«Здоровьесберегающая деятельность в школе»
материал

Глинкина Анастасия Евгеньевна

Реферат на тему «Здоровьесберегающая деятельность в школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie_referat.docx65.89 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Новомихайловская СШ

Реферат

Здоровьесберегающая деятельность в школе.

                                                  Выполнила:  Глинкина А.Е.

       

                                                   

 

2024 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Теоретические и методологические основы здоровьесберегающего подхода.

6

1.1 Становление здоровьесберегающего подхода.

6

1.2 Здоровый образ жизни.

7

1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников

8

Глава 2. Здоровьесберегающие технологии по формированию здорового образа жизни.

12

2.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта в практике использования  здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.

12

2.2. Наиболее оптимальное планирование и организация учебного процесса.

2.3. Методы и приёмы, используемые в учебно-воспитательном процессе, с учётом здоровьесбережения  школьников.            

15

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

22

Приложения

       23

ВВЕДЕНИЕ

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. 
Сократ

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний ,вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский.

Актуальность здоровьесбережения обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития в настоящее время определяет актуальность ее теоретического и практического изучения. В настоящее время данной проблеме посвящено большое количество публикаций педагогов, психологов, социологов, медицинских работников. Так, в работах Т.Ф.Орехова, Э.Н.Вайнера, Н.В.Полтавцева, М.Ю.Стожарова., Р.С.Краснова и др. осуществлен системный анализ роли и сущности здоровьесбережения.

Здоровьесберегающая деятельность – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Уже давно неоспоримым стал факт, что школьные нагрузки, которых с годами не становится меньше, оставляют свой отпечаток на здоровье учащихся. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают печальные факты: ежегодно у многих детей регистрируются нарушения зрения, различные степени сколиоза, заболевания желудка, нервной и сердечно-сосудистой систем и многие другие. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. А значит, школа не может отстраниться от здоровьесберегающих мероприятий в жизни детей.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся [10].

В.А. Сухомлинский утверждал, что …забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества [9].

А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья (по данным Минздрава РБ на 2009г.) [13].

Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников, потому что состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Естественно, многие сходятся в том, что именно учитель может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе [2,с.22].

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сберегая здоровье наших учеников - мы заботимся о своём будущем, а значит и о будущем нашего государства.

Цель работы: 

Изучить особенности использования здоровьесберегающей технологии в условиях школы.

Выявление особенностей здоровьесберегающего обучения школьников на уроках и внеурочной работе.

Задачи  работы:

1.Выявить сущность и становления здоровьесберегающих образовательных технологий

3.Проанализировать и определить роль здорового образа жизни;

4.Проанализировать и выявить наиболее оптимальные планирование и организацию учебного процесса, методы и приёмы, используемые в нём, с учётом здоровьесбережения младших школьников.

Глава 1. Теоретические и методологические основы здоровьесберегающего подхода.

1.1 Становление здоровьесберегающего подхода.

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов, К.Маркс и другие), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев и другие), ученых-медиков (Н.М. Амосов, И.И Брехман), педагогов (Л.Г. Татарникова,  Зайцев, С.В. Попов и другие) пытались решить проблему здоровья, формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия. [4]

Таким образом, великие философы – мыслители утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его. От этого зависит человеческое счастье.

Большое значение придавал М.В. Ломоносов анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. М.В.Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности.

В.М.Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. [2]

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов. В.А.Сухомлинский утверждал, что забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму,

питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.[19]

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. [4]

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека  и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. [7]

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни.

1.2 Здоровый образ жизни.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни»; это понятие положено в основу валеологии. [6] Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Согласно заключению экспертов  ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья, лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% от наследственных факторов, на 20% от состояния  окружающей среды. А остальные  50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.

Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • рациональное питание;
  • личная гигиена;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности.

Следующий фактор здорового образа жизни двигательный режим.

Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Большую часть своего бодрствования они вынуждены проводить  сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей.

Два урока физкультуры в неделю не компенсируют недостаток двигательной активности. В тоже время и не редки случаи низкой эффективности занятий физическими упражнениями.

Перейдем к следующей составляющей здорового образа жизни – проблеме питания.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает  нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья.

Рассмотрим следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Использование естественных сил природы (солнце, воздух, вода), причем использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды – в первую очередь переохлаждению и перегреву.

