Доклад: «Развитие социально-значимых ка-честв у обучающихся с РАС в процессе проектной деятельности на уроках профильного труда»
методическая разработка (10 класс)

Краевой семинар «Актуальные проблемы реализации обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».

Тема доклада: «Развитие социально-значимых качеств у обучающихся с РАС в процессе проектной деятельности на уроках профильного труда».

Докладчик: Савченко Мария Анатольевна, учитель профильного труда ГКОУ школы № 8 г. Лабинска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска

Краевой семинар «Актуальные проблемы реализации обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях

овременной образовательной среды».

Тема доклада:

«Развитие социально-значимых качеств у обучающихся с РАС в процессе проектной деятельности на уроках профильного труда»

Подготовила учитель

профильного труда

ГКОУ школы № 8

Г. Лабинска

2022-2023 учебный год.

Краевой семинар «Актуальные проблемы реализации обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современной образовательной среды».

Тема доклада: «Развитие социально-значимых качеств у обучающихся с РАС в процессе проектной деятельности на уроках профильного труда».

Докладчик: Савченко Мария Анатольевна, учитель профильного труда ГКОУ школы № 8 г. Лабинска.

Наша школа реализует образовательный процесс не только с детьми, имеющими умственную отсталость, но и с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, отягощенные умственной отсталостью, которые имеют более выраженные нарушения всех сторон психофизического развития.

На протяжении нескольких лет учащиеся старших классов реализуют социально-значимые проекты. Один из них- «Ландшафтный дизайн клумб» в рамках обучения по профилю «декоративное цветоводство и садоводство».

Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с РАС рекомендует применение новых способов образования, педагогических технологий, умения ставить задачи для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Поставленные задачи направлены на формирование самостоятельности личности, способности искать и применять знания, планировать действия и обдумывать решения, сотрудничать, быть открытыми для общения. Введение в образовательный процесс проектной и исследовательской деятельности обучающихся, является важным компонентом для успешной реализации поставленных целей. Проектная деятельность – это способ достижения дидактической цели, через детальную разработку проблемы. Это педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение знаний, умений и навыков. Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса и позволяет учиться значительно эффективнее.

Метод проектного обучения. Для того чтобы подвести учащихся с РАС к освоению системы понятий, предлагается метод проектного обучения. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии:

- выбор замысла и планирование деятельности по реализации проекта;

- консультирование учителя;

- защита проектов.

Таким образом, применение проектного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить учащегося с РАС к основным категориям и закономерностям с первых шагов обучения. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий.

В современной педагогике существует множество классификаций учебных проектов. Все они, применимы к детям с РАС. Независимо от того является проект групповым или индивидуальным, каждый из них имеет свои преимущества. Детям с РАС благодаря проектной деятельности предоставляется возможность приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации, и социализации. Важным критерием в реализации ученических проектов является применение детьми уже имеющихся знаний в новой ситуации. Роль учителя- организовать, направлять и создать максимальные условия для реализации проекта, спрогнозировать результат деятельности и процесс достижения.

Наша школа для детей с ОВЗ реализует как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, в урочной системе и во внеурочной деятельности. По характеру контактов наиболее распространены проекты индивидуальные и групповые, на уровне класса и школы.

Реализации проекта с детьми с РАС с интеллектуальными нарушениями, осуществляется по определенному алгоритму «учитель – ученик» и имеет ряд особенностей:

1. Конкретность ожидаемых результатов для обучающихся с РАС, предпочтительность описательных методов и исследования.

2. Использование готовых алгоритмов деятельности независимо от возраста обучающихся, повторяемость исследовательского процесса.

Постановка проблемы является отправной точкой в реализации проекта. Например, заявлена проблема «Создать красивую клумбу». Ученик с РАС не может сразу осмыслить и сформулировать проблему, в силу индивидуальных особенностей. С помощью наводящих вопросов учитель помогает ребенку понять суть проблемной ситуации. Основной задачей на данном этапе является не добиться от ученика грамотной формулировки проблемы (например, неговорящие дети, не владеющие альтернативными средствами коммуникации), а донести до уровня понимания, «почему» необходимо эту проблему решить.

Цель проекта: создание условий для построения образовательного пространства в ГКОУ, направленное на успешное развитие социально-значимых качеств и формирования интереса к школьному обучению у детей с РАС и ЗПР, посредством взаимодействия школа-ученик-родитель.

Задачи проекта:

- Индивидуализация образования и предоставления ребенку с расстройствами аутистического спектра возможностей для обучения в образовательном учреждении.

- Формирование оптимистического отношения ребенка к окружающему, обеспечение позитивного развития социально-значимых качеств учащихся.

- Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с расстройствами аутистического спектра и максимально всесторонне развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.

В проекте «Ландшафтный дизайн клумбы» поставлены три задачи: научиться различать растения по ряду признаков (размеры, высота, жизненная форма: травянистые растения, кустарники, деревья, продолжительность жизнедеятельности одно-двух- и многолетние растения, умение выполнить расчет посадочного материала для клумбы и чертеж будущей клумбы. Определение задач «что для этого надо сделать?». Часть говорящих детей с направляющей помощью учителя, могут порассуждать и составить последовательность необходимых действий. Для учащихся с РАС данный этап работы не доступен.

