Доклад Нововведения в системе воспитания
материал

Полина Дмитриевна Николаева

«Получить знания - это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине, - это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным и сам получил удовлетворение от жизни и окружающие его люди получали бы удовольствие от общения с ним"

Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В наших детях несколько атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п. (выбор страны для места жительства)

В наши дни общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, фальсификация исторических данных.

Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесёт какую-нибудь “изюминку”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад37.98 КБ
PDF icon Презентация к докладу830.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоринская средняя общеобразовательная школа имени А.Я.Филиппова» Олекминского района Республики Саха (Якутия)

Августовское совещание работников образования Олекминского района «Муниципальная система управления качеством образования» г.Олекминск

Секция « Воспитание: мыслим по новому, действуем сообща»

29 августа 2023 года

Доклад

« Воспитание: мыслим по новому, действуем сообща»

Нововведения в системе воспитательной работы школы

в 2023-2024 учебном году.

 Заместитель директора школы

по воспитательной работе

Николаева Полина Дмитриевна

2023-2024 уч.г

 Начну я свое выступление с цитаты главы государства В.В.Путина. Это обращение к классным руководителям в 2017 г. (слайд 2)

 «Получить знания - это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к Родине, - это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным и сам получил удовлетворение от жизни и окружающие его люди получали бы удовольствие от общения с ним"

Ещё совсем недавно проблема патриотического воспитания не стояла так остро, как сейчас. В наших детях несколько атрофировалось чувство патриотизма. Это проявляется во всём: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении свиста и возгласов, как это делают американские подростки и т.п. (выбор страны для места жительства)

В наши дни общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, фальсификация исторических данных.

Дети очень часто, слышат о том, что миром правят деньги. СМИ, телевидение, газеты и Интернет словно соревнуются в том, кто быстрее и скандальнее преподнесёт какую-нибудь “изюминку”.

Что же делать нам педагогам в такой ситуации? 

  1.  С детства, ещё в школе, мы учим патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорим мы. А как её любить? Что это вообще значит? «Любить свою Родину, значит, знать её». Это и есть определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.

Новый учебный год принесет изменения в жизнь школьников. Перемены связаны не только с получением новых знаний, но и с организацией учебной работы и в первую очередь воспитательной работы.

 что же изменится в школьной жизни с 1 сентября.


1) Сохранение традиций и  культурных ценностей нашего народа. (Слайд 3)

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Воспитание Гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.

Республика Саха – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Народу саха в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему якутскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Школа – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Кто, как не школа, должна заботиться о нравственном становлении личности? Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, патриотическая, духовная и культурная жизнь обучающихся.

Далее : О организации «Кун»

На пленарном августовском заседании выступили ребята из Вилюйского, Намского и Чурапчинского районов, которые организовали сообщество «Кун», у них даже организационные документы, план работы. Общество детей, которые популяризируют родной язык, культуру, традиции своего народа. В плане у ребят организовать республиканский съезд учащихся по вопросам сохранения родного языка и культурных ценностей народа Саха. Мне, как учителю национальной культуры это очень отрадно! Ребята молодцы!

- О новых учебниках истории. Когда они появятся? (слайд 4)

С 1 сентября одиннадцатиклассники начнут учиться по учебнику новейшей истории. Под единую федеральную программу выпущен первый единый государственный учебник для 10-11 классов. Права на него принадлежат государству. В пособии впервые синхронизовали два курса –«История России» и «Всеобщая история».

Новый УМК по истории под общей редакцией Владимира Мединского создан в сотрудничестве с Российским военно-историческим сообществом, включает учебники для 5-11 классов. Новый УМК воспитывает в российских школьниках чувство гордости за свою Родину, патриотизм, гражданскую ответственность, сопричастность к истории многонационального народа России.

Изложение событий в учебниках дает объемную картину отечественной и всеобщей истории, и в тоже время исключает внутренние противоречия и взаимоисключающие трактовки. История России показана в контексте всемирной истории, учитывается, что история нашей страны всегда являлась неотъемлемой частью мирового исторического процесса.

Учебные пособия включают большое количество рубрик с разнообразными видами задания. Благодаря удобной навигации можно быстро ориентироваться и находить нужную тему.

В учебнике для 10 класса почти треть материала, что существенно больше, чем ранее, посвящена Великой Отечественной войне. Отдельные параграфы отвели обороне Москвы, блокаде Ленинграда, Сталинградской и Курской битвам. Одиннадцатиклассникам рассказывается о событиях, связанных с Крымом и Севастополем, причинами и ходом СВО, вхождением в состав РФ новых регионов.

                                     Появится новый учебник по истории Якутии

Учебное пособие для  6-7 классов в рамках создания учебных пособий регионального содержания для 1-11 классов образовательных организаций. Оно призвано реализовывать основные принципы государственной политики в сфере образования, закреплённые  Федеральным законом «Об образовании в РФ», а также обеспечивать единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ.

