Статья "Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе."
статья (5 класс)

Кошан Ирина Владимировна

Психологический комфорт - это состояние, когда человек чувствует себя спокойно, уверенно и уютно внутри себя и в окружающей среде. Статья содержит несколько правил и заповедей для создания благоприятного климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Кошан И.В., воспитатель

СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта

«Динамо Санкт-Петербург»

Взаимоотношения педагога, воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе.

        

Аннотация

В статье показано, что психологический комфорт, является важной качественной стороной межличностных отношений среди педагогов и воспитанников. А также показаны условия, способствующие продуктивности совместной деятельности.

Ключевые слова

Психологический комфорт, благоприятный климат, взаимоотношения.

Одной из важных составляющих здоровья современного подростка является психологически комфортная среда в школьном коллективе.

 Ведущей целью образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное, разностороннее развитие личности и ее главного потенциала – здоровья. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями его жизни и, условиями жизни в школе- интернате. На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт. И это особенно важно для детей и подростков, проживающих в интернате.  От того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психофизическое здоровье учащихся.

Как уже говорилось, психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Это атмосфера, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок, подросток либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощённости, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния. Климат в классе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с интересами других ее членов. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.  Психологический климат всегда зависит от созданной в данное время атмосферы. Анализ отношений, выявляющий характер климата, проводится педагогом в нескольких направлениях. Прежде всего — это отношение к человеку как наивысшей ценности. Заботой о человеке должны быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Психологическая комфортность необходима для успешного развития ребенка, подростка и усвоения им знаний. От нее зависит и физическое состояние детей. Создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся такими «мешающими» факторами являются:

- неуверенность в себе,

- повышенная утомляемость,

- замедленность темпа деятельности,

- повышенная потребность во внимании,

- повышенная двигательная активность,

- трудности в переключении с одного вида деятельности на другой,

- дефицит эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям,

- неспособность доверять другим.

У педагогов факторами возникновения дискомфорта выступают:

- постоянное оценивание со стороны различных людей,

- высокий уровень ответственности,

- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся,

- физическая и психологическая напряженность труда. Психологический комфорт во многом зависит от психологического здоровья педагога. Ни для кого не секрет, что наша профессия относится к разряду стрессогенных и требует больших резервов самообладания и саморегуляции.

Все это, безусловно, влияет на эмоциональную атмосферу, психологический климат в коллективе и эти факторы необходимо учитывать в своей работе.

Источником психологического комфорта в классе является взаимосвязь, взаимоотношения «педагог-ученик», «воспитатель-воспитанник». Эти взаимоотношения должны быть построены на основе взаимного доверия, понимания и любви. Есть мнение, что любовь ребенок должен получать в семье, к школе это чувство не имеет никакого отношения. Но мне кажется, что без любви к ребенку нельзя дать ему то душевное тепло, к которому он стремится. Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Тогда отношения педагога и учеников характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, справедливость, доброта. К средствам влияния на психологический климат относятся демонстрация доброжелательности, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Ни в одной другой профессиональной деятельности личные качества не являются столь важным фактором, как в работе педагога, в частности в деятельности воспитателя. Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости – важнейшие нравственные качества педагога, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Как педагог относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет – все это оказывает воздействие на отношение учащихся к педагогу.

Характер сложившихся отношений «педагог-ученик, воспитатель-воспитанник влияет на эффективность всей учебно-воспитательной работы. Установившееся отношения могут как благоприятствовать педагогическому процессу, так и затруднять его, могут стимулировать процесс учения и интерес к нему, а могут их тормозить.

Есть несколько правил, заповедей воспитания, соблюдение которых может помочь в создании благоприятного психологического климата в коллективе.

Не навредите! Ищите в детях хорошее.

Хорошее настроение и уверенное спокойствие приведет к намеченной цели. Педагог должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и готовностью к действию. Ему должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Учитывайте уровень развития своего воспитанника, его эмоционально-личностные и физиологические особенности. Педагог должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать ту или иную ситуацию.

Предоставляйте больше самостоятельности ребенку.

Признавайте право воспитанника на ошибку. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.

Создайте условия для осознанной деятельности воспитанника.

Создавайте ситуации успеха. Замечайте и отмечайте малейший успех ученика. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру воспитателя в свои силы.

Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, ищите разумные пути его разрешения.

Защищайте всех членов классного коллектива, ни один ученик не должен чувствовать себя обособленным и беззащитным.

Умейте быть сдержанным в движениях и словах.

В своей работе я стараюсь, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя спокойно и уверенно. Во время занятий стараюсь создать положительный эмоциональный тон, атмосферу доброжелательности, которая помогает снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это и «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы, шутки. Так как способности у детей разные, дети получают дифференцированные задания, чтобы успех, чувство радости почувствовал каждый обучающийся. Стараюсь создавать необходимую в работе с детьми ситуацию успеха, чтобы при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, сохранить в них самоуважение и чувство собственного достоинства, стимулировать их творческую активность.

В нашей школе много детей живут в интернате от каникул и до каникул.  Школа- это их второй дом, где им должно быть уютно, светло, тепло и комфортно. Забота о воспитании и укреплении здоровья ребенка постоянно находится в центре внимания интерната.

 Список литературы:

1.Алексанрова, Е. Подружитесь с собственным ребенком / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. -2005. - № 3.

2.Самыгин, С. И. Психология и педагогика / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. 3.Марковская, И. М Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб. Речь, 2004. - 219 с. Ростов-на-Дону. Феникс, 2012. -480с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».

   Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и искусства в Республике...

Взаимоотношения воспитателя и воспитанника как одно из условий психологического комфорта в коллективе

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся - приоритетная функция любого образовательного учреждения.На формирование здоровья учащихся непосредственное влияние оказывают условия внутришкольной среды...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Презентация к педсовету "Психологический комфорт воспитанника"

Презентация к педсовету "Психологический комфорт воспитанника"...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Создание условий психологического комфорта в условиях дистанционного обучения.

Данная статья будет полезна сетевому преподавателю для успешного установления психологического контакта с учеником....

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Дети, растущие в современном мире,  во многом отличаются от своих сверстников предыдущих поколений. Большинство детей, переступающих школьный порог, уже умеют читать и писать, владеют азами компь...