Обсуждение методов и форм работы с некоторыми учащимися, даже не владеющими речью, является доступным. «Как будем делать?» на этот вопрос обучающиеся дают варианты ответов из уже имеющегося опыта, а также выделяют факторы риска. Обучающиеся не владеющие активной речью могут составить последовательность выполнения действий из карточек, отобрать ряд необходимого инструментария из предложенного. Зачастую учитель сразу же предлагает и обсуждает перфокарту деятельности.

Подборка тем для проектов всегда опирается на учет зоны актуального и ближайшего развития учащегося с РАС, но результат каждого проекта должен быть еще и интересен. Педагог всегда акцентирует внимание на теме проекта и на конечном продукте деятельности. «Что получится?» Рассуждения на этот вопрос всегда помогает обучающемуся до конца осознать суть всей деятельности над проектом. В проекте «Ландшафтный дизайн клумбы», обсуждая ряд признаков растений (размеры, высота, жизненная форма: травянистые растения, кустарники, деревья, продолжительность жизнедеятельности одно-двух- и многолетние растения, дети научились не только различать растения, но и приобрели социальные навыки, такие как умение выполнить расчет посадочного материала для клумбы и чертеж будущей клумбы, как конечный результат проекта, позволил детям приобрести социальный опыт.

При реализации проекта учащийся с РАС проявляет наиболее активное участие в решении поставленной проблемы. Работа педагога важна на всех этапах проекта и является ведущей. Вовлечение обучающегося с РАС в проектную деятельность позволяет определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы.

Использование проектной деятельности в образовании детей с РАС процесс достаточно сложный. Но четко продуманная структура проекта, позволяет максимально эффективно информировать ребенка о социальной значимости проблемы.

Этапы работы над проектом:

I. Организационно - подготовительный этап

1. Изучение литературы по данной теме

II. Практический этап

  1. Определение размеров клумбы, расчет площади.
  2. Выполнение чертежа клумбы на листе формата А4 и А2.
  3. Подбор ассортимента растений. Расчет посадочного материала. Закупка семян.
  4. Посев семян однолетников. Выращивание рассады и уход за ней (полив, рыхление, прополка, подкормка).
  5. Подготовка цветочных клумб к посадке однолетников и двулетников.
  6. Высадка рассады в открытый грунт.

III. Заключительный этап

  1. Подведение итогов. Оформление проектов в папку.

Защита проектов.

Благоустройство территории школы – дело занятное, интересное и трудоемкое. Оформление цветочной клумбы – не только необходимость украсить школьный участок, но и способ для учащихся с РАС попробовать свои силы в качестве цветовода-озеленителя.

В процессе социально –значимого проекта учащиеся с РАС учатся определять размеры клумбы, отрабатывать приемы работы с линейкой и циркулем, выполнять простейшие чертежи клумб, выполнять расчёт посадочного материала с совместно с учителем. Одно из любимых — занятий- это выбор растений. На практическом этапе учащиеся с РАС принимают также активное участие в подготовке посевных ящиков к посеву, в выполнении посева однолетних и двулетних растений, в пикировке сеянцев и далее высадке готовой цветочной рассады в грунт.

Поставленная цель достигается, задачи социально-значимого проекта решаются полной мере. Проекты обучающихся очень интересны. Созданная школьная клумба радует своей красотой до самой осени.

Проектная деятельность способствует развитию социально-значимых качеств у учащихся с РАС, самоопределению учащихся - выпускников и выбору трудовой деятельности. Рассмотрим самоопределение обучающегося с РАС на примере выпуска 2022 года, выпускнику нашей школы помогли родители самоопределиться в выборе своей трудовой деятельности, применить в трудовой практике все полученные знания и умения. Родители выпускника закупили 1000 кустов плодово-ягодных кустарников, стали заниматься выращиванием малины на продажу, обеспечив этим занятость своего ребенка. Выпускник отличный помощник, старается везде и во всем помочь родителям в выращивании малины.

На момент выпуска у учащихся с РАС наблюдается положительная динамика освоения программы по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство». На протяжении всего учебного периода наблюдается общая положительная динамика развития социально-значимых качеств у учащихся с РАС, а также мотивационная готовность учащихся с РАС к дальнейшей трудовой деятельности.

Список использованных источников

  1. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
  2. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2011, №2.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. Изд.2-е. М.: Теревинф, 2008. - (Особый ребенок). - 224с.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  5. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 - 47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование проектной деятельности на уроках обслуживающего труда.

Планирование проектной деятельности обучающихся....

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

«Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».

Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология....

Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии

Информация об опытеУсловия возникновения опыта.     Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...

Статья " Развитие компетенций учащихся в процессе проектной деятельности на уроках русского языка, литературы, внеклассных мероприятиях"

Данная статья раскрываеет  поэтапность проектной деятельности на уроках литературы, русского языка, во внеклассной работе.  Акцентируется внимание на развитии учебных универсальных действий ...

Проектная деятельность на уроках сельскохозяйственного труда. Подготовка клумбы к посадке цветов

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся з...