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются.

Личная гигиена  также является одной из важной составляющей здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены.

Положительные эмоции являются неотъемлемой частью здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психологическое  закаливание, суть которого - в радости к жизни.

Известно, что основа работы по совершенствованию своей психики самовнушение. Оно повышает эмоциональный тонус, укрепляет и силу воли.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.

Здоровье населения страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь, детей.

1.3 Характеристика здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании школьников.

Технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика. [15]                         Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.

В то же время понятие «здоровьесберегающих технологий» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Под здоровьесберегающими  технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности).

Здоровьесберегающие  образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающих образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. [3]

Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). [13]

Доктор биологических наук, профессор Е.Н. Дзятковская дает такое определение «здоровьесбберегающая технология представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, педагогических мер по снижению её возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья»

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступют:

  • аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни.
  • гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма; 
  • здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха 
  • эмоционально-волевой, включает в себя проявление психологических механизмов, эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни;
  • экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. [18]

Представленные выше компоненты здоровьесберегающей технологии позволяют перейти к рассмотрению ее функциональной составляющей.

В связи с этим можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Таким образом, эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.

Следовательно, стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий это такая организация образовательного процесса. При котором качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровья.

Глава 2.  Здоровьесберегающие технологии по формированию здорового образа жизни.

2.1 Анализ отечественного и зарубежного опыта в практике использования здоровьесберегающих технологий в обучении школьников.

Демократизация общества дала возможность появлению и внедрению в практику работы школ педагогических идей ведущих ученых современности: Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.А. Караковского,  Д.Б. Эльконин и других педагогов, которые своей исследовательской деятельностью внесли большой вклад в педагогическую науку и практику. [1]

В России 80-90-х годов стал активно изучаться и внедряться лучший и зарубежный опыт: опыт Вальдорфской школы, опыт развивающего обучения Марии Монтессори, опыт эстетического и трудового обучения японской школы, дифференцированного обучения американской школ и др.

Развивающие технологии повлекли за собой изменения в организации учебно-воспитательного процесса. Кроме традиционной классно-урочной технологии и организации деятельности школы в одну или две смены, появилось множество новых образовательных технологий: работа школы в режиме пятидневной учебной недели, работа по модульной технологии, циклопоточная организация учебно-воспитательного процесса и другие.

В раскрытие понятия системы организации учебно-воспитательного процесса как образовательной технологии внесли свой вклад ученые А.М. Арсеньев,  С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.И. Зверева, А.Н. Леонтьева,  В.М. Монахов, Н.В. Нагорнов, Ю.В. Синягин,  П.И,Третьяков,  Т.И.Шамова и др. [5]

В последние десятилетия теория и практика управления развитием школы настолько обогатились новыми идеями, что стала самостоятельной отраслью знания. Создали и развили эту отрасль «школоведения» В.И. Зверева, В.М. Монахов, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.

Изменения, происходящие в обществе и деятельности школ, оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья школьников.

Разработка проблемы укрепления здоровья школьников имеет исключительное значение для современного образования не только в теоретическом, но и в практическом плане: установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественные и количественные сдвиги в становлении будущих поколений граждан России.

Исследования, проводимые физиологами А.И. Киколовым, Д.Ю.  Н.В .Вязовцем, В.Д.Мозговой и др., показывают влияние факторов риска, к которым относят и образование, на состояние физического и психического здоровья человека.

Авторы отмечают имеющиеся противоречия между достижениями в области обучения и потерями в состоянии здоровья школьников.

Пути решения проблемы здоровьесбережения в той или иной степени намечены в трудах специалистов психолого-педагогического, медицинского и гигиенического профилей.

Обоснование оздоровительной и профилактической работы в образовательных учреждениях мы находим в трудах Н.А. Бернштейна, Н.П. Бехтеревой, А.М. Дерягина, С.П. Летунова, и др. [9]

Анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме подтверждает необходимость ее разработки в целях разрешения возникших противоречий между обострившейся потребностью социума в воспитании здорового поколения и недостаточной разработкой педагогических технологий здоровьесбережения в процессе учебно-воспитательной работы и повседневной бытовой практики.

