Практика наставничества в школе.
методическая разработка

Чернякова Ирина Юрьевна

Данный материал будет полезен тем учителям, которые являются наставниками для молодых педагогов. Кто работает с учителями, которые вернулись к работе после долгого отпуска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo_v_shkole._nastavnik_molodogo_pedagoga.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с углублённым изучением отдельных предметов №6

357500, г. Пятигорск, ул. Университетская,  6, т.33-00-16

Конкурс

на лучшую методическую разработку «Практика наставничества в образовательной организации»

Легойда В.В., заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

Чернякова И.Ю., учитель английского языка,

руководитель ШМО учителей иностранных языков

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. Пояснительная записка.
  2. Применяемые формы наставничества и технологии.
  3. Основные участники программы и их функции.
  4. Механизм управления программой.
  5. Требования, предъявляемые к наставнику.
  6. Требования к молодому специалисту.
  7. Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами.
  8. Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста.
  9. Организация контроля и оценки.
  10.  Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества.
  11.  Ожидаемые результаты.
  12. Документы, регламентирующие наставничество.
  13.  Персонализированная программа наставничества.
  14. Права и обязанности педагогов –наставников и молодых специалистов.
  15. Список литературы.
  16. Приложение.

«Со мной работали десятки молодых педагогов.                                                                                                           Я убедился, что как бы человек успешно не закончил                                                                            педагогический вуз, как бы он не был талантлив,                                                                                                                а если не будет учиться на опыте,                                                                                                                            никогда не будет хорошим педагогом,                                                                                                                               я сам учился у более старых педагогов…»                                                                                                                      А.С. Макаренко

Пояснительная записка.

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. На сегодняшний день идея наставничества в школе, поддержка молодых педагогов продиктована самой жизнью, и нам необходимо научиться взаимодействовать для достижения общих целей, для воспитания подрастающего поколения.  Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Молодые педагоги, которые только пришли в школу и совсем недавно закончили обучение в ВУЗах слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Создание программы наставничества в МБОУ СОШ №6 г.Пятигорска продиктовано велением времени. На сегодняшних день в школе работают три молодых специалиста, которым необходима теоретическая и практическая помощь на рабочем месте для повешения их профессиональной компетентности. Актуальность данной темы заключается в поддержке молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение.  В МБОУ СОШ №6 наставничество является неотъемлемой частью методической работы Начинающим учителям необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. И. поэтому, педагогам-наставникам необходимо создавать ситуации успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Цель наставнической работы в школе:

- оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении;

- формирование в школе кадрового ядра

Задачи:

- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности;

- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;

- адаптация к корпоративной культуре, усиление лучших традиций коллектива  школы и правил поведения в школе, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя;

- ежегодно отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого молодого специалиста.

Решению этих стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, повысить его профессиональную компетентность.

Программа наставничества в МБОУ СОШ №6 рассчитана на 1 год. Это связано с тем, что через год может поменяться кадровый состав: опытные наставники могут уйти на заслуженный отдых или поменять место работы, молодые педагоги могут также сменить сферу деятельности. Поэтому срок реализации программы наставничество в нашей школе удобно сделать на год, чтобы ее можно было в дальнейшем скорректировать под сложившуюся ситуацию, добавить новую информацию или удалить устаревшую. Начало реализации программы наставничества с 1 сентября учебного года, срок окончания 1 сентября следующего года.

Данная методическая разработка может быть полезна педагогическому сообществу г.Пятигорска и может быть растиражирована.

  1. Применяемые формы наставничества и технологии

Основной формой наставничества нашей программы является «учитель-учитель». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет)  с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку. Технологии, которые будут применяться в данной программе на 2021 – 2021 учебный год, подобраны исходя из практики работы опытных учителей школы. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, реверсивное, виртуальное, тьюторство, медиация, проектная, кейс-метод, коучинг. Так, например, молодые педагоги будут встречаться со своими наставниками по мере необходимости консультации между ними будут проходить как очно, так и дистанционно (если потребует эпидемиологическая обстановка). Если это проектная работа молодого педагога или конкурсное выступление, то он всегда получает помощь опытного педагога-наставника, администрации школы и целой команды учителей.

  1.  Основные участники программы и их функции

Наставляемые:

Крепышева К.А. -  молодой  специалист, имеющая малый опыт работы – до 3 лет, находится в процессе адаптации на рабочем месте, которой необходимо получить представление о традициях нашей школы, о регламенте и принципах образовательной организации, о ведении документации.

