Рабочая программа для театрального кружка "Школьный театр"
рабочая программа на тему
С сентября 2013 года я веду театральный кружок. И сразу столкнулась с проблемой составления документации. Нашла много ктп и программ для разных кружков (музыка, рисование, вышивание, вязание), а театрального кружка нет. Тяжело, когда нет примера. Надеюсь, что составленная мной программа поможет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Цель внеурочной программы – формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.
Задачи:
- Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.
- Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
- Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа внеурочной деятельности школьников (Школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Тематический план.
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Первый год | ||
1 | Знакомство с особенностями занятий театром | 2 |
2 | Учебные театральные миниатюры | 12 |
3 | Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес | 2 |
4 | Репетиции и представление Новогоднего концерта | 5 |
5 | Чтение пьесы-сказки. | 1 |
6 | Репетиция пьесы-сказки. | 11 |
7 | Представление пьесы | 1 |
8 | Итого за год | 34 |
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Второй год | ||
1 | Знакомство с особенностями занятий театром | 1 |
2 | Учебные театральные миниатюры. Техника сценической речи. | 10 |
3 | Занятия ритмопластикой. Мизансцены. | 4 |
4 | Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес | 1 |
5 | Репетиции и представление Новогодней пьесы | 5 |
6 | Чтение пьесы. | 1 |
7 | Репетиция пьесы. | 11 |
8 | Представление пьесы | 1 |
9 | Итого за год | 34 |
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
Третий год | ||
1 | Чтение пьес и выбор постановочного материала | 2 |
2 | Учебные театральные миниатюры | 6 |
3 | Культура и техника сценической речи. | 5 |
4 | Занятия ритмопластикой. Мизансцены. | 2 |
5 | Репетиции и представление Новогодней пьессы | 6 |
6 | Чтение пьессы (комедии). | 1 |
7 | Репетиция пьессы (комедии). | 11 |
8 | Представление пьесы | 1 |
9 | Итого за год | 34 |
Содержание деятельности.
Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Ожидаемые результаты.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством, овладения способами самопознания; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, понимание партнёра.
Второй уровень – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Школьник овладевает инструментами межличностного взаимодействия.
Предполагаемые умения и навыки детей
- Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
- Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
- Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
- Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
- Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
- Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
- Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
- Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
- Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
- Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
- Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
- Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
- Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
- Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
- Умеют подбирать рифму к заданному слову.
- Умеют составлять диалог между сказочными героями.
- Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Литература:
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с.
- Кипнис М. Актерский тренинг / Михаил Кипнис. – М.: АСТ, 2009. – 249с.
- Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – СПб., 2007.
- Гребенкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и шк. искусств / А.В. Гребенкин. – М., 2003.
- Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. – М., 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655518-1439981989.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШКОЛЬНОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
В наше время, когда дети ведут пассивный образ жизни, «зависают» в Интернете, с головой уходя в виртуальный мир, очень важно развивать духовное начало школьников, приобщать к культуре. Занятия в театр...
Рабочая программа кружка " Театральное искусство"
Рабочая программа состалена с учётом работы в казачьем классе...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/27/picture-742020-1582779277.jpg)
Театральная деятельность, рабочая программа для театральной студии для 5-6 классов
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/10/picture-1385891-1644484691.jpg)
Рабочая программа руководителя театрально - игровой студии «Фантазия»
В программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкально-театральной деятельности как одного из видов продуктивной деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-1468124-1680733187.jpg)
Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса
Рабочая программа курса "Театральное искусство" для 10 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1509231-1706567458.jpg)
Рабочая программа для театральной студии (2 года обучения)
Рабочая программа может быть использована руководителями театральной студии. Программа рассчитана на 2 года обучения...