Развитие профессиональной компетенции педагога
материал

Сафонова Ирина Васильевна

 «Развитие профессиональной компетенции педагога».

 

Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения  знаний.

 

Каждый день, переступая порог школы, мы педагоги, должны чувствовать свое высокое назначение. В стенах школы нашим примером, умом, сердцем твориться будущее. От нас зависит облик мира завтрашнего дня.

Как говорил Аристотель: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

Под профессиональной компетентностью понимается: развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

 

Уровень профессиональной компетентности учителя является одним из условий повышения качества образования в школе. Японская пословица гласит:

 

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший - выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный - воспитывает работника

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие профессиональной компетенции педагога».

Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения  знаний.

Каждый день, переступая порог школы, мы педагоги, должны чувствовать свое высокое назначение. В стенах школы нашим примером, умом, сердцем твориться будущее. От нас зависит облик мира завтрашнего дня.

Как говорил Аристотель: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле»

Под профессиональной компетентностью понимается: развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Уровень профессиональной компетентности учителя является одним из условий повышения качества образования в школе. Японская пословица гласит:

Плохой хозяин растит сорняк,

Хороший - выращивает рис,

Умный культивирует почву,

Дальновидный - воспитывает работника

Сегодня нужен учитель с высоким уровнем нравственности, профессионализма, способный к самореализации, саморегуляции, самоопределению в любой педагогической ситуации.

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей.  А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы.

Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.

Уровень развития профессиональной компетентности  зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.

 Работа учителя требует от него огромных душевных сил. Поэтому  в педагогической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Как выйти из сложившейся сложной ситуации? На что обратить внимание? Как помочь себе и ребёнку, сохранив при этом здоровье своё и окружающих. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога. 

Педагог учится определять очень простой прием самодиагностики коммуникативных типов.

I.   Демонстрационные вопросы перед педсоветом и ответы на них.

(Вопросы  демонстрируются с мультимедийного экрана и позже  сам ведущий на них отвечает.)

  1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
  2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
  3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
  4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
  5. Назовите формулу площади круга. (nR2)
  6. При каком императоре было отменено крепостное право?  (При  Александре I1.)
  7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
  8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
  9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
  10. Кто считается русским энциклопедистом в области  науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
  11. Что производит на архитекторов Европы самое силы впечатление при посещении  Санкт- Петербурга? (Реки, мосты, решетки.)
  12. Первые упоминания  о «Водяной мельнице»  в селе Красниково Пристенсого района Курской области (1780 г)

Задание педагогическому коллективу: посчитать, сколько у каждого будет правильных ответов. Затем выясняется,  кто их присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9, 8 и т.д.  Результаты свидетельствуют, что таких нет, в основном 3-4 ответа .)

Возможно, учителя не могли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить  учащихся пользоваться ими, научить их учиться. 

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей.  А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Давайте  уточним значение слов и прежде заглянем в словарь С.И. Ожегова.

Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией.

Компетенция - 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

                             2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы, но ключевым словом является «способность». Остановимся на определении профессиональной компетентности профессора Т.Г. Браже, которая рассматривает это понятие как деятельность учителя. Учитель должен владеть не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. 

Рассмотрим определение профессиональной компетентности, которое дано профессором АЛ. Тряпицыной. Профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетентность проявляется в деятельности.

Классификация компетентностей.

Выделяются базовые, специальные и ключевые компетентности.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессии (педагогика, медицина и др.).

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или над предметной сферы  (математика, естествознание, история искусств и др.)

Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.

 

  Уровень развития профессиональной компетентности  зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.

Объективными факторами содержания и процесса развития профессиональной компетентности являются особенности конкретного исторического периода развития общества. Уровень развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы также отражает требования к личности педагога и является фактором, влияющим на развитие компетентности.

Субъективные факторы отражают личностные особенности педагога, его ценностные ориентации и приоритеты, интересы и потребности, которые непосредственно отражаются на процессе становления профессиональной компетентности. К субъективным факторам содержания и развития профессиональной компетентности педагога можно отнести нравственно-духовную и интеллектуальную готовность и деятельную состоятельность.

Можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности.  В её «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.  Профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него огромных душевных сил. Поэтому  в педагогической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с каким тесно связаны эмоциональные переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в ней задействованы эмоции.

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции наблюдаются не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания»,  следовательно и профессионального.

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие,     выделенные  

К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.

Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален  и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной. Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость - это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия - образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Итак, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога.

 Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.

Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.

Вывод.  

            Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Развитие профессиональных компетенций педагога через различные формы анализа урока

Компетентностным считается тот труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая дечтельность, педагогическое общение, реализуются лучшие качества личности, достигают...

Статья РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формирова...

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

»Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменно...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции педагога

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...