Рабочая программа воспитания школы для детей с нарушением слуха
методическая разработка

Гришина Наталья Владимировна

Рабочая программа воспитания филиала КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска (далее - Школа) – документ, призванный помочь создать и реализовать систему воспитательной работы, направленную на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа определяет, каким образом педагоги Школы (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, воспитатель, педагог дополнительного образования и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_filialal_kgbou_altayskaya_no1.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа воспитания

филиала КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска

                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа воспитания филиала КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска (далее - Школа) – документ, призванный помочь создать и реализовать систему воспитательной работы, направленную на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Программа определяет, каким образом педагоги Школы (учитель, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, воспитатель, педагог дополнительного образования и т.п.) могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией.

В центре программы воспитания, в соответствии с ФГОС, находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовности обучающихся к саморазвитию; мотивации к познанию и обучению; формирование ценностных установок и социально-значимых качеств личности; организацию активного участия в социально-значимой деятельности.

Рабочая программа воспитания Школы содержит описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Разрабатывается для всех ступеней образования, т.е. имеет три модификации, каждая из которых состоит из двух частей:

1) единой для всех уровней общего образования части, включающей 4 основных раздела:

1. Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».

2. Раздел «Цель и задачи воспитания».

3. Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», состоящий из инвариативных и вариативных модулей».  

4. Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

         2) особенной для каждого уровня общего образования части, представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. В филиале КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска обучаются дети – инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, проживающих в г. Рубцовске и Рубцовским районе.  Воспитательный процесс организован в режиме школы «полного дня», направлен на создание воспитательной системы, обеспечивающей высокое качество образовательных услуг, отвечающих социальному заказу и ожиданиям участников образовательного процесса и способствующей успешной социализации, и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.  

 Педагогическая команда представлена классными руководителями, воспитателями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом. Руководство и контроль осуществляет заведующая учебной частью. Методическое сопровождение воспитательного процесса обеспечивает методическое объединение классных руководителей и воспитателей.

1.2. Принципы взаимодействия педагогов и обучающихся:

- ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей (класс, группа продленного дня, объединение дополнительного образования, рабочая группа, совет дела и т.д.), которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

1.3. Основные традиции воспитания в школе:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) мы формулировали общую цель воспитания:

2.1. Цель воспитания в филиале КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска – личностное развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проявляющееся:

1) в усвоении ими социально значимых                                                                                                                                                                        знаний - нравственных и моральных норм общества (приоритетное направление на уровне начального общего образования);

2) в развитии их социально значимых отношений - позитивных отношений к общественным ценностям (приоритетное направление на уровне основного общего образования);

3) в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел - соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (приоритетное направление на уровне среднего общего образования).  

2.1.1. Целевые приоритеты воспитания на уровне начального общего образования:

 создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2.1.2. Целевые приоритеты воспитания на уровне основного общего образования - создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

2.1.3. Целевые приоритеты воспитания на уровне среднего общего образования - создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. 

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

2.2. Основные задачи воспитания в филиале КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. организовывать для школьников экскурсии и реализовывать их воспитательный потенциал;
  7. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  8. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  9. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  10. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
  11. осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую, коррекционно-логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  12. реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках реализации инвариантных и вариативных модулей. Инвариантные модули являются обязательными, вариативные модули определены школой самостоятельно.

Инвариантные модули

3.1. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм:

На групповом уровне:

  • ообщешкольный родительский комитет и представительство родителей в Совете школы для участия в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • семейный клуб «Школа для родителей» предоставляющий повышение их психолого-педагогической культуры, путем приобретения психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров;
  • курсы жестового языка для родителей – возможность овладения родителями неслышащих обучающихся жестовой речью как средством общения, возможности доверительного обсуждения и т.д.
  •  классные родительские собрания, проводимые в форме гостиных, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • «День открытых дверей», во время которого родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • родительские чаты в социальных сетях при участии классного руководителя, на которых обсуждаются интересующие родителей организационные и пр. вопросы.  

На индивидуальном уровне:

  • индивидуальное консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам особенностей развития, возможностей, способах взаимодействия и совместного преодоления трудностей, возникающих в процессе воспитания   ребенка с ОВЗ;
  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель, воспитатель, организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с педагогами, преподающими в данном классе, дефектологом, работающим на классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями

На школьном уровне:

  • ддиагностика уровня сплоченности классного коллектива, осуществляемая педагогом-психологом (методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив?»)