В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно раскрыт вопрос о ценностных началах здоровьесбережения и здорового образа жизни в работах В.А. Бороненко, К.Я. Вазина, П.А. Виноградова, К.А. Романова, С.Г. Серикова. [9]

Важное значение имеют работы, раскрывающие содержание и приемы инновационной деятельности в сфере здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса Ю.А. Мерзлякова, И.В. Пичугиной, С.Г. Серикова.

Реализация же комплексных подходов в деле школьного здравоохранения рассматривает в качестве основы разработку учебно-воспитательных методов культивирования гармоничного развития, позволяющих обоснованно и целенаправленно оптимизировать деятельность организма в целом. К таким методам относятся здравоохранительные технологии построения учебно-познавательного процесса, предложенные доктором медицинских наук В.Ф. Базарным. Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено, главным образом, на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью – парты и конторки. Часть урока ученик сидит за  партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется прямым и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Организм ребенка сам тянется к тому, что ему желательно: на уроках с использованием конторок ученики 1 класса поначалу могут выстоять за ними не более 5 минут за урок. Затем постепенно это время увеличивается до половины урока, а концу учебного года дети активно меняют положение тела в ходе урока.

  1. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры «Бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма.
  2.  С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия  и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь». (Картина-панно) расположенный на стене класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными местность;Д
  3. Дети совместно с родителями и педагогами сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду, поскольку именно такой труд возвышает человека.

      4.      Введение раздельно- параллельного образования мальчиков и        девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются на переменах, в творческих кружках. Мальчики и девочки воспринимают  окружающий мир, по-разному перерабатывают информацию. Совместное же обучение не позволяет учесть это в полной мере.

      5.    Регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах. Речь идет не об общих констатациях типа «здоров - нездоров», а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом. [12]

Подытоживая значение технологии В.Ф. Базарного, мы можем сказать, что применение данной технологии может служить примером реализации приоритета здоровья в образовательном учреждении.

     Обучения детей по системе В.Ф. Базарного показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению здоровья и др., т.е. все признаки, характерные для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию Базарного В.Ф. как здоровьесберегающую.

Проанализируем следующую технологию здоровьесбережения - технология саморазвития Марии Монтессори.

Система педагогического воздействия по Марии Монтессори – одна из самых популярных в мире. В основе успешности ее методики, - научный подход к воспитанию, который базируется как на теоретическом знании о развитии ребенка, так и на многолетней экспериментальной работе.

В дальнейшем ее опыт получил практическое применение при воспитании здоровых детей.

Монтессори-педагогические приемы и принципы составления подготовленной среды позволяют учитывать индивидуальные особенности здорового и больного ребенка; они применимы для детей, чье развитие протекает с особенностями.

В Монтессори-группы могут быть успешно интегрированы  дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, ДЦП, синдром Дауна и др. Это помогает адаптироваться не только таким, но остальным детям,которые учатся принимать в свой коллектив непохожих на себя, проявлять свои лучшие душевные качества. [2]

Исследования результатов воздействия данной технологии на здоровье и психологическое состояние детей, проведенные сотрудниками кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиПРО, Института валеологии и семейного консультирования на базе Монтессори-центра г. Москвы, позволили констатировать позитивные показатели физического и особенно психологического развития дошкольного возраста.

Наша традиционная государственная школа, школа по преимуществу знаниевая, в условиях которой ученик, чтобы выжить и быть успешным, должен подчинить свои лучшие годы, период становления, совершенно абстрактным требованиям обеспечения так называемого «уровня» знаний, которые будут забыты им через несколько дней после экзаменов. В то же время другие значимые для любого отдельного человека и для здоровой жизни общества стороны личности остаются совершенно без внимания. Это в конечном итоге просто опасно для общества, особенно в эпоху социальной нестабильности и нарастающего хаоса.

Итак, обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса дает возможность не только повысить его образовательный эффект, но и сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации на сохранение, и укрепление здоровья.

С введением нового Федерального государственного стандарта общего образования ситуация кардинально изменится, и это направление здоровьесбрегающей работы  школы станет одним из центральных. Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий, деятельностного поведения в интересах здоровья своего, окружающих людей и социоприродного окружения.

2.2  Наиболее оптимальное планирование и организация учебного процесса.

