Выступление на тему: "слушание музыки"
статья

Полевая Наталья Владимировна

Выступление на тему: "Слушание музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slushanie_doklad.docx19.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад ШМО учителя музыки на тему

«Слушание музыки»



Подготовила:Полевая Н.В.

учитель музыки

МБОУ «Дячкинская СОШ»


Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них.” В.Г.Белинский

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Учащиеся постепенно знакомятся с музыкальной речью, учатся осознанно анализировать музыкальные произведения, «рисовать» их музыкальный образ.

Основными видами музыкальной деятельности на уроке музыка являются:

Слушание, восприятие музыки;

Разучивание, исполнение музыкального произведения;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах

Восприятие музыки

Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. Это:

Ладогармонический склад (лад мажорный, минорный, переменный. Гармонический склад – различные виды аккомпанементов: аккорды мелодические и гармонические в зависимости от музыкального образа произведения.)

Ритм (песенный, песенно-танцевальный, песенно-маршевый, танцевальный, танцевально-песенный, танцевально-маршевый, маршевый, маршево-песенный, маршево-танцевальный)

Тембр (окраска голоса или инструмента. В данном случае анализируется какой инструмент или группа инструментов или оркестр может воссоздать определенный  музыкальный образ);

Темп (скорость исполнения музыкального произведения);

Динамика (сила; звучания: громко, средне громко, тихо средне тихо и т.д.)

Восприятие музыки происходит в результате творческой деятельности  слушателя, так как включает его собственный  музыкально-слуховой и жизненный опыт.

Работу над восприятием музыкального произведения можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап.

Эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к слушанию музыкального произведения. Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства – литературы, живописи, которые по характеру и настроению созвучны с музыкальным произведением.

Перед слушанием музыкального произведения можно дать учащимся задание:

Определить жанровую принадлежность;

В какие тона и оттенки можно «окрасить» данное произведение;

Какие из литературных или живописных фрагментов созвучны данному произведению;

Попробовать «увидеть» музыкальный образ.

Определить музыкальную форму;

Музыка выразительная или изобразительная?

Какой инструмент или инструменты, или какой оркестр исполняет данное произведение?

Второй этап.

Непосредственное слушание музыкального произведения. (напомнить ребятам, что они в данный момент являются слушателями, а слушатели сидят в удобной для них позе)

При первом прослушивании произведения учитель слушает вместе с ребятами так, как будто слышит данное произведение в первый раз: внимательно и заинтересованно. На втором прослушивании учитель может комментировать средства музыкальной выразительности, обращая на них ребят.)

Третий этап.

Третий этап включает в себя анализ прослушанного произведения. Учитель повторно задаёт учащимся вопросы, которые он задавал перед прослушанием музыкального произведения. Ответы должны быть развернутыми, подробными.

Учащиеся должны суметь отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу. Почему учащиеся «увидели» тот или иной музыкальный образ.

Четвертый этап.

Повторное слушание, которое предполагает более глубокое и осмысленное восприятие музыкального языка произведения.

На данном этапе учитель дает учащимся задание по прослушанному произведению:

подобрать литературный или стихотворный текст в соответствии с данным музыкальным образам;

нарисовать иллюстрацию.

Из опыта работы.

Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации.

Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с фрагментом из “Утра” Грига. Ребята по-разному называли его: “Весна”, “Восход солнца”, “Цветы распускаются”, “Утро в лесу”. Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нужно осторожно и ненавязчиво приблизить слушателей к музыке, а не увести их в мир далеких от музыки наивных фантазий. Я прибегаю к “подсказкам”, полагая, что они помогают восприятию музыки. А чуткая “подсказка” может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем самым принести добрые плоды.

Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять.

Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя.

Вот пример разбуженного музыкой творческого воображения. Когда, в связи с темой урока в первом классе школы (“Марш”), мне пришлось сыграть первые такты траурного марша Шопена, почти все ребята сразу же сказали, что это “похоронный марш” и что музыку эту они раньше уже слышали. Потом один мальчик стал рассказывать, как под эту музыку в деревне хоронили его дедушку. Для этого мальчишки шопеновская музыка была содержательнее, богаче, чем для тех, для кого она была просто “похоронным маршем”. Для него это была не только музыка, но и частица его собственной жизни, поэтому волновала больше и в сознание входила глубже.

Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и “музыкальные картинки” они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.

Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление.

Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на исполнительском семинаре. Тема: «Орнаментика в музыке эпохи барокко».

В эпоху барокко орнаментика занимала исключительно важное место в композиторском и исполнительском творчестве. Фундамент орнаментального искусства собственно позднего барокко был заложен ещё в конце X...

Выступление на Республиканской секции учителей музыки и МХК

Доклад на тему "Проектная деятельность в системе работы учителя МХК"...

Зарипова М.А. Обобщение опыта работы по теме "Современные технологии на уроке музыки в школе" (тезисы выступления на районном методическом объединении учителей музыки)

В реферате рассмотрены современные образовательные технологии, наиболее часто применяемые мною на уроках музыки в школе. Они направлены на выработку активных форм и навыков самостоятельной т...

МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА: «СПЕЦИФИКА УРОКА МУЗЫКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА».

Кто учился наукам, не применяя их                                              ...

Выступление на семинаре "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"

Дети с РАС- это актуальная и очень важная тема. В своем выступлении я выделяю роль музыки как средство социализации ребенка- аутиста в обществе, ее положительное влияние на развитие интеллекта, творче...