«Формирование навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как склад таких готовых форм... А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество» К.И. Чуковский
Словообразование Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.
Снег Снеж ок Под снеж ник Снеж инка Снег овик Зима (какая?) снеж ная Снег опад
Словоизмене́ние — образование новых слов той же лексики, имеющих разные грамматические значения. Осуществляющие словоизменение морфемы- окончания. Частными случаями словоизменения является: склонение по падежам ( рука-руки-руке …), спряжение по лицам ( иду-идёшь-идёт …), изменение по родам, временам и другим грамматическим категориям.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ Кто? Что? Подснежник Кого? Чего? Подснежника О подснежнике Подснежнику Подснежник Подснежником Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?
Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте.
Формирование навыков словообразования у детей с ОНР. Детям с ОНР трудно овладеть правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка , грибик вместо грибок и др.
Так же большие затруднения испытывают при образовании относительных, притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная , кожевая ; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная . Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица ( «Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйка хвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов.
Очень характерно для детей с нарушениями речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сформированности аудиативних навыков у у школьников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрываются актуальность обучения аудированию на начальном этапе, важнейшим для формирования базовых умений аудирования. Также р...
«Формирование фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи »
Фонематические процессы...
Методическая разработка по формированию фонематического восприятия у детей с общим недоразвития речи
Группы компенсирующей направленности крайне неоднородны по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети ОВЗ имеют ослабленное здоровье, хр...
Формирование учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи
Учебной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи формируется с помощью определенного алгартима работы со всеми каналами восприятия...
Нарушение словообразования у детей с Общим недоразвитием речи
В материале отражены особенности словообразования при нормальном и нарушенном речевом развитии....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В последние годы наблюдается рост интереса к изучению пространственных представлений человека. Исследования пространственных представлений имеют сравнительно короткую историю. Начало здесь положено т...
Доклад на методическом объединении учителей-логопедов на тему: «Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Логокоррекционная работа с детьми с ОНР...