Учащимся КМШИ г. Каспийска были предложены анкеты, с целью выявления уровня их осведомленности о правилах ЗОЖ и выполнении этих правил на практике (приложение 2). Обработав результаты, приходим к выводу, что подавляющее большинство детей знает и использует известные им правила ЗОЖ. Кроме того эту информацию они получают именно в стенах школы. Что говорит о том, что учителя проводят необходимую работу с детьми с использование здоровьесберегающих технологий (контролируют посадку, ведут анкеты о состоянии здоровья ученика и т.д.).

Проанализировав работу учителей КМШИ, изучив их педагогический опыт, выстраиваем наиболее оптимальную организацию учебного процесса с позиции здоровьесбережения, эффективность реализации которого во многом зависит от выбранных методов и приёмов, способов реализации этапов урока (представлено ниже), которые учителя этой школы реализуют, в зависимости от физического и психического состояния здоровья детей.

Учитывая требования урока с точки зрения здоровьесбережения, схема выстраивания урока буде следующей:

этап урока:

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, используются различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. детей готовят эмоционально и физически. На этом этапе урока проводится пальчиковый или точечный массаж (на уроках русского языка), для подготовки пальцев рук к письму.

этап урока: Актуализация темы. А на уроках математики для устного счета, предлагается детям решить задачи физкультурно - познавательного характера. На уроках изобразительного искусства, «Человек и мир» дети в ходе беседы учителя узнают о пользе подвижных игр на свежем воздухе.

этап урока: Основной

На учебную перегрузку и утомляемость влияют не столько количество времени, которое учащиеся проводят за учебными занятиями, сколько другие факторы. Одним из факторов можно считать несформированность у школьников рациональных способов учебной работы.

Следующий и, пожалуй, самый существенный фактор - диспропорция интеллектуального и мотивационного развития. Неравномерность, нарушенный необходимый баланс между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием неизбежно приводит к дисгармонии психического и личностного развития, что и выступает одной из существенных причин учебной перегрузки школьников. Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться, но и хотеть, желать этого.

Кроме физкультурно-оздоровительной работы используется физкультурно-познавательный компонент на общеобразовательных уроках. Он повышает интерес учащихся к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, а также способствует формированию потребностей в самостоятельной двигательной деятельности.

4 этап урока: Итог. Работая над благоприятной эмоциональной сферой в классе, ребята отражают своё настроение на уроках с помощью школы оценки своего настроения «Как я ощущаю себя на уроке», которая имеется у каждого учащегося.

Необходимо составлять расписание уроков с учётом работоспособности детей и трудности предметов. Стараться соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене.

О благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребёнок: хочет учиться, может (умеет) учиться, верит в свои силы, ему хорошо, интересно, комфортно в школе [9, с. 129].

Вывод: Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. А для правильной организации учебно-воспитательного процесса, учитель должен иметь колоссальный багаж знаний, который постоянно должен пополняться.

2.3 Методы и приёмы, используемые в учебно-воспитательном процессе, с учётом здоровьесбережения  школьников.

Заполнив анкету (приложение 3) и обработав ее результаты, делаем вывод, какие же из методов представленных ниже рациональнее будет использовать на занятиях для того или иного коллектива детей и которые активно используются учителями.

Творчество

Так, в процессе занятий изобразительным искусством используются разные техники - это аппликация, роспись, лепка глиняной игрушки и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка - тем самым, осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. И вот к каким выводам придём:- Лепка глиняных игрушек развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

Музыка Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка - его духовного здоровья [10, с. 113].

Физкультура

Построится учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения. Все учителя во время уроков проводили физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. Учителя КМШИ при каждой физкультминутке используют динамичную музыку и используют ТСО.

Требования к проведению физкультминуток:

Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

Упражнения для снятия общего или локального утомления;

Упражнения для кистей рук;

Гимнастика для глаз;

Гимнастика для слуха;

Упражнения, корректирующие осанку;

Дыхательная гимнастика  [3,с.52].

Проводятся физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем телом. Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Поэтому рекомендуются:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;- упражнения для кистей рук. Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать:- гимнастику для глаз.

Преобладающий вид деятельности на уроке - слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют:

гимнастику для слуха.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, для этого используют:- дыхательную гимнастику. Иногда можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют поручение с большим удовольствием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей педагогической системы. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества.

Изучив особенности использования здоровьесберегающей технологии, можем сказать, что здоровьесберегающие технологии используются и используются эффективно, о чём говорят полученные данные.

