"Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"
материал

Тюрина Марина Мовладиевна

Доклад на педагогическом совете "Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования

Тюрина Марина Мовладиевна – заместитель директора по УВР МБОУ гимназии № 1 города Кузнецка

В системе Российского образования идут изменения. Но какие бы реформы ни проходили, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации нововведений, поэтому он должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. Ведь от уровня профессионализма учителя зависит качество образования в современной школе.

Учитель находится в постоянном творческом поиске ответа на вопрос: «Как учить школьника?» Современному учителю недостаточно передавать своим ученикам готовые знания, давать установку на их освоение и применение. Самой первой задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, развитие его познавательных и творческих способностей. Для достижения этих целей учителю необходимо сформулировать их через учебную деятельность школьника и работать над организацией процесса обучения с целью достижения максимальных результатов. А постановка различных целей и предполагает использование различных методов и приёмов обучения. Но и не следует также забывать, что используемые формы преподавания должны варьироваться от возраста, уровня подготовленности учащихся, их интересов.

Понимая необходимость непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, администрация гимназии ставила и ставит цель создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности и повышения квалификации педагогических работников.

Какими компетенциями должен обладать современный учитель?

  • Hard Skills – набор профессиональных знаний и навыков;
  • Soft Skills – универсальные навыки;
  • IQ – интеллектуальный уровень, аналитические способности;
  • Digital Skills - знание универсальных, специальных программ, умение пользоваться ресурсами сети интернет и т.д.

Освоить данные компетенции учитель может через:

  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Участие в профессиональных конкурсах;
  • Участие в педсоветах, круглых столах, методических днях гимназии;
  • Самообразование;
  • Проведение открытых уроков, внеурочных мероприятий и мастер-классов;
  • Представление опыта через участие в НПК;
  • Работа в качестве экспертов ЕГЭ и ОГЭ,
  • Членство в жюри конкурсов, НПК, олимпиад.

Я более подробно раскрою Soft Skills – гибкие навыки. Из них я хочу выделить коммуникативность, креативность, клиентоориентированность, управление проектами.

Клиентоориентированность, другими словами социальный заказ - это заказ общества (если ŷже, то родителей) по отношению к системе образования в целом или к конкретному образовательному учреждению.

Перед нами стоит задача:

  • Родители, будущие работодатели хотят видеть креативную, гармонически развитую личность, свободно ориентирующуюся и в реалиях современного мира.

А для этого педагогу необходим постоянный профессиональный рост.

На ум приходят фраза королевы из книги «Алиса в Зазеркалье», что в Зазеркалье приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее.

То есть учитель должен быть в ногу со времени, а лучше на шаг впереди.

Что мы для этого делаем:

  1. На базе гимназии действуют следующие методические объединения: учителей начальных классов, естественно-научного и гуманитарного профилей.

Систематически проходят заседания методического совета гимназии, где рассматриваются вопросы учебной, методической и опытно-экспериментальной работы, обсуждается деятельность школьных методических объединений, проводятся методические дни.

В прошедшем учебном году педагоги познакомились с технологиями Agile и EduScrum. Это и есть управление проектами, что входит в Soft Shills.

Знакомство с данными технологиями проходило в несколько этапов.

Первый педсовет по данной теме состоялся в ноябре 2020 года, где мы ввели понятие «Технология Agile», рассказали ключевые моменты по внедрению данной технологии в образовательный процесс. В ходе педсовета педагоги смогли стать 5-классниками и побыть на уроке истории, освежив свои знания по теме «Первобытный человек».

По итогу первого педсовета были выбраны по одному представителю от каждого методического объединения, которые на протяжении второй и третьей четверти активно работали с технологией Agile на своих уроках. И вот, на весенних каникулах, они представили свои наработки.

Куклова Ксения Алексеевна (МО иностранных языков), Епифанова Ольга Алексеевна (МО начальных классов), Бадайкина Елена Владимировна (МО учителей естественно-научного цикла), Румянцева Любовь Валерьевна (МО гуманитарного цикла) поделились с коллегами своим опытом работы. Спикеры продемонстрировали не только свои наработки, но и вовлекли коллег в интерактив, через применения игровых приемов, которые можно использовать на различных этапах урока по Agile и EduScrum.

Педагоги гимназии № 1 – творческие и увлеченные учителя, стремящиеся узнавать и изучать новые тенденции в образовании, поэтому было решено разобрать технологию-Agile на заседаниях методических объединений более подробно, разработать маршрутные листы по своим предметам и продолжить работу над данной темой в новом учебном году.

