Рабочая программа "Введение в мир профессий"
рабочая программа (5 класс)

Глинкина Анастасия Евгеньевна

Рабочая программа по профориентации для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_proforientatsiya.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство Смоленской области по образованию и науке

Администрация муниципального образования "Монастырщинский район" Смоленской области

МОУ Новомихайловская СШ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По профориентации «Введение в мир профессий»

для обучающихся 5 класса

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО  с учетом примерной основной программы

1. Цель

Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников:

В области формирования личной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

      В области формирования социальной культуры:

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

      В области формирования семейной культуры:

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.

3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:  

 положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

 осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь

людям, в том числе сверстникам;

 умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

У обучающегося могут быть сформированы:

 стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

 стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;

 принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

 планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

 действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;

 контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

 оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Обучающийся получит возможность научиться:

 оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

 ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;

 проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

 адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

Познавательные:

Обучающийся научится:

 осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

 осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

 применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

 наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

 использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

 осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

 сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

 обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

 дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;

 осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

 аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач

общения;

 вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

Обучающийся получит возможность научиться:

 оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

 планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

 проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

 уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на

заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные:

В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен

Знать:

Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов.

Уметь:

Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;

выполнять учебные проекты.

4. Формы проведения занятий

  • экскурсии;
  • чтение литературы;
  • просмотр фильмов;
  • поисковая деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • беседы с представителями различных профессий;
  • ролевые игры;
  • дидактические игры;
  • работа с семьей;
  • праздники;
  • изобразительная деятельность;
  • создание книг-самоделок.

5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа

На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

1

Введение

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

2

Профессии «Человек - человек»

7

Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»        . Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца

3

Профессии «Человек -художественный образ»

6

Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя.  Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий.

4

Профессии «Человек - техника»

7

Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий

5

Профессии «Человек – знаковая система»

5

Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ

6

Профессии «Человек - природа»

6

Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями.

7

Заключение

2

Защита мини-проектов «Профессии моих родителей».

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

 Характеристика деятельности обучающихся

Введение (1 час)

Путешествие в мир профессий

1

беседа

Профессия «Человек – человек» (7 часов)

Профессия «библиотекарь»

1

экскурсия в школьную библиотеку

Профессия «врач»

1

беседа со школьным врачом

Презентация «Халат врача, аптечка»

1

защита презентации

Профессия «почтальон»

1

экскурсия на почту

Профессия «продавец»

1

презентация

Профессия «учитель»

1

Защита презентации

Диетолог. Формирование здорового образа жизни

1

мини проект

Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов)

Что такое архитектура?

1

просмотр фильма

Профессия «строитель»

1

встреча со строителем

Знакомство со зданиями района.

1

экскурсия

Нарисуй дом будущего.

Выставка рисунков

1

защита рисунков

Профессия «скульптор»

1

лепка из пластилина, защита работ

Профессия «пекарь»

1

экскурсия

Профессия «Человек – техника» (7 часов)

Профессия «водитель»

1

встреча с водителем

Мини проект «Типы машин»

1

викторина

Профессия «пожарный»

1

экскурсия в пожарную часть

Игра «Вызов пожарной команды по телефону»

1

игра

Пилот – самый главный в самолете

1

встреча с пилотом

Проект - игра «Лоции на карте»

1

проект - игра

Профессия «машинист»

1

встреча с машинистом

Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов)

Чем занимается бухгалтер?

1

встреча с бухгалтером

Профессия «программист»

1

умение работать на компьютере

Создание компьютерного рисунка

1

защита работы

Картограф

1

просмотр фильма

Работа по изучению и составлению топографических карт

1

чтение карт

Профессия «Человек – природа» (6 часов)

Чем занимается человек по профессии «агроном»

1

мини проект

Цветовод

1

мини книжка

Посадка комнатных растений

1

практическая работа

Кто бережёт наш лес?

1

оформление альбома «Берегите лес от пожара!»

Профессии «лесничий, егерь»

1

встреча с егерем

Селекционер - овощевод

1

селекционером - овощеводом

Заключение (2 часа)

Профессии наших родителей

1

рассказы родителей

Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

представление выбранной профессии на празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»

Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка  Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...

рабочая программа по физике (профессия Повар, кондитер)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии  19.01.04 Повар, кондитер...

рабочая программа по физике (профессия Парикмахер)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии  43.01.02 Парикмахер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения

Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....

Рабочая образовательная программа по профессии "Помощник воспитателя"

Рабочая программа разработана с целью ознакомления учащихся с ОВЗ с профессией "Помощник воспитателя". Программа направлена на формирование теоретических знаний, отработк...

Рабочая программа курса "Мир профессий"

Знакомство с миром профессий учащихся начальной школы....