Хотелось бы отметить, что успеваемость учеников в школе зависит от рациональности использования здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса, выбранных в соответствии с ними методов и приёмов. Изучив опыт работы педагогов, понаблюдав педагогический процесс с использованием здоровьесберегающих технологий, изучив применяемые методы, используемые этими педагогами, и обработав полученные результаты, можем с уверенностью сказать, что педагогическое воздействие, усвоение материала детьми и их успеваемость значительно улучшилась. В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. Аллакаева, Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников / Л.М. Аллакаева - Нижний Новгород , 2004.- 22 стр.

2. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровье-

сберегающих технологий в образовательных учреждения / Л.Н. Антонова. - М.:МГОУ, 2000. – 100 стр.

3. Безруких., М.М., Сонькина, В.Д. ЗОТ в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М.: Триада – фарм. 2002.- 346 стр.

4. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И.И. Брехман. – М.: Наука, 1987. – 368 с.

5. Бычкова, Т.И. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе на основе здоровьесберегающих технологий / Т.И. Бычкова. - Чебоксары, 2005.- 18 стр.

6. Вайнер, Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1.-  21 – 26 стр.

7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии / В.И. Ковалько. – М.:ВАКО, 2007.- 304 стр.

8. Круглова, Т.Ф. Совершенствование внеклассной, внешкольной ра-

боты по воспитанию разносторонней личности через целевые школьные проекты и основные виды деятельности // Завуч. № 1. – 2002. – 74 – 78 стр.

9. Куценко, Г. И., Книга о здоровом образе жизни / Г.И.Куценко. – М.: Профиздат, 1987. – 376 стр.

10. Марьясис, В.В. Берегите себя от болезней / В.В. Марьярис.– М.: Флинта – 1992. – 112 стр.

11. Менчинская, Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в на-

чальной школе / Е.А. Менчинская. - М.: Вентана-Граф, 2008.-112с.

12. Нестерова, Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в

сельской школе // «Начальная школа», 2005. - № 11.- С. 78 – 83..

13. Петров, К. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 1

14. Севрук А.И. Здоровьесберегающий урок / А.И. Севрук, Е.А. Юнна // Школьные технологии. - 2004. -№2. - 200 – 207стр.

15. Селевко, П.К. Современные образовательные технологии. / П.К. Селевко – М.: 1998 - 253 стр.

16. Синяков, А.Ф. Рецепты для здоровья / А.Ф.Синяков – М: Физкультура и спорт, 1986. – 52 стр.

17. Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов.- М.: Чистые пруды, 2005. – 241 стр.

18. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО , 2002. – 121 стр.

19. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979. – 170 стр.

20. Якиманская,И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.Якиманская.- М.: АРКТИ, 1996. – 95 стр.

21.Антропова М.В. Изучение общей умственной работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975.

22.Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.

23.Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат).

24.Учебник для студентов пединститутов. «Педагогика и психология», 2 - е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986, с.

25.Сухарев А.Г., Цыренова Н.М. Технология, способствующая укреплению здоровья детей в современной школе: Методическое пособие. - М.: МИОО, 2004.

26.Клокова Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторингов здоровья в образовательной среде школы. Методические рекомендации. М.: МИОО, 2010.

27.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наиболее оптимальная здоровьесберегающая организация учебного процесса на основе нормативных документов

Выдержки из СанПина:

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ

. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть левостороннее.

Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность теплых тонов.

. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей плакаты, стенгазеты и т.п. следует развешивать на противоположной классной доске стене так, чтобы верхний край этих предметов не располагался выше 1,75м от пола.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для выявления уровня осведомлённости учащихся о своём здоровье

1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головная боль, боли в спине, висках, ногах, усталость глаз, связаны:

с учебой в школе?

большим количеством уроков и заданий?

длинной зимой?

началом какой-либо болезни, простуды и т.д.?

. Посещаешь ли ты школу:

при насморке и головной боли?

невысокой температуре?

кашле и плохом самочувствии?

. При плохом самочувствии обращаешься ли к врачу?

. Стараешься ли ты сидеть за партой:

всегда правильно?

иногда правильно?

сидишь как удобно?

. Режим дня ты соблюдаешь:

всегда?

иногда, когда ругают родители?

встаешь, ложишься, когда захочешь?