Наставник  для молодого специалиста:

Руководитель школьного методического объединения учителей иностранных языков, учитель английского языка высшей квалификационной категории - Чернякова И.Ю.

Для реализации поставленных в программе задач педагог- наставник выполняют две функции:

● Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

● Наставник-предметник – опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

4.  Механизм управления программой

Основное взаимодействие между участниками«опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.

Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:

Обязательность - проведение работы с каждым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.

Индивидуальность - выбор форм и видов работы со специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.

Непрерывность - целенаправленный процесс адаптации и развития специалиста продолжается на протяжении 3 лет.

Эффективность - обязательная периодическая оценка результатов адаптации, развития специалиста и соответствия форм работы уровню его потенциала.

  1. Требования, предъявляемые к наставнику:

Наставнику молодого педагога необходимо:

-знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого и вновь прибывшего специалиста по занимаемой должности;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

-изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения;

-знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов, кабинетов, служебных и бытовых помещений;

-вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

-проводить необходимое обучение;

-контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

- контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

-оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

-личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;

-периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

-подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

6. Требования к молодому специалисту.

Молодому специалисту следует:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.

7. Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами.

В своей работе педагог-наставник может использовать любые формы и методы работы, которые позволят достичь благоприятной атмосферы и помогут адаптации молодого специалиста.  беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.

Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:

● администрация организации - участников;

● наставники - участники программы;

● педагог-психолог, социальный педагог.

Куратором программы наставничества является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

8. Этапы взаимодействия наставника и молодого специалиста

Выделяют три этапа наставничества.

Адаптационный. Педагог-наставник знакомится с начинающим учителем определяет для себя пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций для составления конкретной программы адаптации.

Основной. В совместной деятельности реализуется программа адаптации начинающего педагога, происходит коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.

Контрольно-оценочный. Наставник оценивает уровень профессиональной компетентности начинающего учителя, определяет его готовность к выполнению своих обязанностей. Нужно понимать, что эффективной работа по наставничеству будет в случае:

• взаимной заинтересованности наставника и подшефного;

• административного контроля за процессом наставничества;

• тщательно продуманного планирования и своевременного отслеживания промежуточных результатов сотрудничества.

9. Организация контроля и оценки

Контролировать и оценивать работу наставляемых, наставников и всей программы в целом будет руководитель кафедры.

Оценка будет происходить в качестве текущего контроля и итогового контроля.

Текущий контроль будет происходить 1 раз в четверть по итогам составленного наставляемыми и наставниками отчёта по форме, на заседании кафедры, как один из рассматриваемых вопросов, а так же на совещании при директоре.

Итоговый контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании кафедры начального образования на основании таблицы результативности программы наставничества за истёкший год, а так же рефлексивного самоанализа наставляемых реализации ИППР.

10. Показатели и критерии оценки результативности программы наставничества

Показатель

на дату начала действия программы

на дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых)

Наличие мотивированных запросов от представителей образовательной организации на работу наставников

1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника»

3

1.2 Количество педагогов, подавших запрос на работу в наставляемых парах в качестве наставляемого

3

Формирование сообщества наставников по запросам представителей образовательной организации

2.1 Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству

5

2.2 Количество наставников из числа педагогов

3

2.3 Количество наставников из числа выпускников

0

2.4 Количество наставников - сотрудников региональных предприятий

0

2.5 Количество наставников - успешных предпринимателей/ общественных деятелей

0

2.6 Количество наставников - сотрудников НКО/ участников региональных социальных проектов

0

Результативность взаимодействия наставнических пар

по модели «учитель-учитель»:

3.1 Количество педагогов, вошедших в кадровый управленческий резерв в результате осуществления наставничества

8

3.2 Количество педагогов, подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития образовательной организации, конкурсными (в том числе грантовыми) проектами

2

3.3 Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства

0

3.4 Количество педагогов, сменивших статус с наставляемого на наставника

0

Вклад организации в развитие региональной практики наставничества

4.1 Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества в других организациях

5

4.2 Количество представителей предприятий, предпринимателей, НКО как участников наставляемых пар организации, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросах наставничества

0

4.3 Количество проведенных образовательной организацией научно-практических мероприятий по вопросам наставничества

3

4.4 Количество представленных практик наставничества, прошедших положительную профессионально-общественную экспертизу на региональном, Всероссийском уровне.

0

11. Ожидаемые результаты. 

Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Это окажет положительное влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в образовательной организации. Педагоги - наставляемые получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Среди оцениваемых результатов:

● повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

● рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе / образовательной организации; 30

● качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;

● сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

● рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.

План реализации мероприятий программы наставничества

на 2021-2022учебный год

п/п

Наименование мероприятия/

виды деятельности по его подготовке и организации

Сроки проведения

Ответственные

-Представление молодых педагогов, заполнение информационной карты.

-Беседа: Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы.

-Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, государственные стандарты), правила внутреннего распорядка школы.

-Требования к оформлению школьной документации.

-Закрепление за молодыми специалистами наставников.

-Определение темы по самообразованию.

-Практические занятия: Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление рабочих программ, знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование); Изучение инструкций: Как вести классный журнал, личные дела обучающихся; Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей.

август-сентябрь

Директор школы, зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Организация работы наставников.

-Торжественное чествование новых специалистов на мероприятии «День учителя».

-Составление плана работы молодого специалиста.

-Выявление профессиональных затруднений в работе на начало года.

-Семинар классных руководителей

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов

сентябрь - октябрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока.

-Занятие: Работа с школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти; Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся.

-Занятие: Современный урок и его организация.

-Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

ноябрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности.

-Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций; Посещение молодым специалистом уроков учителя – наставника.

-Круглый стол «Основные проблемы начинающего педагога»

декабрь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

-Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда.

-Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания».

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов.

январь

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

Наставники

Педагог-психолог

-Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к ВПР и комплексным работам.

-Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы.

-Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи.

-Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока.

-Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе"

февраль

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё.

-Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее).

-Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

-Круглый стол «Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (встреча с педагогами-новаторами).

-Анализ учебно-воспитательной и методической работы молодых специалистов.

март

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Неделя молодого педагога.

-Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).

-Участие молодого специалиста в заседании кафедры (выступление по теме самообразования).

-Беседа: Содержание формы и методы работы педагога с родителями.

апрель

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Подготовка методических рекомендаций в помощь молодому специалисту.

-Посещение и взаимопосещение уроков

-Индивидуальные беседы и консультации с молодыми педагогами

В течение года

Зам. директора по УВР, руководитель МО,

наставники

-Оказание социально-психологической помощи молодым педагогам

В течение года

Социально-психологическая служба

-Знакомство с новинками методической литературы и ЭОР

ежемесячно

Зав. Библиотекой

руководитель МО,

наставники

-Выступление молодого специалиста на ШМО. Методическая выставка достижений учителя.

-Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.

-Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником.

-Анализ и самоанализ результатов работы всех участников программы наставничества.

12. Документы, регламентирующие наставничество

К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

  • Положение о наставничестве в МБОУ СОШ №6;
  • Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
  • Целевая модель наставничества в МБОУ СОШ №6;
  • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МБОУ СОШ № 6;
  • Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп

13. Персонализированная программа наставничества

Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет персонализированную программу наставничества (далее – программа).

Программа может включать:

  • мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с рабочим местом и коллективом;
  • мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
  • совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных обязанностей;
  • выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических заданий;
  • перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, профессиональных знаний и навыков;
  • перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
  • другие мероприятия по наставничеству.

Программа составляется наставником не позднее 10 дней со дня утверждения его кандидатуры приказом организации. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с программой.

В зависимости от производственных условий наставник и лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, могут быть освобождены от выполнения непосредственных должностных обязанностей в условиях форс-мажора.

В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о выполнении программы лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему профессиональному развитию.

В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.

Назначение наставников осуществляется:

  • на добровольной основе с обязательным письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • не позднее 30 календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • приказом организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации.

Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество.

        Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в отношении которых наставник единовременно осуществляет наставничество, не может превышать трех.

Замена наставника производится в следующих случаях:

  • прекращение трудового договора с наставником;
  • перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
  • просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;
  • возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.

Замена наставника осуществляется приказом организации.

Куратор осуществляет формирование и ведение базы наставников при условии их соответствия критериям психологической, педагогической и, для некоторых форм, профессиональной подготовки и прохождения ими обучения.

               14. Права и обязанности наставника

    Права наставника:

  • привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия;
  • знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
  • обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
  • осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий.