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе:
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе: операция «Чистый класс», командообразующая игра «Правила нашего класса», «Психологический квест», «День именинника», «Час знакомства»;
  • работа с индивидуальными портфолио обучающихся.

Индивидуальная работа с обучающимися:

  • изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, учителем –дефектологом, работающим на классе,  а также (при необходимости) – со школьными педагогом –психологом и социальным педагогом. Ведение карт индивидуального развития обучающегося, проведение диагностики личностного развития ребенка;
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, учебного заведения СПО или ВПО и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с педагогами, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Школой определены следующие приоритетные направления курсов внеурочной деятельности: познавательная деятельность, художественное творчество, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных школьниками ее видов:

На внешкольном уровне:

 Участие в спортивных соревнованиях, конкурсах творчества различного уровня позволяет создать условия для осознания обучающимся своей социальной значимости, продемонстрировать личностные достижения.

Спортивно-оздоровительная деятельность: Спортивные состязания - кросс «Золотая осень», городские соревнования среди коррекционных школ города по таким видам спорта, как: легкая атлетика, шашки, настольный теннис, лыжи, волейбол, бадминтон и четырехборье.

Художественное творчество: творческие конкурсы (городские, краевые, всероссийские) – «Поверь в себя», «Ростки талантов», «Вместе», «Свет нашей души», дистанционные конкурсы и т.д.

Познавательная деятельность: участие в интеллектуальных викторинах и конкурсах «Родник знаний», «ПроекториЯ».

На школьном уровне:  

Школьная система дополнительного образования: формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Спортивно-оздоровительная деятельность: объединения дополнительного образования спортивной направленности: «Подвижные игры», «Мир спортивных игр», «Настольный теннис».

Художественное творчество: объединения дополнительного образования творческой направленности – «В творческой мастерской» (декоративно-прикладное творчество), «Огоньки» (хореография и жестовое исполнительство).

На уровне класса:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира:

- «Занимательная математика»;

- «Занимательная грамматика».

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие:

 - «Как хорошо уметь читать»

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

- Курсы формирования навыков жизнестойкости «Рост» -  вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- «Человек и профессия», «Современный подросток в мире профессий» - профессиональное самоопределение старшеклассников;

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

- «Школа доктора Здоровья».

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

- «Маленькая моя Родина», «Наш любимый край».

На индивидуальном уровне:

Подготовка обучающихся, осваивающих программы различных курсов внеурочной деятельности к участию в различных соревнованиях и конкурсах, как способа демонстрации своих достижений и возможностей, навыков командной работы. Формирование умения добиваться намеченного, сопереживать и поддерживать других, радоваться чужой победе.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;  
  • организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи (работа с «маленьким учителем»);
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
  • обеспечение коррекционной направленности урока: активизация познавательного интереса школьников к речи, повышение речевой активности, формирование коммуникативной функции речи, расширение словарного запаса, автоматизация произносительных навыков речи, закрепление навыков слухового восприятия неречевых и речевых звучаний.
  • проведение специальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи, позволяющих неслышащим школьникам наиболее полно использовать слух в жизни, способствующих совершенствованию социальной адаптации и развитию личности.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Участие в самоуправлении готовит детей к взрослой жизни. Поскольку учащимся с ограниченными возможностями здоровья младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление в условиях нашей школы трансформировалось в детско-взрослое самоуправление или соуправление, которое осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

  • через участие обучающихся в работе выборного Совета школы, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления Школы и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через работу Советов дела, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий и школьных мероприятий (соревнований, конкурсов, квестов, ключевых школьных дел, праздников, вечеров, акций и т.п.)
  • через проведение школьной линейки (один раз в четверть), на которой осуществляется совместное планирование действий, осуществляется награждение по итогам участия в различных конкурсах, производится совместный анализ ситуаций, принимаются коллегиальные решения.
  • Через деятельность школьных медиа:

- школьной газеты «Переменка», выпускаемой 1 раз в четверть и отражающей значимые события, происходящие в жизни школы.

На уровне классов:

  • через деятельность выборного по инициативе и предложениям обучающихся актива класса, представляющего интересы класса в общешкольных делах и призванного координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в культурные походы, на экскурсии.

