ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
статья

Применение игровых технологий в профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _reva_pch-2024-_statya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Рева Дарья Михайловна,

мастер производственного обучения

ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий»

Игра - осмысленная деятельность,

а радость игры - радость творческая,

радость победы

А. С. Макаренко

А. С. Макаренко писал: «Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе - ее формировались качества - будущего работника и гражданина»

Не секрет, что сегодня на профессию «Оператор швейного оборудования» к нам приходят обучающиеся с низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог бы овладеть знаниями, навыками и умениями по выбранной профессии и в дальнейшем их совершенствовать.

На сегодняшний день в условиях рыночной экономики необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в практическом обучении форм и методов деятельности приближенных к реальности на производстве.

Я постоянно изучаю что - то новое, современное и интересное, то, что может помочь моим студентам усвоить новые знания.

Из всего многообразия технологий и методов, по моему убеждению, игровая технология является наиболее эффективной и результативной при работе с обучающимися, которые не заинтересованы в получении новых знаний, имеющими проблемы в освоении теоретического материала.

Сейчас в педагогической литературе можно встретить мнение, что игра перестала быть инновационной технологией, потому что под инновацией, как правило, подразумевается что-то новое, ранее не использовавшееся, а игра в педагогике применяется очень давно. Однако, я считаю, что «инновация» - это не только «нововведение», но и активное переосмысление имеющегося опыта, применение его в новых обстоятельствах и условиях. Опираясь на такое понимание инновации, можно сказать, что игра не потеряла своей актуальности, а наоборот приобретает новый смысл в современных реалиях.

Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

По определению Большой психологической энциклопедии игра - это форма деятельности в условиях, ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Игра позволяет нам формировать компетентности обучающихся, то есть, является важным фактором в освоении профессий и специальностей.

Понятие «Игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Игровую форму на своих уроках создаю при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Я применяю игру на разных этапах учебного занятия: при изучении нового материала, закреплении, повторении, обобщении и контроле знаний. Например, на этапе закрепления практических умений и навыков на лабораторно - практических занятиях мы играем в «Теоретиков и практиков», где практики выполняют задания за швейным оборудованием, а теоретики контролируют выполнение по инструкционной карте. При изучении нового материала хорошо зарекомендовала себя ролевая игра, когда студенты погружаются в условия приближенные к производству. Так при изучении темы «Функции экспериментального, подготовительного и раскройного производств» я объявляю студентам, что сегодня мы находимся не в учебной аудитории, а перемещаемся на Курганскую швейную фабрику. Затем делю группу на три подгруппы: экспериментальное производство, подготовительное производство и раскройное производство. Задача каждой подгруппы выполнить функции одного из выше, перечисленных производств и представить результат своей работы группе. В результате такой игры обучающиеся самостоятельно знакомятся с каждым этапом создания готовой продукции примеряют на себя роль модельера - конструктора, раскладчика лекал, портного. И тем самым лучше усваивают новый материал. На этапе контроля знаний я организую такие игры как: «Самый умный», «Знатоки швейного дела», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Своя игра», в которых студенты активно принимают участие. Также применяю игровые моменты не обучающего характера (спеть песню, или проговорить скороговорку и т. д.) для переключения внимания и снятия напряжения.

При подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному чемпионату «Абилимпикс» игры как палочка - выручалочка. Ребятам тяжело на протяжении длительного времени выполнять монотонную работу, поэтому для смены вида деятельности мы играем в игры «Согласны ли вы?», «Верно - не верно», «Кто быстрее».

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. Поэтому необходима предварительная подготовка.

  • При необходимости обсудить со студентами круг вопросов и форму проведения.
  • Распределить роли.
  • Подготовить необходимые атрибуты для игры.
  • Оформить кабинет или мастерскую, при этом стараюсь организовать и создать новизну, эффект неожиданности, это способствует повышению эмоционального фона урока.
  • Пригласить компетентное жюри (если игра соревновательная).

Планируя игру, не забываю основные принципы её организации:

  • Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру;
  • Принцип развития игровой динамики;
  • Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств обучающихся);
  • Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для меня важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт студентов;
  • Принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм - комплексам, от возрастных игр - к без возрастным.

На моей странице в интернете можно познакомиться с методическими разработками занятий и внеурочных мероприятий с использованием игровых технологий.

Ссылка на сайт: https://nsportal.ru/reva-darya 

Использование игровых технологий дает свои результаты: Студенты успешно проходят государственную итоговую аттестацию, в том числе в форме демонстрационного экзамена, а также занимают призовые места на профессиональных чемпионатах и конкурсах.

Таким образом, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в команде, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, необходимо изучать и внедрять новые методики. И самый лучший вариант, на мой взгляд, это - игра, игра в профессионалов своего дела.

Список использованных источников:

  1. https://ippk.arkh-edu.ru/kpo/innovation/detail.php?ID=28028 
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-spo-obrazovanii 
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-innovatsionnyh-tehnologiy-obucheniya-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ VIII вида.

Доклад о роли игровых технологий в процессе обучения и воспитания учащихся начальной школы СКОШ 8 вида...

Методические рекомендации "Применение игровых технологий в процессе обучения английскому языку младших школьников".

Методические рекомендации по применению игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы. Рекомендации содержат подборку игр, апробированных на практике, хорошо себя з...

Игровые технологии в процессе обучения географии

Итоговый практико-значимый проект Игровые технологии в процессе обучения географии по курсу  «Современные педагогические технологии в обучении географии»...

Использование игровых технологий в процессе обучения на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Участие учащихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху. В играх совершенствуется мышление, речь, ученик приобретает навыки планирования и ...

Применение игровых технологий на процесс обучения воспитанников студии моды «Стиль»

Игровая форма занятий по «Дизайну одежды» создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. ...

Использование игровых технологий в процессе обучения английского языка.

Игры и физкультминутки для работы с начальной школой...

Доклад "Игровые технологии в профессиональном образовании"

Игра – вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....