УРОК МУЗЫКИ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.
материал

КОРОЛЕВА ЯНА АЛЕКСАНДРОВНА.
Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Ведущую роль в профессиональной жизни педагога играет урок. Каков он, урок, способствующий развитию творческих компетенций ребенка? Как организовать урок, на котором будет господствовать искусство?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroleva_ya.a._konferentsiya.docx30.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК МУЗЫКИ КАК ЛАБОРАТОРИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

 ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА.

Я.А. Королева

МОУ  «Магистральнинская СОШ №2»

Музыкальное творчество детей –
самый действенный способ их развития.
(Б.В.Асафьев)

Искусство обладает уникальной способностью быстрее находить отклик и развивать творческий потенциал обучающегося. Учебный предмет музыка относится к предметной области «Искусство», который направлен на глобальное приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества, на развитие художественно-ценностных и духовно-нравственных ориентиров и способности творческого освоения окружающей действительности.

Музыка и пение в школе не только учебный предмет, но и средство воспитания, которое должно как эстетически, так и эмоционально окрасить духовную жизнь ребенка. Познание мира искусств невозможно без понимания и переживания музыки, без потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее.

  Ведущую роль в профессиональной жизни педагога играет урок. Это тяжелая работа, когда в течение сорока минут от учителя  требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя.  Выдающийся отечественный учёный-педагог, признанный лидер, теоретик и практик отечественного образования Михаил Николаевич  Скаткин отмечал, что урок — это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания деятельности учителя и учащихся.

Представьте себе, что вы находитесь в скучном классе, и голос учителя эхом раздается в ваших ушах, и вы пытаетесь поднять веки, чтобы обратить внимание на то, что он говорит. Не лучший сценарий для любого класса, не так ли? Каков он, урок, способствующий развитию творческих компетенций ребенка? Как организовать урок, на котором будет господствовать искусство? Урок музыки не имеет жёсткого регламента при выборе методов и форм проведения урока, а также при подборе музыкального материала, методических пособий, что позволяет учителю проявить свои личные творческие способности, сделать каждый урок уникальным. Учитель должен обладать внутренним творческим потенциалом, чтобы передать данный заряд детям и настроить их на желание созидать и творить. Отсюда следует, что урок искусства как целостное педагогическое произведение должен иметь свои специфические особенности, которые обеспечат ведущую роль на уроке организации переживаний, а затем получение знаний, умений и навыков. Стремление определить эти специфические особенности потребовало обращения к законам искусства и прежде всего к законам драматического искусства. 

Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на мысли и чувства ученика.  Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует использование различных видов деятельности. Включение их в урок – эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего класса и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения. Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое развивает музыкальный слух, вокальные навыки, художественный вкус. Важное место в музыкальном воспитании школьника отводится прослушиванию в записи музыкальных произведений, ознакомление с основами музыкальной грамоты. Учащиеся  знакомятся с жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, узнают о творчестве композиторов. Образы искусства, вызывают отклик в душе ребенка, формируют его представление о добре, духовных ценностях и красоте.  Для развития творческих способностей на уроке мною используются различные приёмы и методы: пластическое моделирование, метод эмоциональной драматургии,  цветное моделирование, метод музыкального обобщения, метод эмоционального воздействия.

Полноценное восприятие музыкального искусства детьми невозможно без развития ассоциативного мышления. К.Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций». Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоции человека.  Использование приёма ассоциаций - это один из действенных методов развития воображения. Следовательно, в методической копилке каждого преподавателя музыки должны быть подобраны приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии ассоциативного мышления школьников. Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.

 Прием «Ассоциативные гроздья»  можно использовать  как на уроке, так  и задавать в качестве домашнего задания: к одному или двум понятиям, или к названию произведения подобрать как можно больше различных ассоциаций. Так, например, учащимся предлагается ключевое слово, к которому необходимо подобрать несколько ассоциативных понятий. 

   Например, какие  ассоциации вызывает у вас слово:

1. Полифония – множество, разговор, равноправие, Бах, орган …

2. Орган - трубы, Бах, полифония,  " король " инструментов…

3. Песня - соло, хор, оркестр, характер, мелодия...

В своей практике при изучении новой темы, и соответственно, терминалогией я часто использую так называмые «вкусные слова». В частности, при изучении классических жанров музыки (опера, балет), когда происходит знакомство детей с термином «либретто».  В этот момент предлагаю ученикам подобрать к новому термину «вкусное слово» - ассоциацию.