                Обязанности наставника:

  • руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;
  • находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществляющими работу с наставляемым по программе наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителя, методический (педагогический) совет и пр.);
  • осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
  • создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
  • содействовать укреплению и повышению уровня престижности преподавательской деятельности, организовать участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
  • участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
  • рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

                    Права и обязанности наставляемого

 Права наставляемого:

  • систематически повышать свой профессиональный уровень;
  • участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников;
  • обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
  • вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников образовательной организации;
  • обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с ходатайством о замене наставника.
  •  Обязанности наставляемого:
  • изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
  • реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
  • знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в образовательной организации;
  • выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;
  • совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
  • устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
  • проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
  • учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.

Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество

Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:

  • профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
  • у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.

Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.

15. Список литературы:

  1. Алямовская, В.Г. Социально-психологический аудит – инструмент управления. Основы педагогического менеджмента, 2003. №4.
  2. Анистратенко, Л.И., Анистратенко, Е.А. Авторский проект «Школа

         молодого учителя».  festival.1september.ru/articles/578152/‎

  1. Варламова, Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе

         образования.// «Вопросы психологии», 1997. №5.

  1. Глинский, А.А. Управление профессиональным становлением молодого педагога / А.А. Глинский // - 2008. - № 10. - С. 3-8.
  2. Горбач, А.К. Молодые специалисты - это не только ценные кадры, но и дополнительная головная боль нанимателя / А.К. Горбач // Кадровик. - 2007. -№9.-С. 79-85.
  3. Дворядкина, Д.А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе. Ростов-на-Дону, 2012
  4. Завало, Е.Н. Методические рекомендации по организации работы с молодыми специалистами в учреждении образования. Лида, 2011.
  5. Коновалова, А.В. Процесс адаптации молодых специалистов в школе. nsportal.ru/shkola/.../process-adaptacii-molodyh-specialistov-v-shkole
  6. Круглова, И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя / И. Круглова // Народное образование. - 2007. - № 9. -С. 109-116.
  7. Любинская, Т.Ф. Сотрудничество, наставничество, творчество - формула успеха начинающих педагогов: Школа молодого учителя: планирование работы / Т.Ф. Любинская, Т.М. Просвирина // Народная асвета. - 2007. - № 1. - С. 69-72, №2. С.69-72.
  8. Макаров, В.А. Наставничество как форма повышения профессионального мастерства учителя / В.А. Макаров, Т.Н. Макарова // Завуч. - 2007. - №6. - С. 54-
  9. Сапожникова, И. Роль методической службы в становлении и развитии профессионального уровня молодого учителя / И. Сапожникова // Управление образованием. - 2008. - № 4. - С. 72-82.
  10. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Изд-во Ин-та Психотерапии. М., 2002.
  11. Хамалова, Ф.Ю. Метод «наставник — молодой специалист» как фактор повышения профессионального мастерства. Фергана, 2013

          konferent.ru/nauka/

  1. Чернявская, Н.Т. Организация работы с молодыми специалистами-

          педагогами в учреждении образования. - Гродно: Изд-во УО

         «Гродненский ГОИПК и ПРР и СО», 2008.

  1. Школа молодого специалиста www.school118.edusite.ru/p22aa1.html
  2. Школа молодого учителя / авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. - Волгоград: Учитель, 2007.

Приложение. (1)

Для назначения наставника можно использовать данную анкету-диагностику

АНКЕТА

для подбора потенциальных наставников

(учителя-наставники также могут использовать ее для себя)

 

Кандидат в наставники должен получить не менее 15 положительных отметок.

                                  

Имя кандидата на роль учителя-наставника:

Для отметок руководителя школы

Характеристики, по которым можно определить, подходит ли наставник для работы

 

 

1

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ

 (построение доверительных взаимоотношений с подопечными)

 

1.1

Учитель умеет слушать

 

1.2

Учитель уважает своих коллег

 

1.3

Учителю нравится делиться опытом с коллегами

 

1.4

Учитель умеет эффективно делиться педагогическими идеями

 

1.5

Учителю нравится взаимодействие с подопечными (менее опытными коллегами)

 

1.6

Другие учителя школы с удовольствием работают/общаются/учатся у данного учителя

 

1.7

Учитель готов выделить время на обучение менее опытных коллег (посещение уроков и т.д.)