  1. (слайд 5) Развитие воспитательного пространства образовательной организации  

Антон Семенович  Макаренко говорил «Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом» (слайд 5)

И эту среду в школах создают ШКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ, ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ, МЕДИАЦЕНТРЫ, КИНОКЛУБЫ, ШКОЛЬНЫЕ ХОРЫ, ТУРИСТИЧЕКИЕ КЛУБЫ, ЦДИ, ВПК, ШКОЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ КЛУБЫ, ОТРЯДЫ ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ, ОТРЯДЫ ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ, РОССИЙСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «Движение Первых», ПЕРВИЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ», ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ, ОТРЯДЫ ЮНАРМИИ

Нужно в школах реализовать Республиканскую Программу «Эркээйи эргиирэ»: создание среды саморазвития детей и молодежи, эта программа нужна для всех педагогов, разных предметов, обязательна для заместителей директоров по воспитательной работе. Тоже как раз в каждой школе должны были выделить хотя бы один час на реализацию этой программы.

  1. О чем будут говорить на «Разговорах о важном» (слайд 6)

В школах разработаны программы воспитательной работы с учетом плана деятельности советника, включая цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», проведение мероприятий «Дни единых действий». Всего на сегодня проведены 44 ДЕД.

- Каждый понедельник все российские школьники присутствуют на внеурочных занятиях «Разговоры о важном». С начала учебного года предложена новая рабочая программа и методические рекомендации для их проведения. Участникам проекта предоставлены структурированные методы для проведения занятий, материалы, которые учитывают региональные особенности. Особое внимание уделено региональному компоненту. Для этого редакция газеты Кэскил разработали свою программу «Дьоьуннаа5ы кэпсэтии», материалы доступны на сайте кэскил14.ру и в мобильном приложении «Саас».

- В рабочей программе на 2023–2024 учебный год запланировано 36 внеурочных занятий для развития ценностного отношения школьников к России, ее истории, природе и культуре.

                                              «Трудовое воспитание» (слайд 7)

В закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения. Из документа, в частности, исключен запрет привлекать школьников к труду без согласия родителей. Таким образом воспитание школьников будет включать в себя формирование у них трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. Учеников обязали поддерживать чистоту и порядок в своей школе, участвовать в общественно полезном труде. Ребят, согласно поправкам в закон, можно привлекать к труду, который не предусмотрен в образовательной программе, при соблюдении требований трудового законодательства. Особый упор в школах предполагается делать на формирование бытовых навыков, например, самообслуживания. Ожидается, что это поможет приучить ребят к поддержанию порядка там, где они находятся.

Разные виды работ адресуют согласно возрастной категории в федеральной программе воспитания, которая разработана Минпросвещения России. Предполагается, что дети будут заниматься только тем видом деятельности, который утвержден в программе. При этом в регионах и отдельных школах могут быть внесены коррективы в соответствии с особенностями территории. К тому же, из правил могут быть исключения: например, детей с заболеваниями могут освободить от противопоказанных им работ и заменить их такой деятельностью, которая подходит для их здоровья.

  1. Не забываем уже о сложившихся традициях: Гимн, поднятие флага.

(Слайд 8)

Каждый понедельник с 1 сентября 2022 года в школах начинается с поднятия флага и исполнения государственного гимна Российской Федерации классного часа «Разговоры о важном».

Штаб воспитательной работы.  Который у нас уже во всех школах. 

Цель Штаба - Создание целостной системы воспитания образовательного учреждения для реализации приоритетов воспитательной работы.

            Кстати ШВР должен возглавлять Советник директора .

  1. Орлята России (слайд 9)

Также под руководством советника директора по воспитанию обучающиеся школы принимают участие в программе развития социальной активности для младших школьников «Орлята России». Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

В течение года обучающиеся под руководством классных руководителей принимают участие в коллективных творческих делах разных направленностей в 7 треках.

В некоторых школах программу реализуют во всех начальных классах. Ребята с классными руководителями реализуют треки программы:

  • «Орлёнок – Эрудит»;
  • «Орлёнок – Доброволец»;
  • «Орлёнок – Мастер»;
  • «Орлёнок – Спортсмен»;
  • «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»;
  • «Орлёнок – Эколог»;
  • «Орлёнок – Лидер».

Обучающиеся снимают видеоролики о своей деятельности и принимают участия в отборе на региональную смену «Орлята России», которая пройдет на весенних и осенних каникулах 2023 года.  

  1. Навигаторы детства (слайд 10)

Навигаторы детства- это большая команда советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, которая смотрит на воспитание по новому и работают по зову сердца!

    Советники – это универсальные специалисты, одной из основных задач которых является реализация программ воспитательной работы. Они помогают сделать главный приоритет образования – воспитание – эффективнее и значимее.