Через призму приема «Необъявленная тема» («необъявленный композитор»)  можно предложить учащимся определить не только тему урока, но и фамилию композитора, чьи музыкальные произведения будут звучать на занятии. Например, кубок с землей у детей ассоциируется с творчеством Ф. Шопена, а во время демонстрации стакана с водой учащиеся вспоминают о причине ухода из жизни П.И. Чайковского. Следует сказать, что всему этому предшествует уже знакомый учащимся  материал  из серии «Интересные моменты из жизни композиторов». Таким образом,  при восприятии музыкального произведения (в любом виде музыкальной деятельности) возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений.

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность может быть компенсирована в системе дополнительного образования. Развитию творческого потенциала, индивидуальных склонностей учащихся в области прекрасного способствуют факультативы и кружки по искусству. Потенциальные возможности для саморазвития, качественного совершенствования личности школьников представляют творческие  конкурсы. Участие в конкурсах  соответствует естественной детской потребности соревноваться. Творческие соревнования мотивируют детей. Мы с учащимися едины во мнении, что возможность участия в конкурсе является сильнейшим стимулом для упорной работы.  Я являюсь музыкальным руководителем вокальных кружков  «Акварель» и  «Фантазеры», и участники которых являются неоднократными победителями и призерами конкурсов вокального мастерства.  Обучающиеся  реализуют свои способности в   муниципальных  и региональных конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества:

-«Звезда радужного успеха!»  (вокальная группа «Акварель» и «Фантазеры» - 2021,2022,2023);

-«Радуга талантов»!» (вокальная группа «Акварель»-2021,2022,2023,2024);

-«О Родине! О Подвиге! О Доблести! О Славе!» (вокальная группа «Акварель»-2021,2022,2023);  

-«Весна Победы», г. Иркутск (победители: Кондакова Анастасия, Гудова Валерия-2021,2022);

-«Минута славы», г. Иркутск (призеры: Бусыгина Ева, Шенгелия Георгий-2022).

Особая гордость любого учителя-это его выпускники. Каждый ученик прошёл свой путь постижения сложного и увлекательного мира искусств. Для кого-то это стало  профессией, а кто-то просто будет радовать родных и близких, друзей своим творчеством. Среди моих воспитанников есть талантливые  выпускники, успехами которых гордиться не только школа, но и район. Одни стали педагогами-наставниками в музыкальных образовательных учреждениях, другие – посвятили себя работе в учреждениях культуры.

В мою историю, как учителя музыки, вписали свое имя те ученики, которые развивают свои музыкальные способности, уйдя со школьной скамьи.

Средне-специальное музыкальное образование получила моя воспитанница Скубиева Наталья, закончив старейшее учебное заведение Сибири, имеющее прочные, проверенные временем традиции профессиональной подготовки специалистов в области культуры и искусства, «Иркутский областной музыкальный колледж имени Фредерика Шопена».

Кондакова Анастасия, выпускница 2023 года, студентка «Иркутского Национального Исследовательского Технического университета», продолжает развивать и проявлять свой талант в качестве солистки и участницы ансамбля «Пой, Friend!».

Анастасия Пошва, студентка-выпускница  2024 года ГБПОУ ИО «Иркутского регионального колледжа педагогического образования» свое начальное музыкальное образование получила в стенах нашего образовательного учреждения на уроках музыки под моим началом.

Музыка – яркое средство развития творческой индивидуальности личности. Уроки музыки в школе помогают развивать у детей фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формировать в процессе музыкального воспитания универсальные способности, необходимые для различных сфер деятельности человека. 

Развивая музыкально-творческие способности в учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.

 

Уважаемые коллеги, я не претендую на оригинальность, но, вместе с тем, мне хотелось бы поделиться с Вами своими педагогическими находками, показать результаты своей педагогической деятельности в рамках темы выступления …….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение уроков музыки для всестороннего развития и воспитания ребенка

Значение уроков музыкидля всестороннего развития и воспитания ребенка...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.

Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....

Здоровьесберегающий потенциал урока музыки с использованием фольклора

Современный ребенок формируется в условиях, которые благоприятными не назовешь. Причины множественны: социальные, экологические, психологические,  эмоциональные нагрузки, огромный поток информаци...

«Развитие творческого потенциала школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Каждый год в первый класс школы приходят совершенно иные дети, иное поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не только ...

Творческие задания по развитию духовно-нравственного потенциала школьников на уроках музыки

В работе рассмотрены приемы и методы, используемые автором на уроках музыки...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...