Дистанционное сопровождение уроков информатики в школе
статья

Медкова Анна Константиновна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

REMOTE SUPPORT OF INFORMATION LESSONS AT SCHOOL

Аннотация: В этой статье освещаются ключевые аспекты дистанционного обучения информатике в школьной программе. Она охватывает различные платформы и инструменты, которые могут быть использованы для обеспечения эффективного и интерактивного обучения в виртуальной среде. Обсуждаются разнообразные методы и приемы, направленные на повышение вовлеченности учащихся и улучшение процесса усвоения информации. Также в статье рассматриваются стратегии создания и управления учебным контентом, которые помогают обеспечить структурированное и целенаправленное обучение. Целью статьи является предоставление учителям информатики полезных рекомендаций и ресурсов для оптимизации дистанционного образовательного процесса.

Abstract: This article highlights the key aspects of distance learning in computer science in the school curriculum. It covers various platforms and tools that can be used to provide effective and interactive learning in a virtual environment. A variety of methods and techniques are discussed to increase student engagement and learning. The article also discusses strategies for creating and managing learning content that help provide structured and focused learning. The purpose of the article is to provide computer science teachers with useful recommendations and resources for optimizing the distance learning process.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информатика, образовательные технологии, методы преподавания, управление контентом.

Key words: distance learning, computer science, educational technologies, teaching methods, content management.

Обзор платформ для дистанционного обучения:

Выбор правильной платформы для дистанционного обучения играет ключевую роль в обеспечении качественного и эффективного обучения. Разнообразие доступных инструментов позволяет учителям подобрать оптимальный вариант, соответствующий специфике уроков информатики и потребностям учеников.

  1. Zoom - одна из самых популярных платформ для видеоконференций. Она предлагает удобные функции для проведения интерактивных уроков, такие как возможность разделения экрана, создание групповых комнат для работы в малых группах и интеграция с другими образовательными инструментами.
  2. Google Classroom - это комплексное решение, предлагающее широкий спектр инструментов для создания, распределения и оценки учебных заданий. Эта платформа идеально подходит для организации учебного процесса, позволяя учителям и ученикам легко обмениваться материалами и отслеживать прогресс.
  3. Microsoft Teams - эта платформа обеспечивает не только возможности для видеоконференций, но и интегрируется с широким спектром инструментов Microsoft Office. Она позволяет создавать совместные проекты, обмениваться файлами и эффективно управлять классными и групповыми диалогами.
  4. Moodle - это открытая образовательная платформа, предоставляющая гибкие инструменты для управления курсами, включая создание онлайн-тестов, форумов и заданий. Moodle идеально подходит для создания полностью настраиваемого учебного пространства, соответствующего конкретным требованиям курса информатики.

Каждая из этих платформ обладает своими уникальными особенностями и может быть использована в различных комбинациях для достижения оптимальных результатов в процессе дистанционного обучения. Выбор платформы зависит от множества факторов, включая размер класса, технические возможности учащихся и учителей, а также специфику учебного плана по информатике.

Технологии и инструменты для интерактивности и вовлеченности:

В эпоху дистанционного обучения, особенно в такой динамичной области, как информатика, важно использовать технологии и инструменты, которые способствуют интерактивности и вовлеченности учащихся. Одним из ключевых аспектов является создание интерактивных презентаций, которые могут включать анимации, видео и вопросы для обсуждения, чтобы заинтересовать учеников и сделать процесс обучения более живым. Также эффективными оказываются игровые платформы для обучения, такие как Kahoot! или Quizizz, которые позволяют проводить викторины в режиме реального времени, стимулируя дружескую конкуренцию и активное участие.

Использование облачных сервисов, таких как Google Docs или Microsoft OneDrive, обеспечивает совместную работу над проектами и заданиями. Это не только упрощает процесс обмена материалами и обратной связи, но и учит учеников навыкам командной работы и цифровой грамотности. Для программирования и работы с кодом применяются платформы, такие как Repl.it или GitHub, которые позволяют учащимся писать, тестировать и совместно использовать код в реальном времени, что является ценным навыком в современном мире информационных технологий.

Виртуальные доски, например, Miro или Jamboard, могут быть использованы для визуализации идей и планирования проектов. Они предоставляют интерактивную платформу для мозговых штурмов и коллективного решения задач, что способствует развитию креативного мышления и групповой работы.