. Твой день начинается:

с зарядки?

водных процедур?

просмотра телевизора?

. Как ты считаешь, чаще болеют:

полные люди?

люди, которые едят много фруктов и овощей?

люди, которые много двигаются и бывают на улице?

. Моешь ли ты руки перед едой?

. Чистишь ли ты зубы:

утром?

утром и вечером?

всегда после еды?

никогда не чистишь?

. Ты предпочитаешь есть каждый день:

бутерброды с чаем?

чипсы и колу?

кашу и супы?

больше фруктов и овощей?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета о состоянии здоровья школьников

. Дата заполнения анкеты

. Фамилия, имя ребенка

. Домашний адрес

. Возраст родителей к моменту рождения ребенка, их профессия:

мать

отец

. Условия проживания

. Ребенок имеет личное место для приготовления уроков и отдыха:

а) да;

б) нет.

. Взаимоотношения в семье:

а) хорошие, сердечные;

б) холодные, напряженные, частые конфликты, ссоры.

. Особенности воспитания ребенка в семье:

а) воспитывается в полной благополучной семье;

б) воспитывается в неполной семье (только с матерью, только с отцом);

в) ребенок воспитывается в кругу взрослых, его балуют, он может

делать замечания взрослым;

г) ребенок воспитывается в очень строгих правилах, гуляет только

под надзором, имеет много запретов;

д) обычно остается один, без надзора в течение дня.

. Развитие двигательной функции ребенка:

а) нормальное (начал сидеть в 6 мес., ходить - к году);

б) ускоренное;

в) замедленное.

. Развитие речи ребенка:

а) нормальное (отдельные слова до года, фразы до 2 лет);

б) ускоренное;

в) замедленное.

. Дополнительные нагрузки и увлечения ребенка:

а) не имеет;

б) занятия в спортивных секциях;

в) дополнительные занятия (иностранный язык);

г) занятие музыкой;

д) другие нагрузки (написать).

. Отметьте перенесенные заболевания:

не болел;

респираторные (простудные) заболевания:

а) редко;

б) часто (более 4 раз в год).

. Детские инфекции (корь, скарлатина, ветряная оспа, коклюш, эпид. паротит (свинка), эпид. гепатит (желтуха) и др. (указать);

перенесенные операции (удаление миндалин, аденоидов), др. (указать).

. У ребенка находили хроническое соматическое заболевание:

а) нет;

б) да (указать, какие и с какого возраста).

. Наблюдались аллергические реакции (при приеме лекарств, пищи, цветениие растений и др.). Они проявлялись в виде насморка, кашля, слезотечения, кожных высыпаний, отечности лица и др.:

а) да;

б) нет.

. Жалобы - бывают неприятные ощущения в области сердца, боли, чувство замирания:

а) да;

б) нет.

. Приступы затрудненного дыхания:

а) да;

б) нет.

. Отмечаются боли в области живота, тошнота, рвота, изжога, склонность к поносам, запорам:

а) да;

б) нет.

. Бывают длительные повышения температуры до субфебрильных цифр:

а) Да;

б) нет.

. Находили отклонения в анализах мочи:

а) да;

б) нет.

. Беспокоят частые головные боли (при физической, умственной нагрузке):

а) Да;

б) нет;

без видимой причины.

. Часто наблюдаются нарушения сна (трудности засыпания, прерывистый сон, ночные страхи):

а) да;

б) нет.

. Отмечаются повышенная раздражительность, плаксивость, капризность:

а) да;

б) нет.

. Особенности поведения и характера:

а) не отмечаются;

б) беспричинные колебания настроения;

в) склонность к конфликтам, ссорам;

г) повышенная мнительность в отношении своего здоровья или здоровья своих близких;

д) склонность к жестокости, агрессивности в отношении близких, слабых животных;

е) необщительность, замкнутость, трудно заводит друзей;

ж) без разрешения берет чужие вещи, деньги.

. В какой медицинской группе по физкультуре занимается ваш ребенок:

а) основная;

б) подготовительная;

в) специальная;

г) освобожден.

. Дополнительные сведения о вашем ребенке, которые вы хотели бы сообщить врачам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....

Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

здоровьесберегающая деятельность в школе

основные направления работы в школе по сохранению здоровья учащихся...

Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый

Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....

Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...

СТАТЬЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В современном образо...