Внеурочная деятельность
методическая разработка

Максарова Марина Баировна

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklssnoe_meropriyatie.odt32.58 КБ
Файл klassnyy_chas.odt29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Последний герой»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7-9 классов.

Задачи:

  • повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе;
  • развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:
  • расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • музыкальное сопровождение,
  • проектор,
  • ручки и листочки

Ход мероприятия

Учитель (или ведущий):

- Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру "Последний герой” по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

"Последний герой” состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами. В конце останется только один, он и будет "Последним героем 2015 года”.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)
  2. Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)
  3. Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН” (В сочетании ЧК, ЧН мягкий знак не пишется)
  4. Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой)
  5. Что такое монолог? (Один человек говорит, все молча слушают)
  6. Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)
  7. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ. (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)
  8. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  9. "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это? (корень)
  10. Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)
  11. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-. (если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишется А; если суффикса нет, то пишется О)
  12. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге? (ямб)
  13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)
  14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)
  15. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)
  16. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)
  17. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением)
  18. Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)
  19. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные)
  20. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)
  21. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)
  22. Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  23. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-. (если ударение падает на корень, то пишется в корне А, в безударном положении О)
  24. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)
  25. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)
  26. Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)
  27. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц)
  28. Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”? (Афанасий Фет)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

  1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)
  2. Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)
  3. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)
  4. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)
  5. Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)
  6. Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)
  7. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)
  8. Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)
  9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)
  10. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше

- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться (хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

П. Ершов

Калашников

Остап

Капитанская

купец

Астафьев

Виктор Петрович

дети

дочка

Красный нос

"Левша”

нищий

Пеппи

А. Линдгрен

подземелья

"Конёк-горбунок”

мороз

Длинный чулок

"Малыш и Карлсон”

Аввакум

принц

Н.Лесков

В. Распутин

"Уроки французского”

легенда

Тарас Бульба

протопоп

Данко

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).

- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.

4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.

II тур.

- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

- Теперь я снова читаю слова, вы по очереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

  • "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)
  • "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)
  • "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)
  • "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”. ("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)
  • "Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)
  • "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)
  • "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)
  • "И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”. ("Корова” А. Платонов)
  • "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)
  • "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

1.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт за окном)

("Узник” А.С. Пушкин)

2.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

3.

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( "Парус” М.Ю. Лермонтов)

4.

Старик, я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас –
(…Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок.)

("Мцыри” М.Ю. Лермонтов)

5.

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
(…Пора, красавица, проснись.)

("Зимнее утро” А.С. Пушкин)

6.

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
(…В небе играют все вольные птицы,
Глядя на них мне и больно, и стыдно.)

("Пленный рыцарь” М.Ю. Лермонтов)

Финал.

1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)

На этом наша игра заканчивается. Под музыку "Остаться в живых” группы "Би-2” награждаются ученики:

1. "Последний герой-2007” - лентой с надписью, грамотой.

2. грамотой "За волю к победе”

3. грамотой.

4. утешительные призы за участие.

1.Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое?

  1. Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”?
  2. Расскажите правило по карточке "ЧК, ЧН”
  3. Кто написал стихотворение "Колокольчики мои, цветики степные”: Лев Толстой или Алексей Толстой?
  4. Что такое монолог?
  5. Назовите автора произведения "Муму”.
  6. Расскажите правило по карточке ЖИ, ШИ.
  7. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске?
  8. "Значимая часть слова, которая несёт в себе лексическое значение слова”. Что это?
  9. Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина?
  10. Расскажите правило по карточке: -КОС-, -КАС-.
  11. Как называется двусложный размер с ударением на втором слоге?
  12. Что такое обращение?
  13. Назовите имя и отчество Гоголя.
  14. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение?
  15. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”?
  16. Что такое антонимы?
  17. Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”?
  18. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные?
  19. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837?
  20. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший?
  21. Назовите автора произведения "Бородино”.
  22. Расскажите правило -ГОР-, -ГАР-.
  23. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения?
  24. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи?
  25. Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”.
  26. Что такое диалог?
  27. Кто написал строчки: "Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало”?
  28. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей?
  29. Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов?
  30. Что такое инверсия
  31. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы?
  32. Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”?
  33. Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”?
  34. Что такое архаизмы?
  35. Кто написал "Мцыри”?
  36. На какие вопросы отвечает обстоятельство?
  37. Какие знаете двусложные размеры стиха?