Методы и приёмы дистанционного обучения:

Дистанционное обучение информатике требует от учителей применения эффективных методов и приёмов, чтобы обеспечить глубокое понимание материала учениками, несмотря на физическое отсутствие в классе. Один из ключевых методов - это флипнутый класс, который подразумевает, что ученики изучают новый материал дома через видеоуроки или чтение, а затем применяют знания на практике во время онлайн-занятий. Это позволяет учителям более эффективно использовать время виртуального класса для обсуждения сложных тем, решения задач и организации проектной работы.

Проектный подход также широко используется в дистанционном обучении информатике. Работа над проектами, которые могут включать программирование, создание веб-сайтов или исследовательские задания, способствует развитию практических навыков и глубокому пониманию предмета. Это также учит учащихся самостоятельной работе, критическому мышлению и решению проблем.

Важным приёмом в дистанционном обучении является активное вовлечение учащихся в процесс обучения через дискуссии, групповые обсуждения и взаимную оценку работ. Создание ситуаций, в которых ученики могут обучать и помогать друг другу, не только способствует лучшему усвоению материала, но и развивает навыки коммуникации и сотрудничества.

Для поддержания внимания и мотивации учеников важно регулярно менять форматы занятий, используя различные виды активностей, такие как викторины, интерактивные задания, кейс-стади и творческие проекты. Также необходимо поощрять самостоятельное изучение и исследование, предлагая учащимся разнообразные ресурсы и материалы для самообразования.

Создание и управление контентом урока

Эффективное создание и управление контентом урока являются ключевыми аспектами успешного дистанционного обучения информатике. Прежде всего, важно разрабатывать материалы, которые ясно и точно передают учебные цели, а также учитывают разнообразные потребности и стили обучения учащихся. Включение мультимедийных элементов, таких как обучающие видео, анимации и интерактивные демонстрации, может значительно повысить вовлеченность учеников и облегчить понимание сложных концепций.

Цифровые ресурсы, такие как электронные учебники, онлайн-курсы и образовательные платформы, предоставляют обширные возможности для самостоятельного изучения и дополнения классных занятий. Учителя могут адаптировать эти материалы для соответствия своим учебным планам, создавая уникальный и эффективный учебный опыт.

Одним из важных элементов управления контентом является организация и структурирование материала. Четкое разделение тем, модулей и заданий помогает учащимся легче навигировать по учебным материалам и отслеживать свой прогресс. Использование образовательных платформ позволяет учителям создавать структурированные курсы с последовательным доступом к материалам и заданиям, а также автоматизировать некоторые аспекты учебного процесса, такие как проверка заданий и отслеживание успеваемости.

Включение интерактивных элементов, таких как онлайн-тесты, викторины и задачи на логическое мышление, не только обогащает учебный процесс, но и помогает учителям в оценке понимания материала учениками. Таким образом, сочетание продуманного контент-менеджмента с использованием разнообразных образовательных технологий создает мощную среду для дистанционного обучения информатике.

Список используемых источников

Баимова Г.Г., Нафикова А.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-v-shkolnom-kurse-informatiki-dlya-dostizheniya-sovremennyh-obrazovatelnyh (дата обращения: 06.01.2024).

Данильчук Елена Валерьевна, Куликова Наталья Юрьевна ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Известия ВГПУ. 2020. №10 (153). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschih-uchiteley-informatiki-k-sozdaniyu-i-ispolzovaniyu-virtualnyh-obrazovatelnyh-ploschadok-v-obuchenii-shkolnikov (дата обращения: 06.01.2024).

Курганова, Н. А. Дистанционная поддержка на уроках информатики на основе использования видеопрезентаций / Н. А. Курганова, И. И. Раскина // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 19–25 апреля 2021 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 529-535. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46558546


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков информатики в современной школе

Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фан...

Логические задачи на уроках информатики в начальной школе Логические задачи в дополнение к программному комплексу «Роботландия»

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у...

Математика на уроках информатики в основной школе

Статья посвящена вопросу реализации межпредметных связей в обучении математике и информатике. В качестве примеров приводятся  важнейшие темы пропедевтического и базового курса информатики, при из...

Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для ведения уроков информатики в школе

Применение компьютерных технологий в обучении информатике позволяет видоизменить весь процесс преподавания данного предмета, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать...

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ

Одной из проблем является недостаточная разработанность методик преподавания информатики....

Статья по информатике "Непрерывный курс информатики в школе в контексте ФГОС"

Попробуйте вспомнить, сколько вам было лет, когда вы впервые увидели компьютер? А когда первый раз на нем смогли поработать? По данным статистики, представители поколения 60—70-х гг. XX в. вперв...