Плюсы тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью.
материал

Андреева Ольга Ивановна

Кто такой тьютор и какие плюсы сопровождения тьютора для обучающихся с инвалидностью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie._plyusy.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Плюсы тьюторского сопровождения обучающихся с инвалидностью.

Тьютор (от англ. Tutor) – специалист, который организует условия для успешной интеграции обучающегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду колледжа/техникума. Тьютор – это и помощник, и наставник, и посредник между преподавателем и обучающимся, между преподавателем и родителями.

В общественном сознании статус инвалидности до недавнего времени ассоциировался с медицинской изоляцией, неспособностью принимать участие в общественной жизни и неосуществимостью профессионального самоопределения людей данной категории.

Возможность получения профессионального образования для людей с проблемами здоровья заложена в образовательной политике государства, которая направлена на расширение возможностей людей с проблемами в развитии, создание условий для успешной социализации на основе преодоления их изоляции. Однако при получении профессионального образования в среднем специальном учебном заведении федеральные государственные образовательные стандарты являются обязательными не только для здоровых обучающихся, но и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Возникает противоречие между декларируемой доступностью профессионального образования и разными возможностями его получения. Поэтому важной становится проблема сопровождения и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в профессиональной образовательной организации, интеграции в общество, психолого-педагогической и социальной реабилитации обучающихся, их включение в общественно-полезную деятельность. Особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья реализуется в специализированной, смешанной, дистанционной и интегрированной формах.

Практическая деятельность тьютора востребует у него наличие качеств, способствующих установлению контактов и взаимодействию с совершенно разными людьми, терпение и понимание, хорошую ориентацию во многих вопросах самого учебного процесса.

Огромное значение для обучающихся с ограниченными возможностями имеет сопровождение тьютора. Это и внеаудиторная поддержка учебного процесса, нацеленная на оказание адресной поддержки учебного процесса, оказание помощи обучающимся в усвоении профессиональных знаний и навыков на уровне требований образовательной программы. Это проведение дополнительных индивидуальных занятий и консультаций с обучающимися по дисциплинам в рамках учебных программ. Помощь нацелена на усвоение текущего лекционного материала и оказание помощи в выполнении периодических домашних заданий. Такая помощь в обучении является необходимым элементом специальной образовательной программы в условиях интегрированного обучения инвалидов.

Важное место в реабилитационно-образовательном процессе занимает сохранение и укрепление психического здоровья, создание психологической безопасности и комфортной образовательной среды.

Я работаю тьютором в техникуме для инвалидов. Все обучающиеся разные, разные по способностям к учебе, разные по возможностям здоровья, разные по возрасту. Соответственно, и помощь им нужна разная. При инвалидности с ментальными нарушениями, последствиями черепно-мозговых травм и др. скорость и уровень восприятия материала снижается. Это надо учитывать при организации учебного процесса.

Есть обучающиеся, остро реагирующие на всякие неудачи в учебе, сильно переживающие перед контрольными и проверочными работами. Учеба для них - главное в жизни. Но не всё всегда получается. Поэтому у них сильные переживания, стрессы. Когда у них появилось тьюторское  сопровождение, они успокоились, стали улыбаться,  лучше стал усваиваться учебный материал, они стали лучше учиться. Не только помощь в учебе, но и просто знание того, что рядом есть тьютор, помогли в  повышении успеваемости по всем предметам, обучающиеся перестали нервничать, улучшилось самочувствие.

На спокойствие обучающихся влияет и то, что они знают, что я общаюсь с преподавателя и родителями, являюсь связующим звеном, всегда могу обсудить проблемы, которые их волнуют по учебе. Обучающиеся делятся со мной своими трудностями, неудачами или наоборот, успехами, достижениями. Бывает нужно просто поговорить.

Основной задачей сотрудников техникума является связь обучения с потребностями обучающихся, их социализация, создание условий для самореализации и в конечном итоге успешная интеграция в общество.

        Индивидуальный подход при усвоении сложного материала с неоднородным составом учащихся из-за их возможностей, является средством, которое позволяет обеспечить лучшее усвоение материала.

        Особенно нуждаются в индивидуальном подходе инвалиды детства, находившееся на домашнем обучении и не имеющие навыков общения в коллективе, инвалиды, давно закончившие учебные заведения и  имеющие пробелы в знаниях.

Во время обучения в техникуме и после обучения важным звеном является адаптация и интеграция инвалида в обществе путем его трудоустройства или дальнейшего обучения по программам более высокого профессионального уровня с учетом потребностей и  индивидуального выбора инвалида. Поэтому очень важно, чтобы этап обучения в техникуме был продуктивным, интересным, без проблем со здоровьем.

        Положительными моментами тьюторской помощи являются  успехи в учебе обучающихся, следовательно, повышается их мотивация к учебе, также снижается тревожность и беспокойство из-за неудач в учебе, потому что плохих оценок становится меньше, налицо прогресс в учебе, улучшается настроение.

         Большинство обучающихся – это молодые люди, поэтому  учеба для них очень важна. А когда с учебой всё нормально, то и учится хочется с радостью, возникает интерес к чему-то отличному от учебы, как - то искусство, архитектура, храмы, природа, театр и пр. Жизнь становится более красочной и многогранной.

         Я надеюсь, что профессия тьютор будет теперь всегда, ведь с  английского это - «наставник». С кем бы тьютор ни работал, его цель — поддерживать личность в учебном процессе. А ещё сделать так, чтобы интересы человека сочетались с эффективным обучением, и помочь обучающемуся найти собственный путь в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...

Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся

В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС

Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....

Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС

Статья на тему "Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС (расстройствами аутистического спектра)...

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...