Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для ведения уроков информатики в школе
статья по информатике и икт на тему

Носкова Лариса Викторовна

Применение компьютерных технологий в обучении информатике позволяет видоизменить весь процесс преподавания данного предмета, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся.  Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения педагога и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nosokva.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для ведения уроков информатики в школе»

Носкова Лариса Викторовна,

учитель информатики

высшей категории

 МБОУ СОШ №2

Информационные и телекоммуникационные  технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью современного образования. Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях. Направленность на информатизацию учебного процесса вызвана объективными факторами: внешними и внутренними. Внешние факторы обуславливаются процессами, которыми нельзя управлять изнутри системы образования. Они определяются развитием информационной индустрии, применением ИКТ  в различных областях нашей жизни. Они требуют от выпускников высокой общеобразовательной и информационной культуры. Внутренние факторы определяются процессами, которые в значительной степени контролируются внутри системы образования. Они связаны с уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, возможностями реагировать и откликаться на запросы общества, применять новые инструменты работы с информацией.

       Применение компьютерных технологий в обучении информатике позволяет видоизменить весь процесс преподавания данного предмета, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся.  Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения педагога и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

   Тема по самообразованию: «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов – как вспомогательный материал для введения уроков информатики в школе», что тесно перекликается с направлением применения ИКТ в образовательном процессе: использование существующего прикладного программного обеспечения: обучающие, контролирующие, демонстрационные, игровые и другие программы;   выполнение вспомогательных функций при подготовке  и проведении уроков, т.е. использование существующих инструментальных средств, обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечение индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; поиск информации; моделирование учебных процессов или явлений; организация коллективной и групповой работы.

     Поэтому моя задача, как учителя на уроках информатики - сформировать у ученика информационную компетентность — одного из основных приоритетов в современном общем образовании.    Применение компьютерной техники на уроках позволяет мне сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении информатике. В моем понимании - учитель должен быть художником своего урока  т.е. сценаристом, режиссером, актером и критиком, т.к.  урок информатики – искусство.  Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять традиционные и нетрадиционные формы:

  • Урок – лекция, уроки-практикумы, уроки-семинары,   уроки с применением современных технологий – урок-презентация, урок-зачет, урок самостоятельного обучения.
  • Игровые уроки: деловые игры,  КВН, соревнование, урок-расследование, урок-викторина, Брей ринг.

Применение ЭВМ на уроках информатики позволяет мне качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения, что, в свою очередь, создает реальные предпосылки для максимальной интенсификации и индивидуализации процесса обучения. В данном случае, компьютер выступает не просто ускорителем передачи информации, а открывает принципиально новые возможности в учебной деятельности учащихся.

       Тема по самообразованию побудила  меня использовать ЦОР на уроках.  

Для меня, конечно же, это дополнительная нагрузка. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность исправить отметки, отработать пробелы. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении.

Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЦОР. Применяю на уроках ЦОРы в разных формах. Самая простая - сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов,  рисунков, картин, схем. Сложная, но единственно возможная, как я считаю (если мы хотим добиться изменений в качестве образования) форма применения ЦОРов - использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: рациональный поиск информации в Интернет, создание учебных мини-проектов.

         При планировании я стараюсь определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом уроке, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся. Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и навыки. У учеников появилась возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс с использованием ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс приобретения новых знаний, а процесс формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением ЦОРов.

ЦОР позволяют включить учащихся в процесс обучения, в данном случае компоненты деятельности ими самими направляются и контролируются. Стимул к обучению у обучающихся реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:

  • Мультимедийные презентации.
  • Электронные учебники.

Мною разработаны ЦОРы в виде презентаций для объяснения теоретической части нового материала, почти по всему курсу информатики с 5 по 11 класс. Также разработан электронный ресурс по теме «Текстовый процессор» и «Компьютерная графика», дети самостоятельно изучают данные темы.  

           Для 10 класса разработан план-конспект по теме «От индустриального общества к информационному» с вопросами для самоконтроля и зачета, учащимся дается время на самостоятельное обучение, затем проходит зачет в виде теста.

Для контроля знаний учащихся использую тесты, как на бумажных носителях, так и на интерактивных. Для 5-6 классов тесты в виде игры созданных в презентации. По окончанию изучения темы проходит зачет в виде теста, устного опроса или контрольной работы.

При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.

На уроках закрепления нового материала мною разработаны лабораторные работы по теме «Электронные таблицы», «Базы данных», «Текстовый редактор», а теме «Система счисления» - разноуровневые проверочные и контрольные работы.

По графическому редактору и электронным таблицам разработана рабочая тетрадь для учащихся, где они выполняют практические задания, оценивают свои возможности по пятибалльной шкале.

Для подготовки домашнего задания учащиеся используют ЦОРы для выполнения творческих заданий, рефератов, докладов, кроссвордов, презентаций.

Так же на уроках я использую готовые цифровые образовательные ресурсы школьной медиатеки.

Как результат - повысился интерес к изучению информатики, дети с удовольствием осваивают самостоятельно некоторые темы курса, используя электронный учебник. Выполняют творческие работы, создают кроссворды по любой теме информатики, как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Использование ЦОР на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования себя, как учителя, и учащихся. Таким образом, использование ЦОР дает мне возможность изменить  подходы к  содержанию уроков, эффективно использовать  технологии обучения,  что приводит к  субъектно-деятельностной стороне развития  личности ребенка.  И нельзя не согласиться со словами П. Лапласа: «То, что мы знаем – ограниченно, а то, что мы не знаем – бесконечно».

П. Лаплас

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание и эффективное использование цифрового образовательного ресурса учителя английского языка

Цифровой образовательный ресурс – это инструмент, без которого невозможен труд учителя, стремящегося к повышению качества знаний учащихся, отвечающего требованиям современной педагогики, запроса...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе на уроках иностранного языка

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать расширению возможностей традиционных методов воспита...

«Методические особенности использования интерактивных образовательных ресурсов для повышения качества образования на уроках информатики»

Одним из важнейших стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для...

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»

Мастер-класс «Создание и использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории с помощью интерактивной доски SMART Notebook»...

«Опыт использования цифровых образовательных ресурсов на примере веб-сервиса Flippity для создания разнообразных интерактивных упражнений для обучения»

Flippity — это увлекательный бесплатный веб-проект, предоставляющий учителям (и ученикам) чрезвычайно простой способ превратить электронные таблицы Google во что-то классное и полезное для учебн...

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка в средней школе с целью повышения эффективности обучения

Новейшие информационно-коммуникационные технологии занимают все большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка (ИЯ) повышает мотивацию и познавательную активность учащ...