На индивидуальном уровне: 

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

На внешкольном уровне:

  •  экскурсии на предприятия города (АО «Алтайвагон», АО «Мельник», ИП «Рассвет», АО «Хлебокомбинат», ИП «Багира»), дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
  • посещение профориентационных выставок «Лавка добра», дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах (АГУ, РМТ, и т.д.);

На классном уровне:

  • профориентационные классные часы, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего «Кем быть», «Моя будущая профессия», «Возможности глухого», «Учебные заведения России для людей с ОВЗ по слуху»;
  • профориентационные игры: сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Почта», «Автобус» и т.д. деловые игры «Мир профессий», квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, которые доступны для человека с нарушенным слухом о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов (trud22-first-step.ru), посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
  • участие во Всероссийских открытых уроках на сайте «ПроекториЯ»;
  •  ознакомление школьниками основ профессии в рамках курсов внеурочной деятельности «Все работы хороши-выбирай на вкус» и «Все работы хороши».

На индивидуальном уровне:

  • индивидуальные консультации, тестирование педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  • прохождение онлайн-тестирования на определение природных наклонностей.

Вариативные модули

3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Воспитательное пространство школы представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - обучающимися, педагогами, родителями. В школе обучаются дети – инвалиды по слуху, в связи с чем общее количество учеников в школе небольшое, не превышает 35 человек. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного, фактически семейного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, обучающихся и педагогов.

 Одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых, способствующих интенсификации их общения, формированию активности и ответственности за происходящее в школе и окружающем социуме.  Ключевые общешкольные дела – это главные традиционные общешкольные дела, которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Мы используем следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

«Онлайн студия «Палитра тишины» - проект социальной направленности АСОНКО «Лавка добра» при поддержке гранта Президента Российской Федерации. Творческая онлайн студия для детей с нарушением слуха в возрасте 8-16 лет. Мастер-классы позволят развить коммуникативные навыки ребёнка с нарушением слуха, способность к сотрудничеству со сверстниками через онлайн общение, адаптации их в обществе обычных детей, совместные занятия с родителями улучшат взаимоотношения в семье.

Спортивные мероприятия: кросс «Золотая осень», городские соревнования среди коррекционных школ города по таким видам спорта, как: легкая атлетика, шашки, настольный теннис, лыжи, волейбол, бадминтон и четырехборье.

«Красная гвоздика», «Непокорённые», «Окна Победы», «Бессмертный полк» - всероссийские акции, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

«Вместе», «Ростки талантов», «Поверь в себя», «Свет нашей души», «Сделаем мир добрее» - краевые творческие фестивали детей с ограниченными возможностями здоровья.

Декада инвалидов – комплекс мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, проводимых в период 1-10 декабря.

На школьном уровне:

Общешкольные традиционные праздники –ежегодно проводимые коллективные творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы- День знаний, День матери, осенний бал с выбором «Мисс Осень», День матери, Новый год, Рождественские посиделки, Международный женский день, День Победы, Масленица, праздник окончания учебного года.

«Гренада» - ежегодная разновозрастная летняя оздоровительная смена, включающая в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости.

«Прощание с Букварем» «Последний звонок в начальной школе» торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей.

«Школьный театр» ежегодное новогоднее театрализованное представление. Оно создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. Позволяет продемонстрировать навыки речевого общения.

«Смотр песни и строя» ежегодный военно-патриотический конкурс классных команд, представляющих различные рода войск.

«Общешкольная линейка» - мероприятие, проводимое один раз в четверть, позволяющее подвести итоги работы, наметить планы, осуществить награждение по итогам участия во внешкольных творческих и спортивных мероприятиях. Формирует школьный коллектив, ответственное отношение к общему делу, умение радоваться общим и индивидуальным успехам

«Речевая конференция» - общешкольное мероприятие, своеобразный  экзамен по технике речи.

Награждение (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

Утренняя гимнастика – динамическая пауза в первой половине дня, направленная на повышение общего жизненного тонуса и обеспечение тем самым, незамедлительного включения в повседневную деятельность, поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. 

Школьные трудовые операции «Чистый класс», «Субботник».

 «Школа для родителей» –организуемый в рамках школы комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы.

На уровне классов:

  • Создание советов дел в классах, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;  
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне: 

  • вовлечение по возможности каждого ученика в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

3.8 Модуль «Коррекционная работа»

Добавлен школой самостоятельно, т.к. коррекционная работа является обязательной частью образовательного процесса в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.  