  1. Учитывая лингвистическую направленность гимназии, основной упор ставится на немецкий язык.

Благодаря сотрудничеству с Немецким культурным центром им. Гёте, учителя немецкого языка в течение года проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах и мастер-классах. Учителя немецкого языка гимназии и города являются стипендиатами Немецкого культурного центра им. Гёте на поездку в Германию с целью участия в семинаре повышения квалификации для преподавателей немецкого языка: Давыдова О.В. в городе Берлин 2005, Бремен 2012, Берлин 2020, Куклова К.А. в городе Бремен 2020, Евсеева А.А.  в городе Бремен 2019, Глухова Ю.В.  Швебиш-Халль 2018

Так как мы являемся ресурсным центром Гёте-института по реализации проекта «Немецкий – первый второй иностранный», на базе гимназии обучающие семинары для учителей города:

  • 2018, 2019 «KINDERUNI: Детский онлайн-университет» Е.Пахмутова, О.Давыдова;
  • 2019 «Коммуникативные задания в обучении немецкому языку» О.Давыдова;
  • 2020 4 вебинара на тему «Как помочь обучающимся заговорить на иностранном языке» О.Давыдова;
  • 2020 Онлайн-тренинг по работе с Zoom  О.Давыдова;
  • 2021 «Активизация речемыслительной деятельности учащихся на уроках немецкого языка» О.Давыдова

Мы входим в число школ (6 школ) РФ, приглашённых к пилотированию и дальнейшему использованию курса «Немецкий язык для профессии и карьеры», разработанного Гёте-Институтом. Цель данного курса – формирование у обучающихся иноязычной компетенции в профессиональной сфере.

С 2017 года учителя гимназии вместе с учителями из других 10 регионов РФ принимают участие в пилотировании программы внеурочной деятельности «Лаборатория талантов».

С 2018 года 5 учителей разных школ города Кузнецка приняли участие в пилотировании программы в рамках проекта «Немецкий детский онлайн-университет».

Летом 2020 г.  педагогами гимназии был накоплен полезный опыт дистанционного проведения курса Kinderuni в рамках on-line лагеря.  

На протяжении пяти лет гимназия сотрудничает с центром «Мир» по международному обмену студентов при ПГУ, курирует подготовку и участие обучающихся в международном тестировании по немецкому и английскому языку, более 40 обучающихся ежегодно сдают молодёжные экзамены разного уровня Fit in Deutsch 1, 2, Goethe-Zertifikat B1, B2 и получают международные сертификаты.

В 2020 году заключен трехсторонний договор между Гёте-институтом, ПГУ и Управлением образования города Кузнецка   о дальнейшем сотрудничестве в сфере образовательной деятельности в рамках проекта «Kompetenz Deutsch». Ресурсным центром проекта является МБОУ гимназия №1 города Кузнецка.

Гимназия сотрудничает с центром «Мир» по международному обмену студентов при ПГУ, курирует подготовку и участие обучающихся в международном тестировании по немецкому, английскому языкам.

Результаты данного этапа работы:

  • Молодёжные обмены: 2016 – 2017 die Weiltalschule  Weilmünster (12 обучающихся), 2018 – 2019 die Freie Waldorfschule Crailsheim (12 обучающихся), 2019 – 2020  программа Gastschüler 2020 (3 обучающихся);
  • призовые места по немецкому и английскому языку  на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
  • 1 победитель и 5 призеров I Всероссийский конкурс на лучший поэтический перевод с английского, немецкого языков им. Е.Ю.Гениевой;

2 призера всероссийского Конкурс эссе-2020

  • Кафедра немецкой филологии Самарского университета;
  • Межрегиональная Олимпиада по немецкому языку, организованная кафедрой немецкой филологии Самарского университета – 2 победителя, 1 призёр;
  • Региональный конкурс для участников проекта «Немецкий язык для профессии и карьеры» - сборная команда обучающихся 9- классов гимназии  - призёры;
  • Успешная сдача языковых экзаменов обучающимися (уровень А1 – 26 ч., А2 – 17 ч., В1 – 7 ч.)

  1. Мы ведем активную работу с детьми через внеурочную деятельность.

Учителя начальной школы широко используют в работе материалы «Центра развития молодежи» города Екатеринбург, где они проходили курсы повышения квалификации.

CERM помогает педагогам модернизировать процесс обучения, превратив его в увлекательную игру, предоставить возможность учителям и школьникам учиться у лучших и интересных педагогов-новаторов.