  Многие коллеги сначала не понимали, кто такой советник и чем он будет заниматься в школе, но мы нашли поддержку со стороны директора и многих наших коллег. Они помогали в  начинаниях советника, поддерживали, и сейчас продолжают помогать.
       Мы работаем одной большой командой. Когда приходит новая концепция мероприятий, посвящённых определённой дате, вместе, разбираем каждый предложенный механизм участия, составляем график мероприятий, распределяем обязанности между учителями и классными руководителями.

               - всего в районе советников – 31

Из них- 30 женщин и 1 мужчина

 Акция «Талисман добра» СВО (слайд 11)

20 февраля стартовала Всероссийская акция «Талисман добра», в рамках которой дети при поддержке педагогов изготавливают талисманы  для военнослужащих Специальной военной операции (это обереги. Харысхал).

 К этой акции присоединились и многие школы нашей Республики, а также участвовали и в других акциях в поддержку участников СВО

Движение первых –  (слайд 12) 

Во всех районах созданы местные и первичные отделения РДДМ «Движение первых», на конец учебного года количество зарегистрированных на сайте РДДМ «Движение первых» составляет 13495 обучающихся по республике.

 Обучающиеся Республики и нашего района стали активней включаться в проекты Российского движения школьников, которое вошло в состав Российского движения детей и молодежи «Движение Первых», первичное отделение которых открылись на базе нескольких наших школ, в том числе первых в январе 2023 года.

  1. В 2024 году во всех школах должны появиться музеи и театры (слайд 13)

(как раз по музею у нас был приказ приказ до 15 мая)

- На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) насчитывается 302 школьных музея, 392 объединений по программам дополнительного образования детей.

- В 2022 году в 25 муниципальных образованиях, в 58 школах проведен капитальный ремонт, из них школьные музеи функционируют в 14 школах, в 28 школах имеются уголки и стенды, посвященные Победе, все они сохранены и обновлены в ходе ремонтных работ. После завершения ремонтных работ открыты 3 новых школьных музея и 13 уголков Победы.

- Я думаю, что нужно на районном уровне провести установочные семинары по подготовке документов на паспортизацию школьных музеев, музейных комнат и оформления музейных уголков. Многие музеи уже  включены во Всероссийский реестр школьных музеев. Утверждены сроки подачи документов и рассмотрение на республиканской комиссии по паспортизации музеев – сентябрь и ноябрь.

- Что касается школьных театров, сегодня это федеральное требование. У нас на сегодня по всей республике действуют 254 школьных театра в 27 муниципалитетах и городских округах, что составляет 40,2% от общего количества школ (632 школ). Проводятся семинары и мастер-классы по работе школьных театров. В сентябре также запланировано проведение курсов повышения квалификации для руководителей школьных театров и семинары по созданию школьных театров.

На августовском совещании выступал Андрей Саввич Борисов - министр культуры и духовного развития Республики Саха в 1990—2014 годах. Театральный режиссёр.

Так вот он как раз таки говорит, что легче открывать в школах музыкальные театры, нежели драматические. Но театры бывают разные, это уже на усмотрение школы и руководителя школьного театра.

                                                   

                                                Занятия по профориентации

Каждую неделю в российских школах станут проводиться занятия по профессиональной ориентации. Они запланированы в рамках единой модели профориентации. В образовательных организациях внедрят единую модель для этого – профориентационный минимум. В каждой школе будет выбран один из уровней реализации минимума: базовый, основной либо продвинутый. Например в одной из школ города Якутска учащиеся 6–11-х классов каждый четверг в рамках внеурочной деятельности будут посещать занятия по профориентации «Россия – мои горизонты». Педагогам даны методические рекомендации, в которых указаны 7 направлений реализации профориентационного минимума. Вообще в каждой школе должны быть выделены часы по профориентационной работе. Об этом во время составления УП напоминала Елена Ивановна Томская, что обязательно должны быть часы в учебном плане внеурочной работы и не только психолог должен этим заниматься.

                             Школьники будут изучать основы безопасности

Изменения в школьном образовании 2023 года повлияли и на курс ОБЖ. Учебную программу ОБЖ дополнят модулем о кибербезопасности. Школьники будут учить защищать свои личные данные, безопасно общаться в соцсетях, быть грамотными в киберпространстве. Кроме того, в курс ОБЖ для 10-11 классов в 2023 году войдут элементы начальной военной подготовки. Например в Хоринской школе во внеурочную деятельность выделили часы по «Начальной военной подготовки» с 5 по 11 классы, эти же руководители будут руководить Военно-патриотическим клубом, поэтому на ВПК мы отдельно часы не дали.

