ПРИМЕНЕНИЕ АБИС ПРИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ФОНДОВ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК И ИБЦ
электронный образовательный ресурс

Данная презентация будет полезна для школьных библиотек. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_davletshina_a.h.pptx992.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение АБИС при инвентаризации фондов школьных библиотек и ИБЦ по направлению подготовки Профессиональная деятельность педагога-библиотекаря слушателя курса профессиональной переподготовки Давлетшиной Альфии Хатиповны

Слайд 2

Автоматизированные библиотечные системы (АБИС) – это системы планирования ресурсов библиотек, которые используются для отслеживания библиотечных фондов, от их заказа и приобретения до выдачи посетителям.

Слайд 4

АБИС возникли на основе естественного расширения возможностей и задач электронных библиотечных каталогов. В состав АБИС обычно входит реляционная база данных, программное обеспечение, которое взаимодействует с базой данных, и двух графических пользовательских интерфейсов (один для читателей, второй для персонала). Отдельные функции программного обеспечения большинства АБИС представляют собой функционально законченные модули, которые объединены в общий интерфейс .

Слайд 5

Примерный перечень модулей включает: - приобретения фондов (заказ, выставление счетов, получение) - каталогизацию (классификацию, внесение в общий указатель материалов) - учет обращения (учет и выдачи читателям экземпляров из фонда библиотеки и возврат литературы) - работа с периодическими изданиями (отслеживание журналов и газет, аналитическое описание статей). ОРАС (публичный интерфейс для пользователей)

Слайд 6

Каждый читатель (посетитель) и изделие (книги, журналы, диски и т.д.) имеют уникальный идентификатор в базе данных, который помогает АБИС отслеживать деятельность. Большинство имеющихся АБИС сходны по назначению и представляемым возможностям. Наиболее существенным отличием, влияющим на производительность и стоимость системы, является используемая СУБД. Производители АБИС используют как собственные разработки СУБД, так и коммерческие продукты, например ORACLE , MS SQL Server .

Слайд 7

I . Автоматизированная библиотечно-информационная система ИРБИС64. АБИС «ИРБИС64» разработана Международной Ассоциацией пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий ЭБНИТ.

Слайд 9

Программное обеспечение построено в архитектуре клиент-сервер. В системе используется СУБД/ CDSISIS ( Computerised Documentation Service / Integration Set Information Systems ), разработанная в конце 60-х годов прошлого столетия. С 1985 года СУБД развивается и поддерживается ЮНЕСКО. Основное назначение этой базы данных – ведение каталогов библиотек и музеев.

Слайд 10

Основные характеристики АБИС «ИРБИС 64»: - работа в локальных и глобальных вычислительных сетях без ограничения количества пользователей; - полная интегрируемость в корпоративные библиотечные системы и технологии на основе; - средств поддержки Web -технологий и протокола Z 39.50; - полная совместимость с международными форматами UNIMARC , MARC 21 и Российским коммуникативными форматом RUSMARC ; - поддержка произвольного количества баз данных, составляющих Электронный каталог или представляющих собой проблемно-ориентированные библиографические базы данных; - технология автоматического формирования словарей, на основе которых реализуется быстрый поиск по любым элементам описания и их сочетаниям;

Слайд 11

II . OPAC - GLOBAL – полнофункциональная автоматизированная библиотечно-информационная система.

Слайд 13

OPAC - GLOBAL ( Midi , Mini ) разработана российской компанией «ДИТ-М». АБИС реализована в архитектуре стандартных web -серверов и web -клиентов. Предназначена для автоматизации корпоративной работы сети библиотек, включающая библиотеки разных уровней. Корпоративная система может быть реализована как по типу централизованного сервера, так и по типу распределенных серверов с единым протоколом обмена данными http . В обоих случаях, все функции пользователь выполняет в среде стандартного web -браузера. Число библиотек может быть 100 и более.

Слайд 14

Функциональные возможности OPAC - GLOBAL . - Настройку системы выполняются через стандартные web -клиенты и включают: - настройку системы на требования пользователя (библиотеки или библиотечной сети); - каталогизацию в формате RUSMARC или других MARC форматах; - циркуляцию (регистрация движения документов); - реферирование документов в реальном режиме времени; - добавление к библиографическим записям полно содержательных цифровых объектов (документов) с возможностью поиска их по свободному тексту; - импорт/экспорт библиографических и авторитетных файлов в пакетном режиме в формате RUSMARC . - ведение отчетов о работе системе; - регистрация читателей и удаленных пользователей; - ведение персональных финансовых расчетов для платных информационных услуг;

Слайд 15

lll . АИБС Absotheque Unicod

Слайд 16

АИБС Absotheque Unicod Web -ориентированная интегрированная система для комплексной автоматизации библиотек, медиатек и центров документации, разработанная ЗАО «Компания ЛИБЕР ». АБИС использует СУБД MS SQL Server . Возможности АИБС Absotheque Unicod : - многоуровневая каталогизация, работа с авторитетными файлами и импорт описаний; - многоуровневый поиск для библиотекаря и читателя; - ведение картотеки читателей, автоматизация выдачи/возврата документов; - комплектование, ведение финансов и бюджета; статистический учет другие функции; - интернет-доступ к Web -сайтам.

Слайд 17

IV . АБИС «Руслан»

Слайд 18

АБИС «Руслан» - это полнофункциональная библиотечная система, предназначенная для автоматизации средних и крупных библиотек, организации библиотечных консорциумов, разработана ООО «Открытие библиотечной системы». Система построена на архитектуре клиент-сервер использует СУБД ORACLE . Функциональные возможности АБИС: - комплектование (заказ, подписка, регистрация поступлений, первичное описание, формирование отчетных документов, списание) - каталогизация (полное библиографическое описание, предметизация , систематизация с использованием собственных и внешних источников библиографических и авторитетных данных) - поиск и заказ читателем через Web браузер документа в электронном каталоге по найденному описанию; - контроль читателем исполнения его заказов, получение информации о выданных читателю документов; - обслуживание на абонементе (выдача и прием документов, формирование и вывод отчетных и статистических данных).

