Построение эффективной модели организации дистанционного обучения
статья

Паршинцева Анастасия Анатольевна

Построение эффективной модели организации дистанционного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Учитель русского языка и литературы

МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск»

                                                             Паршинцева Анастасия Анатольевна

Построение эффективной модели организации

дистанционного обучения

Современные условия способствуют внедрению в практику работы школы новых методик, технологий и инноваций. Одним из таких условий является внезапно свалившаяся на нас пандемия, положившая начало развитию дистанционного обучения, которое уверенно вошло в систему образования и продолжает пользоваться особой популярностью, например, в регионах с экстремально низкими температурами и не только, когда школы, в силу каких-то обстоятельств, вынуждены переходить на данную форму обучения.

Дистанционное обучение (далее ДО) – это учебный процесс, осуществляемый в виртуальном образовательном пространстве, где обучение детей реализуется на расстоянии с применением в совокупности телекоммуникационных технологий и различных образовательных ресурсов.

Так как изначально учителям была предоставлена полная свобода действий на данном поприще, на сегодняшний день существуют различные вариации методов ДО.  Многие учителя используют в своей практике «смешанную» методику ДО, данный термин подразумевает программу синхронного и асинхронного методик обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение ученика и учителя в режиме онлайн-урока.

Уже много было сказано о том, как правильнее и эффективнее планировать и организовывать онлайн-уроки в условиях ДО, но неизменным остается одно: подготовка и разработка таких уроков должна начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических возможностей и требований к технологиям с точки зрения конкретной дисциплины. Немаловажно, что уроки должны быть интерактивны, а ученики на уроках - задействованы все без исключения, при этом необходимо учитывать, что урок в дистанционном формате – это не просто перенос обычного урока в онлайн формат. Учителю при планировании онлайн-урока необходимо пересмотреть свою деятельность, принимая во внимание особенности методов ДО, а именно: изложение учебного материала, практику и обратную связь с учётом корректировки критериев обученности.

С чего же начать планирование урока при дистанционной форме обучения? Как правильно распределить нагрузку и эффективно организовать работу учеников, чтобы заинтересовать их, научить добывать информацию и применять ее на практике?

Во-первых, одним из условий эффективной работы на онлайн-уроках является частая смена заданий и много практики, поэтому после того, как мы выбрали нужный учебный материал, необходимо его структурировать так, чтобы он отвечал нашим целям и задачам. Как правило, ученикам сложно усваивать большой объем информации и длительное время выполнять одно задание, поэтому урок должен состоять из нескольких видов заданий и каждый этап его должен быть сбалансированным по сложности. Следует избегать объемной информации, оставляя в ней самое основное; наглядный алгоритм в виде схем и таблиц помогает более качественно понять материал и запомнить его. Часть заданий ученики могут выполнять на образовательных порталах, таких как «Учи.ру», «Российская электронная школа», «ЯКласс», Решу ЕГЭ или ОГЭ. Вышеперечисленные обучающие системы существенно облегчают нагрузку на учителей при проверке выполненных заданий и позволяют сразу видеть результаты учеников, корректировать пробелы по необходимости в соответствии с дифференцированным подходом обучения. Работа на таких порталах обеспечивает оперативную обратную связь и носит систематический характер.

Во-вторых, необходимо определиться с учебной платформой, на которой будут проходить онлайн-уроки, например Яндекс Телемост. Яндекс Телемост удобен для использования тем, что способен поддерживать видеоконференции с участием до 35 человек, и ограничений на время беседы в этом сервисе нет. Сервис не требует регистрации, подключиться можно по сгенерированной ссылке (аккаунт нужен только для создателей конференции). Данный сервис работает без установки дополнительного программного обеспечения. Пользователи могут «делиться экраном» с другими участниками конференции, а также при необходимости отключать камеру и микрофон.

В-третьих, стоит подумать о распределении примерного времени урока поэтапно, например, 10 минут выделяется на просмотр видео, повторение, объяснение нового материала, 8-10 минут - на устное выполнение заданий, 10 минут -  на письменную работу, закрепление усвоенного, 5-7минут – на обобщение пройденного материала и 2-3минуты - на рефлексию и подведение итогов. Важно четко обозначить время, выделенное на выполнение самостоятельного задания.