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.



Предварительный просмотр:

Классный час «Предпринимателями не рождаются…»

Цель: Стимулирование интереса учащихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса.

Задачи:

  • Выяснить, что такое предпринимательство и кто такой предприниматель;
  • Определение важнейших качеств предпринимателя;
  • Выявление у себя предпринимательских способностей;
  • Осознание необходимости развития в себе качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха
  • Развивать коммуникативные умения учащихся, ответственность за работу в команде, профессиональные интересы и предпочтения.

Предварительная подготовка:

  • Составление и изучение Бизнес словаря.
  • Заготовка лицензий фирм.
  • Подготовка плаката результатов игры.
  • Изготовление денежных единиц.
  • Изготовление и распечатка заданий для команды.
  • В игре участвуют 3 команды, которые формируются по цветным карточкам.

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Слайд 2

Послушайте песни и сделайте предположение, о чем пойдёт речь на классном часе.

(Звучат отрывки из песен «Money, money» (в исполнении Лайзы Миннелли и группы «АВВА»), «Деньги не в счет» (в исполнении Игоря Николаева), «Когда б имел златые горы...», «Деньги-дребеденьги» (из мультфильма «Остров сокровищ»), «Песня разбойников» (из мультфильма «Бременские музыканты»)

Слайд 1

Наверное, каждый из вас мечтает быть знаменитым, достичь успеха, оставить что-то в память о себе. Предприниматель - одна из тех профессий, в которой смелые, трудоспособные, предприимчивые люди добиваются успеха. Но предпринимателями не рождаются… А вот как стать успешным предпринимателем, об этом пойдет речь сегодня на классном часе.

Слайд 3

Кто такой предприниматель? (Предприниматель — человек, который организует собственное дело и получает прибыль)

Предприниматель -  лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства.

Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям.

Предпринимательством занимаются люди разных профессий: не только владельцы торговых точек на рынках, но и хозяева парикмахерских, кафе, фотографы и др.

Слайд 4

Процесс предпринимательства состоит из следующих ступеней:

 поиск новой идеи и её оценка;

 составление бизнес-плана

поиск необходимых ресурсов;

 управление созданным предприятием.

II. Игра «Открываем свою фирму»

Слайд 5

Итак, первоначальные сведения о предпринимательстве вы получили. Но чтобы узнать работу предпринимателя изнутри, давайте поиграем с вами в игру «Открываем свою фирму»

Цель игры - знакомство с азами организации предпринимательской деятельности.

Любая предпринимательская деятельность контролируется налоговой инспекцией. Сегодня роль налоговой инспекции сегодня будут выполнять жюри. Знакомьтесь… (Классный руководитель представляет членов жюри)

В течение всей игры налоговая инспекция будет следить за деятельностью всех фирм, а затем в конце выберет ту фирму, которая достойна высшей награды.

Ход игры

Слайд 6

Этап 1. Презентация "фирмы"

На время игры вы станете фирмами и познакомитесь с основными принципами ее работы. Когда вы занимали свои места, вы уже сформировали свои фирмы.

Слайд 7

Но мы ничего не знаем о каждой из фирм. Поэтому вам необходимо придумать название, которое будет отражать ее деятельность. Ну и конечно, раздать портфели сотрудникам фирмы. Портфели, которые вам предложены это:

  • Генеральный директор
  • Менеджер по рекламе
  • Бухгалтер
  • Офис-менеджер
  • Юрист
  • Секретарь-референт
  • Инженер по технике безопасности Начальник отдела кадров
  • Логистик
  • Финансист

Время на подготовку 3 минуты.

(Презентация фирмы может быть в любой форме: в виде свободного рассказа, в стихотворной форме, в форме песни, частушек и т.д.)

По ходу выступления члены жюри записывают названия команд в плакат итогов игры, представители фирм пишут названия фирм на табличках и выставляют их на столы.

Слайд 8

Этап 2. Получение лицензии

Чтобы фирма начала свое существование, ей необходимо получить лицензию на осуществление своей деятельности.

Лицензия - это разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности.