 

1.8

Учитель является примером для коллег в обучении и воспитании детей

 

 

2

 

ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ

 (объективное оценивание с целью выявления зон роста и последующего предоставления обратной связи и обучения)

 

2.1

Учитель умеет (или имеет потенциал) собирать данные для выявления потребностей подопечных

 

2.2

Учитель умеет (или имеет потенциал) анализировать данные для выявления потребностей подопечных

 

2.3

Учитель умеет (или имеет потенциал) определять стратегию для развития зон роста подопечного

 

2.4

Учитель умеет (или имеет потенциал) определять ресурсы для развития зон роста

 

2.5

Учитель умеет (или имеет потенциал) использовать данные для оценки успешности подопечного

 

2.6

Учитель умеет (или имеет потенциал) предоставлять объективную обратную и формирующую связь подопечным

 

2.7

Учитель имеет опыт предоставления обратной связи коллегам

 

 

 

3

 

КОУЧИНГ

(реализация поэтапного развития и обучения подопечного)

 

3.1

Учитель обладает глубокими знаниями в своей предметной области и методик преподавания

 

3.2

Учитель использует разнообразные методы обучения, чтобы вовлечь учеников в образовательный процесс

 

3.3

Учитель внимателен к потребностям подопечных в обучении и развитии

 

3.4

Учитель обладает временем и компетенциями для своевременного оказывания поддержки подопечным

 

 

4

 

ПОДДЕРЖКА

 (помощь подопечному в поиске собственного пути)

 

4.1

Учитель способен (или имеет потенциал) постепенно развивать подопечного, не предоставляя готовые правильные ответы и решения сразу

 

4.2

Учитель активно содействует профессиональному развитию коллег/подопечных и радуется их успехам (даже если они превосходят его личные успехи)

 

4.3

Учитель идет в ногу со временем и владеет информацией о требованиях к учителю Российской Федерации и Республики Бурятия

 

 

Приложение. (2)

Приложение. (3)

Отчет наставника

                          

о работе с молодым специалистом

                   

за 20… – 20… учебный год

 Посещено уроков молодого специалиста

№ п/п

Дата посещения урока

Тема урока

Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока

Проблемы, выявленные в ходе анализа урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий

 

№ п/п

Дата посещения

Тема занятия

Оценка мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведено консультаций по работе с школьной документацией и по организации образовательного процесса ______________________

 

Дата проведения

Тематика консультаций и бесед

Дата проведения

Тематика консультаций и бесед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Педагог-наставник _______________________________/ ____________________________

 

Молодой специалист_______________________/ ___________________________

 

 

 

 

 

 

 Приложение. (4)

Отзыв молодого педагога

Моим наставником в школе стала Чернякова И.Ю., учитель английского языка, руководитель ШМО учителей иностранных языков.  

Выражаю огромную благодарность своему учителю и наставнику за оказание методической помощи в начале моей профессиональной деятельности.

Ирина Юрьевна научила меня правильно организовывать учебный процесс, выбирать оптимальные методы обучения с детьми.

Она проводила для меня консультации по разным вопросам педагогической деятельности (объем заданий на уроке, организация работы в группах, удержание внимания обучающихся на уроке), по ведению бумажного и электронного журнала.

Опыт моего наставника помог мне в организации уроков.

Меня восхищают ее целеустремлённость, требовательность, трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей. В учебной деятельности делает все, чтобы достичь высоких результатов. Вырабатывает у учеников высокую работоспособность, настойчивость, самостоятельность, любовь и желание учиться, добывать знания самим.

В качестве молодого специалиста я часто посещаю уроки у Ирины Юрьевны. Уроки у  моего наставника не бывают похожими друг на друга: ни по форме, ни по содержанию.

Хочется отметить, что работа молодого педагога с наставником целесообразна и необходима.

Молодой учитель                                                        К.А.Крепышева

Приложение. (5).

Семь золотых правил для учителя.

 

1.     Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).

2.     Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).

3.     Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).

4.     «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).

5.     Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6.     Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).

7.     Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

 

Заповеди молодому учителю.

 

1.     Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2.     Будь приветливым – и будешь смелым.

3.     Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4.     Умей требовать и прощать.

5.     Верь в уникальные способности каждого ученика.

6.     Будь компетентен и будь уверенным.

7.     Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.

8.     Претворяй процесс обучения в радость.

9.     Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

 

 

Памятка начинающему учителю.

 

1.     Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.

2.     Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3.     Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.

4.     Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5.      Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6.     Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7.     Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.

8.     Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.

Приложение. (5) фото добавить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"

Материал содержмит  диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....

Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе

Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе"  знакомит с метоологией наставничества а образовател...

Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"

     В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...

Практика наставничества в работе с педагогами-студентами

   Молодые студенты, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности.Для того чтобы молодой специалист-ст...

Конкурсная работа «Лучшие практики наставничества в общеобразовательной организации»

Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи молодых специалистов - одна из ...

Алгоритм представление практики наставничества

Алгоритм представление практики наставничества...

Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"

laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в  разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...