагогических задач - проб. /О.Г. Левина - Я., 1998.
  2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой/А.Н. Лутошкин - М., 1996.
  3. Развитие, социализация и воспитание личности. Выпуск 1,2,3. - Ставрополь, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"

С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер".

Данная образовательная программа позволит воспитанникам приобрести опытсоциально-значимой деятельности,активной коммуникации....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лидер" для учащихся 6-7 классов.Программа «Лидер» рассчитана на обучение школьного актива и учащихся, проявляющих лидерские качества. Занятия проводятся 1 ра...

Рабочая программа факультативного учебного предмета " Природа Республики Коми"

Курс предназначен для учащихся 6 классов. Цель курса дать знания по проблемам общей и региональной экологии, показать влияние человека на природу РК и основные направления охраны приироды своего края....

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Рабочая программа «Школа лидера»

Лидерство - это загадочное, ускользающее качество.Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использоватьна практике и уже невозможно создать это качество в других.Д. КэмбеллПроблем...