Слайды 9-10

Чтобы вам получить лицензию, необходимо ответить на вопросы комиссии по лицензированию

  1. Самая известная книга К.Маркса ("Капитал")
  2. Дача денег в долг на определенный срок (Ссуда, кредит)
  3. Неплатежеспособность из-за отсутствия средств (Банкротство)
  4. Оператор на бирже (Брокер)
  5. Место, где заключают сделки по продаже акций и облигаций (Биржа)
  6. Название денег в международном обращении (Валюта)
  7. Операция с помощью, которой предприниматель может оградить себя от риска случайной гибели продукции (Страхование)
  8. Одна из форм торговли особо ценными товарами (Аукцион)

Вопросы задаются всем фирмам. Каждая из фирм предлагает свой ответ. Налоговая инспекция фиксирует ответы фирм и по окончании данного этапа выносит вердикт, получает или не получает лицензию каждая из фирм. Если количество правильных ответов слишком мало, то жюри можно сказать: «Ваша фирма получает лицензию на осуществление деятельности сроком не на год, а на три месяца». Выдаются лицензии (Приложение1)

Слайд 11

Этап 3. Стартовый капитал

Чтобы фирма могла осуществлять свою деятельность, ей необходим стартовый капитал. Его вы можете получить в ссуду у банка, но сумму вашего займа мы определим на аукционе. Вы должны называть по очереди пословицы, поговорки или высказывания о деньгах.

За каждую поговорку "Фирма" получает деньги. (Приложение 2)

Cлайды 12-14

(Если ученики не называют самостоятельно ни одной пословицы / поговорки, можно читать первую половину пословицы, а они должны продолжить)(Приложение3)

Слайд 15

Этап 4. Реклама товара

Первоначальный капитал у вас уже есть, значит можно запускать в продажу товар. Но вы знаете что: "Не похвалишь, не продашь". Т.е. двигатель торговли это ... реклама. Без нее объем продаж будет незначительным.

Поэтому вам необходимо прорекламировать свой товар так, чтобы всем захотелось его приобрести.

 Слайд 16

Фирма 1 рекламирует резиновые сапоги

Фирма 2 рекламирует швабру

Фирма 3 рекламирует алюминиевую кружку

Время на подготовку 3 минуты.

(Каждой фирме необходимо предоставить лист ватмана, карандаши, мелки, маркеры, цв. бумагу и пр.)

Слайд 17

Этап 5. 3аключение договора

Увидев вашу рекламу, некоторые страны захотели с вами сотрудничать. Чтобы подписать с ними договор, необходимо определить денежные единицы этих стран. (Приложение 4)

Если вы определяете правильно, значит, договор подписан. 

Время на выполнение задания 3 минуты.

Слайды 18-19

Контроль выполнения задания.

  • Латвия (лат)
  • Болгария (лев)
  • Украина (гривна)
  • Франция (евро)
  • Китай (юань)
  • Польша (злотый)
  • Индия (рупий)
  • США (доллар)
  • Япония (йена)
  • Великобритания (фунт стерлингов)
  • Белоруссия (рубль)
  • Чехия (крона)
  • Ирак (динар)
  • Аргентина (песо)
  • Бразилия (реал)
  • Турция (лира)

Пока фирмы в сопровождении классного руководителя проверяют задание, жюри в это время проверяет работу каждой фирмы и по окончании подводит итоги, с какой из фирм возможно заключать международные контракты и выдает договор (Приложение 5)

Слайд 20

Этап 6. Селекторное совещание

Директора фирм приглашаются на селекторное совещание.

Слайд 21

Так как вы руководите фирмами, то должны уметь составлять деловое письмо. В него вы должны включить следующие слова в том порядке, в котором они записаны:

дом

собака

колбаса

вагон

время

терпение

задача

Время на подготовку 3 минуты.

Пока директора фирм проводят селекторное совещание, сотрудникам фирм предлагаю немного отдохнуть. Давайте поотгадываем «Экономические загадки». Ваша задача – добавить последнее слово к каждой загадке.

1. На товаре быть должна

Обязательно... (цена).

2. Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (доход).

3. Журчат ручьи, промокли ноги -

Весной пора платить... (налоги).

4. Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без... (рекламы).

5. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно... (весы).

6. Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в... (банке).

7. Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой... (вклад).

8. Чтобы дом купить я смог,

Взял кредит, внеся... (залог).

9. В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведет... (бизнесмен).

10. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь... (товар).

11. В банке для всех вас висит прокламация:

«Деньги в кубышках съедает... (инфляция)».

12. И врачу, и акробату

Выдают за труд... (зарплату).

13. Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы... (ссуду).

14. Стал владельцем, братцы, я –

Вот завода... (акция).

15. Чтобы партнеров не мучили споры,

Пишут юристы для них... (договоры).

16. Очень вкусная витрина

У овощного... (магазина).

17. На рубль - копейки, на доллары - центы,

Бегут-набегают в банке... (проценты).

18. Приносить доходы стал

В банке папин... (капитал).

19. Чуть оплошаешь - так в тот же момент

Весь рынок захватит твой... (конкурент).

Слайд 22

Этап 7. Ревизия

Очень часто в жизни бывает так, что проверки приходятся на то время, когда начальство отсутствует. В вашей фирме наступил именно такой момент. К вам приехал ревизор. Пришло время отдавать ссуду в банк. Если вы отвечаете на вопросы проверки, то часть процентов считается погашенной. Если нет, то придется платить деньги.

Слайды 23-25

  1. Что такое лицензия? (Разрешение, выдаваемое государством на право той или иной хозяйственной деятельности)
  2. Что такое реклама? (Cредство обмена информацией между потребителем и продавцом)
  3. Что такое ипотека? (Денежная ссуда, предоставленная клиенту банка под залог недвижимого имущества на длительный срок)
  4. Что такое заем? (Договор, по которому одна сторона передает в собственность или управление другой стороне деньги или вещь, а заемщик обязуется возвратить полученную сумму или вещь)
  5. Что такое банк? (Кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств)
  6. Что такое банкротство? (Долговая несостоятельность, финансовый крах)
  7. Кто такой конкурент? (Лицо или фирма, которые соперничают в чём-либо с вами (продают аналогичный товар, оказывают аналогичные услуги),  стремятся достичь тех же целей  и т.п.)
  8. Кто такой предприниматель? (Лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме создания торговли или производства )

9. Кто такой аудитор? (Лицо, занимающееся ревизией  бухгалтерских

документов и отчётности и консультационной деятельностью, 

связанной с наладкой бухгалтерского учёта )

Вопросы задаются фирмам по очереди. Если фирма, которой был задан вопрос, не дает правильный ответ, его может дать другая фирма, уменьшая тем самым размер ссуды. У фирмы, не ответившей на вопрос, ей предназначенный, увеличивается ссуда в банке

В конце игры жюри подводит итоги. Награждение

III. Тестирование

Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый на это способен. Чтобы выяснить, способен ли каждый из вас стать предпринимателем в реальности, предлагаю пройти небольшое тестирование. (Приложение 6)

(Учащиеся тестируют сами себя, а затем соотносят баллы с результатом)

IV. Завершающая часть

Слайд 26

Для сознательного выбора занятия предпринимательской деятельностью необходимо определить, какими качествами должен обладать предприниматель. 

(Далее класс обсуждает главные качества предпринимателя).

Итак, предприниматель – это новатор. Человек, готовый идти на риск, предлагая, это новое. Его успех – это признание общества. А признание общества – это прибыль, которую он получает от реализации своих идей.

Слайд 27

Однако прибыль для настоящего предпринимателя – это не самоцель, а мера измерения его успеха.

Преуспевающий бизнесмен Наполеон Хилла в своей книге «Думай и богатей» писал: 

«Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть устойчивыми, если они не покоятся на правде и справедливости. Поэтому я не свяжу свою совесть сделками, которые не принесут выгоды всем участникам. Я добьюсь своего, объединяясь с другими людьми. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, чёрствость и цинизм, совершенствуя свою любовь к людям, ибо знаю, что плохое отношение к окружающим никогда не принесёт успеха».

Слайд 28

Итак, свой бизнес – это возможно или нет? (Варианты ответов учащихся)

При каких условиях возможно открыть свое дело? (Варианты ответов учащихся, соотнесение с вариантами на слайде)

Слайд 29

Предпринимательской деятельности необходимо учиться постоянно, независимо от возраста, опыта и занимаемого положения. При этом следует учитывать, что успех, может быть, достигнут лишь усердной и постоянной работой, добросовестным отношением к делу. Чтобы быть успешным, следует работать над собой.

V. Рефлексия

Учащимся предлагается закончить предложения Слайд 30

1. Для меня было интересным …

2. Я узнал (а) для себя …

3. Для меня было легко …

4. Для меня было трудным …

5. Для меня было бы лучше, если бы …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...