Слайд 19

V . АБИС «Фолиант» АБИС «Фолиант» - это система автоматизации всех процессов работы библиотеки на основе взаимосвязанного функционирования различных модулей (АРМ) систем, разработанная Петрозаводским государственным университетом, ООО «ЕМЕ». Система построена в архитектуре «клиент-сервер» в качестве ядра используется СУБД ORACLE . Клиентами выступают приложения для MS Windows (все АРМы за исключением АРМ «Поиск») и для Linux (АРМ «Поиск», поддержка сервера Z 39.50).

Слайд 20

Функциональные возможности: - функции комплектования, включая распределение литературы между отделами библиотеки, ведение инвентарного учета поступлений; - функции обработки, включая поддержку различных видов обрабатываемых документов, редактирование ранее составленных импортированных описаний, распечатку выходных форм, индексирование документов различными классификационными средствами; - функции поиска документов и данных, библиотечное и информационное обслуживание; - функции экспорта/импорта в форматы USMARC и RUSMAC ; - функции удаленного доступа, включая поиск по электронному каталогу по протоколу http и доступ по протоколу Z 39.50.

Слайд 21

VI . АБИС « MARC - SQL » АБИС « MARC - SQL » разработана НПО « Информ -система» и предназначена для комплексной автоматизации библиотечных процессов на базе новейших информационных технологий, создания электронного каталога, формирования и печати выходных форм, обслуживания читателей, ведения статистической и управленческой отчетности, анализа книгообеспеченности . Система построена в архитектуре «клиент-сервер», в качестве ядра может использовать СУБД MS Access , MS Server , Oracle .

Слайд 22

Алгоритм применения одной из программ АБИС для инвентаризации библиотечного фонда. «1С: Школьная библиотека» Автоматизированные информационно-библиотечные системы на платформе «1С: Предприятие» автоматизирует все рабочие процессы библиотеки, включая комплектование, каталогизацию, учет фонда и обслуживание читателей.

Слайд 23

а) Оформить заказ на книги: Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. Астрономия, 11 класс, 10 штук Рыбченкова Л.М. Русский язык, 10-11 класс, 6 штук Алгоритм действий: 1. Меню. Работа с фондом – Документы – Заказ на книги. 2. Ввести дату. 3. Выбрать источник финансирования. 4. Меню. Действия – Новый. 5. Выбрать издания. 6. Установить количество. 7. Печать. 8. ОК .

Слайд 24

б ) Загрузить региональный перечень в справочник комплектование. 1 . Меню. Структура образовательного учреждения – Комплектование. 2. Меню. Действия – Новая группа . 3. Перейти в столбец Заглавие. 4. Задать имя папки Региональный перечень 2009-2010. Нажать Enter . 5. Меню. Обмен данными – Обмен – Обмен данными в формате «1С: Предприятие» . 6. В поле Имя файла загрузки нажать на кнопку выбора . Выбрать нужный файл. 7. Установить галочку Загрузить в справочник Комплектование (одним щелчком левой кнопкой мыши в пустой квадратик напротив). 8. В поле Раздел/каталога выбрать Региональный перечень 2023-2024 (двойным щелчком левой кнопкой мыши по наименование каталога ). Нажать кнопку Просмотр. 9. Нажать кнопку Загрузить. Нажать ОК. 10. Закрыть окно Обмен данными.

Слайд 25

Каталогизация . АИБС на платформе «1С: Предприятие» позволяет создать, вести, редактировать электронный каталог всех видов и типов изданий, представленных в библиотеке. Разнообразные поисковые параметры позволяют быстро найти в электронном каталоге нужный документ. Создание и поддержка библиографических описаний в формате Обеспечение обмена библиографическими записями с другими автоматизированными библиотечными системами. - Поиск в электронном каталоге по разнообразным поисковым параметрам (заглавие, автор, ключевое слово, инвентарный номер, предметная рубрика, классификационные индексы – ББК, УДК, год издания и пр.), их комбинациям; поиск по вхождениям строк.

Слайд 26

Учет фонда. - Акты поступления и выбытия изданий. - Ведения инвентарного и безинвентарного учета; настройка инвентаризации. - Автоматическое формирование на основе данных учета: книги инвентарного учета, книг сумарного учета, отчетов по движению фонда, ведомости проверки фонда. - Автоматический расчет коэффициентов переоценки фонда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Пример анализа работы школьной библиотеки по комплектованию фонда, мониторинга, с диаграммами, выводами....

Проектная деятельность школьной библиотеки как способ пополнения библиотечного фонда, для удовлетворения информационных потребностей и выполнения запросов читателей

В данной статье подробно рассматриваются виды проектной деятельности школьного библиотекаря в сотрудничестве с педагогами как начальной, так и основной школы....

Возможности библиотеки в сопровождении курса ОРКСЭ. Выступление на семинаре руководителей школьных библиотек

Презентация к выступлению на семинаре руоводителей школьных библиотек раскрывает возможности взаимодействия учитея ОРКСЭ и школьной библиотеки...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...

Применение АБИС при каталогизации фондов библиотек и ИБЦ в системе профессионального образования.

В данном материале перечислены программы АБИС, использующиеся при каталогизации библиотечных фондов, также составлен алгоритм применения одной из программ АБИС для каталогизации библиотечного фонда и ...