                                      Хорошая новость для хорошистов учебы

И приятные изменения — Кроме того, законом теперь предусмотрено, что окончившие школу с двумя четверками и остальными пятерками в аттестате будут удостоены медали «За особые успехи в учении» II степени (серебряная награда). Серебряная медаль будет давать определенные бонусы при поступлении в вузы.

Золотые и серебряные награды вручали школьникам еще в советское временя. Они были официально учреждены в 1945 году. В 2014 году серебряные медали вручать перестали, а награде высшей пробы дали другое название. Выпускников с отличием стали награждать почетным знаком «За особые успехи в учении».

               И конечно же Фестиваль «Саха лето с движением первых» (слайд 14)

Фестиваль проводился в рамках проведения Года Педагога и
Наставника в РФ, Года Труда в РС (Я), августовского совещания работников образования в РС
1.2. Фестиваль является площадкой для пропаганды и популяризации отдыха и оздоровления детей, совершенствования деятельности организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, независимо от их подчиненности и форм собственности, обобщения и распространения инновационного опыта в организации работы лагерей всех типов.
2.1. Фестиваль был организован по инициативе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), организаторами являются ГАУ ДО РС (Я) ЦОиОД «Сосновый бор», "Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне", Региональное отделение Общероссийского общественно-государственного движения- Российское движение детей и молодежи «Движение первых».
Фестиваль проводился 22 августа на площади Ленина. с Олекминского района нас было______ руководитель и наш куратор Наталья Анатольевна Кашкарева, в очном формате участвовали 3 школы, Токкинская, Тянская и Хоринская школа, так же почти  наши лагеря и стационарные и дневные участвовали  в конкурсах в заочном этапе. Мы участвовали на Выставке педагогического опыта лагерей-участников «Лето прошло на ура!» по трем направлениям из 12 направлений Российского движения детей и молодёжи «Движение первых»:
 Образование и знания «УЧИСЬ И ПОЗНАВАЙ!»;
 Наука и технологии «ДЕРЗАЙ И ОТКРЫВАЙ!»;
 Культура и искусство «СОЗДАВАЙ И ВДОХНОВЛЯЙ!»;
Так же участвовали в мастер-классах «Реальное лето» и в конкурсе программ лагерей. Было много участников в конкурсе лагерной песни, в конкурсе лучших организаторов детского трудового лагеря и детских трудовых бригад, в конкурсе категории Видеосюжет. В тех конкурсах которых нынче не участвовали, будем участвовать в следующем году ! Было очень интересно, позитивно, открыли для себя много нового, а так же поделились своим опытом работы!

Очень отрадно, что есть у нас есть достижения!

- Диплом Гран-При категории Видеосюжет в номинации «Помни и гордись» регионального проекта «Лето в Якутии 2023» получил Детский оздоровительный лагерь Росинка МБОУ ДОД «Районный детский центр».

-Грамоту за 2 место в республиканском конкурсе программ и методических кейсов получила Хоринская школа ЛДП «Чэчир».

- Грамоту за 3 место в республиканском конкурсе программ и методических кейсов получила Заречная общеобразовательная школа социальный проект «Школьное лето».

- Грамота так же получила Токкинская школа за активное участие и яркую презинтацию выставки педагогического опыта. Вообще Токко молодцы, так красочно, богато оформили выставку и мастер-классы интересные показали.

Конец

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи становления, образования и воспитания личности. Новизна представленного опыта в том, что работа по формированию социальных ценностей проводилась в системе, строилась с учетом особенностей детей и их семей. Воспитательный процесс был ориентирован на социальный заказ общества и дал возможность организовать тесное сотрудничество семьи и школы. В этой связи задачей первостепенной важности является формирование уважения к своему прошлому, привитие идей патриотизма и служения отечеству через семью.

Сегодня отмечается подъём роли патриотизма, он призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Мероприятия гражданско-патриотической направленности во всех уголках страны обретают государственную значимость. Подводя итог, хочется сказать, что педагоги должны использовать это время, сделать его более интересным, насыщенным в своей школе, в своём городе. Благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть прекрасная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России, способных противостоять таким губительным явлениям как алкоголь, наркомания, легко адаптироваться в самостоятельной жизни, а значит, стать конкурентоспособным ЧЕЛОВЕКОМ, достойным уважения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Патриотическое воспитание детей и подростков как основа нравственного воспитания".

Патриотическое воспитание детей и подростков, как основа нравственного воспитания....

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Выступление на педагогическом совете "Модель персонифицированной системы воспитания" Мониторинг в персонифицированной системе воспитания

Выступление на педагогическом совете"Модель персонифицированной системы воспитания"Мониторинг в персонифицированной системе воспитания...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Доклад "Нововведения в ОГЭ 2020 на основе ФГОС ООО"

Доклад на педагогическом совете школы посвящен изменениям в содержании КИМ по всем основным предметам, выносимым на ГИА....

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...