Итак, синхронное ДО обеспечивает взаимодействие ученика и учителя, а также учеников друг с другом. Таким способом легко создать эффект присутствия в классе, когда ученик может задать вопрос учителю и тут же получить ответ, но связь при этом должна  быть бесперебойной.

Асинхронная методика ДО используется при отсутствии технической оснащенности или, более того, отсутствия Интернета, что является нередким явлением у учеников нашей школы. Здесь ответственность возлагается больше на ученика, поскольку изучение материалов происходит самостоятельно. При асинхронной методике ДО очень важно, чтобы ученик умел работать с представленным ему материалом, поэтому необходимо дать ученикам четкую инструкцию по работе с физическими носителями и продумать форму контроля освоения материалов, а также для качественной обратной связи подобрать образовательный портал, например, электронный журнал, в нашем случае «Сетевой город».

Плюсы асинхронной методики ДО заключаются в том, что здесь ребенок получает максимум свободы при изучении материалов, учитывается индивидуальный темп обучения каждого ученика. В процессе обучения совершенствуются логические и причинно-следственные связи между разными понятиями,  что является одним из условий для успешного самостоятельного изучения материала. Используя различные способы познавательной деятельности, ученик приобретает такие знания как: сбор информации, конструирование собственных аргументов, формулировка проблем. Такое обучение уже не будет носить пассивный характер.

Особое внимание при том или ином формате обучения нужно уделить домашнему заданию и разрабатывать его необходимо с учетом того, что ученик выполняет его без непосредственной помощи учителя, поэтому оно должно быть интересным и целостным, ведь именно выполнение домашнего задания является одним из определяющих моментов при достижении конкретной учебной цели.  

 Не могу не отметить работу с родителями как одно из условий для эффективного обучения при любой форме дистанционного обучения. Данная работа заключается в непосредственном сопровождении законных представителей в общем чате в ходе возникающих вопросов по поводу  организации процесса обучения их детей.

Таким образом, можно выделить ряд определенных требований, предъявляемых к формам ДО, если оно претендует быть эффективным:

  • четкая постановка целей и задач;
  • детальное планирование деятельности учеников, ее организации,
  • наличие необходимых учебных материалов;
  • постоянное поддержание мотивации ученика;
  • максимальная эффективная и оперативная обратная связь.

Несмотря на некоторые минусы, востребованность ДО с каждым годом растет и в будущем вполне может выступить серьезным конкурентом для разного рода репетиторства, поскольку формы ДО имеют ряд преимуществ: мобильность, доступность, обучение проходит в максимально комфортной и привычной обстановке, позволяет учиться в своем собственном темпе, используются современные технологии, экономия времени, вариативность, адаптивность к инклюзивной среде.

Использованная литература:

  1. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов/ Е.С.Полат; под ред. Е.С. Полат. – 2-е из., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.
  2. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие/ автор Ф.В.Шарипов, В.Д.Ушаков; под редакцией Е.В.Комарова. – Москва: Издательство Университетская книга, 2016.
  3. Дистанционное обучение: планирование и проведение урока / Л.А. Зарницына, Е.Н.Милютина, И.В. Семенов. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. – 2021. - № 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Выступление на VI Всероссийской научно-практической педагогической конференции с международным участием "Этнокультурное образование: опыт и перспективы"....

Построение эффективной модели организации методической работы по совершенствованию качества обучения

Миссия школы – подготовка обучающихся к жизни в новых социально – экономических условиях; удовлетворение разнообразных образовательных запросов детей; обеспечение их здоровья и физического развития ка...

Технологический подход к обучению как процесс поиска построения эффективного процесса обучения

В  презентации дано понятие педагогическая технология, ее отличие от методики, рассмотрены виды педагогических технологий....

Построение эффективного урока через сочетание интерактивных форм обучения.

интерактивные формы обучения на уроках иностранного языка....

Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)

Презентация к уроку информатики в 11 классе по теме: "Модели оптимального планирования" (построение структурной модели финансовой системы)...

Системы, модели, графы. Построение информационной модели в виде графа.

Тема урока: "Системы, модели, графы. Построение информационной модели в виде графа".На уроке разбираются понятия "система" и "граф".Система –  это целое, состо...