Устная речь детей с нарушением слуха естественным способом не развивается, поэтому задача школы - создать единую слухоречевую среду, в условиях которой систематическая коррекционно–развивающая работа и воспитание связаны неразрывно.

91 % педагогов школы имеют дефектологическое образование, что позволяет успешно интегрировать коррекционную составляющую в воспитательный процесс на любом уровне, качественно улучшая условия взаимообщения, взаимопонимания, взаимодействия всех участников.

Для реализации данного модуля школа использует следующие формы работы:

На внешкольном уровне:

 «Мой врач» - взаимодействие с врачом-сурдологом (обследование обучающихся на поликлиническом аудиометре, определение степени потери слуха и врачом -психиатром (выявление отклонений в психическом развитии детей);

На школьном уровне:

           Психолого-педагогический консилиум – на основании анализа результатов психолого-педагогического обследования, мониторинга динамики развития, а также обследования слухоречевой функции ребенка-инвалида консилиум выдает обязательные к исполнению всеми педагогами, работающими с обучающимся рекомендации по организации личностно-ориентированного образовательного процесса;

 «Советы дефектолога», «Советы психолога» - информационно-просветительская деятельность специалистов школы в условиях школьного стенда;

«Речевая конференция» - общешкольное мероприятие- экзамен по технике речи в творческо-познавательной форме.

Классный уровень: 

Педагог, работающий на классе, в ходе реализации программы воспитательной работы постоянно обращает внимание на формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе новой слухозрительной основы восприятия устной речи, основываясь на профиле произношения класса и используя экран;

 формирует достаточно внятную, членораздельную речь, умение осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи;

 использует в речевом общении естественные невербальные средства коммуникации;

формирует навыки пользования слуховыми аппаратами;

создает условия для реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в различных видах учебной (фронтальные и музыкально-ритмические занятия) и внеурочной деятельности;

использует вспомогательные средства коммуникации – дактильную азбуку и жестовую речь.

На индивидуальном уровне:

использование на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения текстов воспитательной направленности;

организация на индивидуальных занятиях взаимодействия в парах и группах.

3.9. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа, совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой и видео информации – освещение наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, работы кружков и т.д.; Помимо этого, школьные медиа влияют на развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации обучающихся. «Видимая» информация в условиях работы школы для обучающихся с нарушенным слухом зачастую является единственным способом информационного восприятия. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На школьном уровне:

  • школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • школьная газета «Переменка» на страницах которой размещаются фотоматериалы, статьи, стихотворные произведения, рисунки, выполненные обучающимися школы и посвященные интересным событиям в жизни школы, края, страны. Газета выпускается 1 раз в четверть.

3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия.

На школьном уровне:

  • размещение выпусков школьной газеты «Переменка» с информацией и фотоотчетами об интересных событиях, происходящих в школе. о проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.;
  • оформление в актовом зале школы и в кабинете технологии сменяемых экспозиций: творческих работ школьников - участников кружка «В творческой мастерской», позволяющего им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящего их с работами друг друга;  
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оформление фотозон, оборудование во дворе спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха, участие в конкурсе «Формирование комфортной образовательной среды»;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  •  организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

На классном уровне:

  •  благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми.

На индивидуальном уровне:

  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

 3.11. Модуль «Экскурсии, походы»

Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у школьников самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживания, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Экскурсии, походы проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников соответствующих им заданий и обязательным составлением отчета по итогам мероприятия.

Воспитательные возможности экскурсий и походов реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:

На внешкольном уровне:

Экскурсии в музеи: краеведческий музей, музей полиции, медицинский музей, картинная галерея им. Тихонова.

Экскурсии на предприятия: экскурсия на АО «Алтайвагон», АО «Мельник» и т.д.

Культурные походы: посещение спектаклей в кукольном театре им. Брахмана, в городском драматическом театре.

Познавательные экскурсии: экскурсия в центральную пожарную часть, в планетарий, на станцию Скорой помощи.

На школьном уровне: походы одного дня.

На классном уровне: совместные выходы учеников класса, классного руководителя и родителей в каникулярное время, походы в планетарий, в зоопарк, пешие прогулки в парк.

На индивидуальном уровне: индивидуальные поисковые задания, выполняемые учениками совместно с родителями в рамках воспитательных программ, инициированных классными руководителями.  

