здоровьесберегающая деятельность в школе
методическая разработка по теме

Федотова Светлана Михайловна

основные направления работы в школе по сохранению здоровья учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_v_shkole.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Цель: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей.

Задачи: 

  1. создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  2. предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для опробывания своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  3. перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  4. формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Поэтому необходима комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Программа работы по сохранению здоровья состоит из пяти блоков-направлений.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры: 

  1. Создание комплексных условий для развития ребенка и сохранение его здоровья
  2. Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
  3. Организация качественного горячего питания
  4. Организация вспомогательных служб:

– психолого-логопедическая служба

– социально-правовая служба

2. Рациональная организация учебного процесса.

Реализация этого блока создает условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, повышает эффективность учебного процесса, предотвращая при этом чрезмерное функциональное напряжение и переутомление:

  1. Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
  2. Использование при составлении расписание новой шкалы трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
  3. Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии)

Медико-гигиенические технологии:

  1. Контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
  2. Проведение прививок.
  3. Наличие в школе медицинского кабинета для оказания каждодневной помощи и школьникам и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация ароматерапии, массажа.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

  1. Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости.

Экологические здоровьесберегающие технологии:

  1. Создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей.
  2. Обустройство пришкольной территории.
  3. Аэрофитомодуль: зеленые растения в классах.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности

  1. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии

  1. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Компенсаторно-нейтрализующие

  1. Проведение физкультминуток и физкультпауз, позволяющее в какой-то мере нейтрализовать неблагоприятное воздействие статичности уроков.
  2. Эмоциональные разрядки, «минутки покоя», позволяющие частично нейтрализовать стрессогенные воздействия.
  3. Витаминизация пищевого рациона, позволяющая восполнить недостаток витаминов, особенно в весенний период.

Стимулирующие

Эти приемы позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

  1. Физические нагрузки.
  2. Обучение психологическим приемам борьбы с унынием, плохим настроением.

Информационно-обучающие

Они обеспечивают учащимся необходимый уровень грамотности для эффективной заботы о здоровье – своем и своих близких.

  1. Проведение тематических классных часов.
  2. Лекции медицинского персонала школы в Дни здоровья.
  3. Оформление тематических стендов на тему здоровья.

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

  1. Реализация этого блока предполагает работу по рациональной организации двигательного режима школьников, способствует нормальному физическому развитию и повышает адаптивные возможности детского организма.

4. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья 

  1. Профилактика заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача.
  2. Мониторинг состояния здоровья учащихся с обсуждением на педсоветах, доступность данных сведений для каждого педагога.
  3. Создание системы комплексной педагогической, психологической, социальной помощи детям со школьными проблемами.
  4. Ритмико-коррекционные упражнения для детей "группы риска".
  5. « Музыкотерапия» для детей с заболеваниями органов дыхания и школьными проблемами.

5. Просветительско-воспитательная работа

Данный блок реализует систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся понятий о ценности здоровья и ЗОЖ, профилактику вредных привычек. Работа проводится по следующим направлениям:

  1. Самопознание: в этой части программы обращается внимание на состояние общего душевного комфорта, воспитывается система ценностных установок.
  2. Я и другие: данный раздел предполагает работу по социальной адаптации учащихся, обучение способам поведения в обществе.
  3. Здоровый образ жизни: данный раздел предполагает работу по изучению состояния здоровья, профилактику вредных привычек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Данная работа представляет опыт школы надомного обучения в рамках сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья....

Здоровьесберегающая деятельность учителя в современной школе

Статья о применении здоровьесберегающих технологий на уроках. Практическое занятие с учителями....

Модель психолого - педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый

Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе....

Рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе....

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...

СТАТЬЯ СИСТЕМА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ

Здоровье и образование взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. В современном образо...

«Здоровьесберегающая деятельность в школе»

Реферат на тему «Здоровьесберегающая деятельность в школе»...