Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья

Васильева Галина Ивановна

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразованмя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева Г.И.

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ключевые слова. навыки словообразования, дидактические игры, дети с общим недоразвитием речи.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Показано, что использование дидактических игр, направленных на формирование навыков словообразования у дошкольников с ОНР, научит детей умению образовывать новые слова, находить ошибки в употреблении способов словообразования.

Овладение детьми дошкольного возраста навыками словообразования, считается одним из базовых показателей нормального развития речи. Как указывают А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др. словообразование следует рассматривать как отдельный вид речемыслительной деятельности, в котором можно выделить ряд основных показателей, таких как

вычленение и опознание морфемы на слух из звучащего слова, интеграции словообразовательной частицы в состав нового слова. Несвоевременное формирование словообразовательных операций, в свою очередь, может привести к ограничению познавательных возможностей дошкольников и, как следствие, сыграть отрицательную роль в их речевой коммуникации. При освоении правил орфографии в начальных классах у таких детей могут появиться значительные проблемы с процессом обучения.

Слово и способы его образования являются особым предметом словообразования, взаимодействуя с лексикой и грамматикой. Лексика оказывает влияние на пополнение словарного состава языка новыми словами. Морфология позволяет оформлять новые слова в соответствии по законам грамматики русского языка.

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста тесно взаимосвязано с формированием навыков словообразования. В связи с тем, что грамматические значения слов абстрактны и грамматическая система русского языка организована на основе большого количества языковых правил, формирование словообразования при общем недоразвитии речи у детей происходит с большими трудностями, несмотря на то, что грамматические формы словообразования, овладение типами предложений, появляются у детей с ОНР в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи дошкольниками с ОНР заключается в более медленном темпе усвоения норм и правил языка, ввиду искажения общей картины речевого развития.

Нарушения словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР заключаются в возникновении трудностей выделения существенных признаков слов, с недоразвитием у них познавательных операций, прежде всего, восприятия, сравнения и обобщения, с отсутствием устойчивых связей внутри лексической системы, с ограниченностью у детей необходимого для их возраста объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Работая с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях ДОО, логопед старается облегчающих процесс формирования у них навыков словообразования, создавая определенные коррекционно-педагогические условия. Таким средством. На наш взгляд, являются дидактические игры и упражнения, основанные на фольклорном материале.

Используемый для формирования словообразования у дошкольников материал, можно разделить на группы: в первую вошли картинки, которые позволяют развивать зрительно-предметное восприятие; вторую представляют дидактические игры и упражнения, в основе которых лежат попевки, заклички и приговорки; третью группа представляют «зашумленные» картинки.

Использование в коррекционно-педагогической работе загадок, пословиц, считалок, позволяет закрепить наиболее продуктивные словообразовательные модели, поработать над словообразованием менее продуктивных моделей, а также уточнить значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.

Основой коррекционно-педагогической работы является последовательность дидактических игр и упражнений, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОНР, что способствует их успешному освоению грамматического строя речи в целом, и словообразовательными моделями, в частности.

Список использованных источников

  1. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. - URL .
  2. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
  3. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С. Н. Сазонова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫМ НАВЫКАМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Методика модельного обучения позволяет значительно ускорить процесс формирования предложения у детей с задержкой речевого развития. Преимущество данной методики состоит в том, что она построена на мно...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...