Выступление на семинаре "Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма"
консультация

Евградова Елена Юрьевна

Дети с РАС- это актуальная и очень важная тема. В своем выступлении я выделяю роль музыки как средство социализации ребенка- аутиста в обществе, ее положительное влияние на развитие интеллекта, творческого потенцияла детей с РАС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.odt13.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре

«Роль музыки в коррекции раннего детского аутизма»

От рождения каждый ребенок обладает разными музыкальными способностями: врожденным чувством ритма, абсолютным слухом, умением различать тональности по высоте. Первая связь между родителями и младенцами проявляется в виде «музыкального» диалога, помогая развивать речевые навыки. Дети очень любят выражать свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки, привлекая к себе внимание при помощи музыкальных игрушек, жестов, мимики. Для ребенка с ранним детским аутизмом, музыка может оказаться важным фактором в развитии внимательно слушать, воспринимать полученную информацию, быстрее ее усваивать. Занятия музыкой способствуют повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку является эффективным средством в общем развитии и обучении ребенка. Если у ребенка с аутизмом появится устойчивый интерес к музыке (или в музыкальной деятельности), это будет сигналом в том, что он развивается как личность. Многие авторы методик, изучающие детский аутизм отмечают одну общую особенность присущую всем детям с аутизмом, их восприимчивость к музыке. Поэтому, цель занятий музыкальной деятельностью с детьми с РАС, направлена на возможность социализации их в обществе. Для достижения нужного эффекта важно создать условия, чтобы с помощью музыки ребенок мог жить полноценной жизнью: подобрать методики индивидуального развития, включающие в себя музыкотерапию, музыкальный репертуар доступный ребенку с РАС для восприятия. Что же мы развиваем с помощью музыки?

Интеллект-это способность к обучению и восприятию чего-то нового. Музыка может помогать ребенку развивать речь, движения, умение взаимодействовать по мере возможности с сверстниками, например в общих танцах, хороводах, повышает активность, развивает творческий потенциал. Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы, так как придает уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, дает дополнительную возможность в установлении социальных связей , вместе с тем развивает мелкую моторику и координацию, что позволяет контролировать психические процессы возбуждения и торможения, помогает развитию внимания, сосредоточенности в выполнении действия. Очень важно, чтобы ребенок с РАС выполнял задания, участвовал в играх вместе со всеми детьми, постепенно вырабатывая поведенческий стереотип в общении. Вовлечение ребенка с аутизмом в мир музыки способствует развитию ассоциаций, связанными с поступающей информацией, что очень важно для формирования заинтересованного общения между ребенком с РАС как с детьми, так и со взрослыми. Доказано, что человек на генетическом уровне гораздо быстрее запоминает отрывки сложных музыкальных отрывков, чем тексты песен или стихотворений. Налаживание межличностных отношений через музыкальные игры это еще один шаг возможного положительного общения с ребенком с РАС. Дети эмоционально могут реагировать на яркие дидактические пособия: ленточки, бабочки, флажки, музыкальные игрушки, и игрушки для развития движений, получая эмоциональное удовольствие, испытывая радость. Эта форма развития показана при обязательном дозированном подходе, так как ребенок с аутизмом может перевозбудиться, и в дальнейшем потерять интерес к музыкальному действию.

Занятия музыкой с детьми  с РАС способствуют развитию творческого воображения, а именно сочинительству. Дети испытывают гордость, когда знают, что могут сами сочинять музыку, даже если это простые музыкальные фразы, сочетания нескольких звуков.

Все участники  коррекционного воздействия на ребенка с РАС - психиатр, педагог-психолог, воспитатель (если ребенок посещает группу), музыкальный руководитель, родители должны  стимулировать ребенка на то, чтобы он мог использовать полученную информацию в повседневной жизни. Дети и родители должны посещать культурно-массовые мероприятия: концерты, театры развлекательные программы, чтобы ребенок с аутизмом получал опыт в разностороннем общении в неформальной обстановке.

Музыка в жизни ребенка с РАС это эффективное средство, толчок к положительным переменам в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии.

Список литературы:

Алдвин Д., Уорик Э.«Музыкальная терапия для детей с аутизмом»

Никольская О.С. Баенская Е.Р.«Аутичный ребенок: пути помощи» (Москва, 1997 год)

Шеппард Ф. «Развивающая музыка. Руководство для родителей» (Мн:Попурри 2009 год)

Широкова Г. А. «Практикум для детского психолога» (Изд.5 Ростов, 2007 год)

Журнал «Психология и музыка» (2007 год)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом

Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом"  для переподготовки и повышения квалификации работников образования....

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...

Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом

Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции

Описывается аутизм (причины, классификация, симптомы) и методы коррекции....

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции...

Ранний детский аутизм. Основные симптомы, подходы к коррекции.

Аутизм - психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения. Характерны: склонность к самоизоляции, отгоро...