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами школы.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;  

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Валидными методиками признаны:

 - Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника (М.И. Шилов);

- Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления, формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков (М.И. Шилов);

- Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников (М.И. Шилов).

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

Модули школьной

программы воспитания

Критерии  оценивания

Результативность

Общешкольные ключевые дела

Доля обучающихся – участников в общешкольных мероприятиях (праздники, конкурсы и пр.).

%

Доля обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов.

%

Доля обучающихся – участников и призеров конкурсов по разработке проектов.

%

Доля обучающихся – участников и призеров конкурсов творчества городского, окружного, краевого и международного уровней.

%

Доля участников и призеров спортивных соревнований.

%

Совместная деятельность классных руководителей и их классов

Сплоченность классных коллективов оценивается с помощью методик:

«Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

«Определение психологического климата группы» (А.Н. Лутошкин)

%

Внеурочная деятельность.

Экскурсии, походы, экспедиции.

Доля обучающихся, посещающих кружки и факультативы

- художественно-эстетического напрвления;

- спортивного направления;

- декоративно-прикладного направления;

- социально-бытового ориентирования

%

Доля воспитателей ГПД и педагогов ДО, реализующих собственные программы дополнительного образования.

%

Доля обучающихся, посещающих музей, выставочные залы, театры.

%

Школьные медиа. Предметно-эстетическая среда школы.

Доля учебных кабинетов, оснащенных компьютерным, мультимедийным оборудованием

%

Доля учебных кабинетов, подключенных к сети «Интернет»

%

Работа «Кабинета здоровья»

Да/нет

Предметно-эстетическая среда школы соответствует возрастным, физическим и психологическим особенностям обучающихся.

Да/нет

Личностно-развивающий потенциал школьных уроков

Доля обучающихся, успешно освоивших (на “4” и “5”) учебные программы, в том числе:

в начальной школе

в основной школе

в средней школе

%

%

%

Доля обучающихся, закончивших основную школу и получивших документ об образовании

%

Доля обучающихся, закончивших среднюю школу и получивших документ об образовании

%

Доля выпускников, освоивших образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью

%

Доля выпускников основной школы, продолживших обучение,

в том числе:

в общеобразовательном учреждении

в учреждении НПО

в другом ОУ

%

%

%

%

Доля выпускников средней школы, продолживших обучение,

в том числе:

в вузах

в учреждениях СПО

%

%

%

Соблюдение школьниками общепринятых норм и правил поведения на уроке

Есть/нет

Применение на уроках интерактивных форм работы (интеллектуальные игры, круглые столы и пр.)

Есть/нет

Организация шефства

Есть/нет

Исследовательская деятельность школьников на уроках

Есть/нет

Самоуправление

Совет школы

Родительский комитет

Совет старшеклассников

Есть/нет

Профориентационная работа школы

Количество мероприятий по профориетации, проведенных

классным руководителем

педагогом-психологом

соц. педагогом

Доля обучающихся, прошедших профориентационную диагностику

%

Количество консультаций для школьников и родителей по вопросам профориентации

Взаимодействие школы и семей школьников

Доля родителей, посещающих общешкольные собрания

%

Доля родителей, посещающих классные родительские собрания

%

Доля родителей, обратившихся за консультацией к специалистам школы

%

Доля родителей, участвующих в организации общешкольных мероприятий (подготовка школьных сценических костюмов, участие в мероприятии)

%

Количество печатных материалов для родителей, выпущенных специалистами школы (буклеты, оформление стендов, листовки, памятки):

- кл. руководители

-педагог-психолог

- соц. педагог

%

Количество материалов, опубликованных на сайте школы

%

Доля родителей с высоким уровнем удовлетворенности работой школы (методика «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения» Е.Н. Степанов)

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Методическая разработка и презентация к уроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха

Методическая разработка  и презентация куроку развития речи в 6 классе коррекционной школы для детей с нарушением слуха.Урок направлен на формирование грамматического строя речи слабослышащих уча...

Конспект урока по развитию речи в школе для детей с нарушенным слухом

Конспект урока по развитию речи в школе для детей с нарушенным слухом...

Физическое воспитание дошкольной группы детей с нарушеним слуха-ведущее средство пропаганды здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи­ческих условий, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Ка...

Особенности преподавания адаптивной физической культуры в младших и средних классах в коррекционной школе для детей с нарушением слуха и речи»

Данная     работа    посвящена    особенностям    физического    развития  слабослышащих    школьник...