Результаты участия детей в мероприятиях обрабатываются Системой Мониторинга Развития. Это инновационная разработка представляет собой инструмент, позволяющий отслеживать рост способностей ребёнка в течение всего образовательного процесса. Также успешно внедряется на практике курс внеурочной деятельности «Интеллектуальные витаминки».

  1. Под руководством наших учителей обучающиеся гимназии участвуют в конкурсах, олимпиадах, НПК. Об этом свидетельствуют результаты:
  • 4 победителя и 8 призеров муниципального этапа ВСОШ;
  • региональный этап конкурса «Умники и умницы Сурского края» - финалист;
  • областной конкурс на лучшую экскурсию по улицам Пензы – 3 место;
  • муниципальный этап XI Всероссийской интеллектуальной Олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» -– 1 победитель и 1 призер;
  • региональный этап XI Всероссийской интеллектуальной Олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы – проявляем способности» -– 1 победитель в номинации;
  • областной конкурс графического дизайна «ART_Design» - лауреат I степени;
  • Региональный этап Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» - Лауреат I степени;
  • конкурс технического моделирования для обучающихся начальных классов – 2 место;
  • муниципальный этап интеллектуальной игры «Креатив бой» - 1 место;
  • муниципальный этап игры «Что? Где? Когда?» - 3 результат;
  • интеллектуальная викторина «Зерно истины» - 3 место;
  • городской интеллектуальный марафон для обучающихся начальных классов – финалисты;
  • образовательная викторина «Победный путь 354-й Стрелковой дивизии» - финалисты.
  1. Иванов С.В. один из основоположников городской экологической школы «В гостях у природы», созданной при государственном заповеднике «Приволжская лесостепь», является руководителем выездных весенне-летних научных экспедиций и экологического лагеря в Кузнецком районе. Экологический лагерь с 2004 года переведён в статус областного. Обучающиеся гимназии вместе со своим научным руководителем ежегодно становятся победителями и призёрами региональных научно-практических конференции школьников.

Победа в конкурсах – это совместная работа обучающегося и учителя. Поэтому педагогам необходим постоянный профессиональный рост.

  1. Обучающиеся вовлечены и во внеклассную деятельность, организованную педагогами гимназии. Конкурс стихов на иностранном языке, инсценировки сказок Братьев Гримм, экологические сказки на английском языке, конкурс рождественских песен – эти и многие другие мероприятия стали ежегодными и любимыми среди наших учеников.
  2. Сотрудничество гимназии и НИУ Высшей школы экономики предполагает не только:

- организацию углубленного изучения профильных учебных предметов в рамках направлений обучения, определенных Положением о классе/группе НИУ ВШЭ;

- выявление и развитие мотивированных и одаренных школьников, помощь в их профессиональном самоопределении, оказание им дополнительных образовательных услуг,

- но и профессиональный рост учителя через посещение семинаров и вебинаров, проводимых ВШЭ и активное вовлечение учителя в подготовку обучающихся.

  1. Участие педагогов в семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах различных уровней - важнейшее средство повышения педагогического мастерства.

Участие в конкурсе - это своего рода остановка, взгляд на свою деятельность со стороны. У каждого педагогического работника появляется возможность показать, что он является современным учителем, использует современные образовательные технологии, обобщает и распространяет собственный педагогический опыт.

Всероссийский конкурс «Worldskills of Russia. Навыки мудрых», муниципальный и региональный конкурс «Учитель года», Педагогический олимп - это далеко не полный перечень мероприятий, в которых принимают участие педагоги нашей гимназии.

  1. Для повышения уровня професиионального педагоги гимназии используют веб-сервисы, где они могут получить быстрый доступ к актуальной информации, изучить и обсудить инновационный опыт, изучить сайты других учителей, а также поделиться опытом на своих сайтах или страничках на образовательных порталах.

Давыдова Оксана Владимировна, Бадайкина Елена Вячеславовна и Иванов Сергей Викторович имеют свои сайты.

Почти все остальные учителя имеют странички на образовательный портал, таких как nsportal и Infourok.

Но не только любопытство и жажда знаний приводит учителя к самообразованию. Проблема. Когда нам необходимо справиться с какой-то проблемой, мы начинаем искать решение. Так, дистанционное образование привело нас к новой ступени в самообразовании – это использование социальных сетей, мессенджеров и облачных сервисов.

Современные облачные сервисы открывают дополнительные возможности для обучения и общения, презентации и обсуждения работ. Мы активно использовали Google-класс для проведения своих уроков, создавали и загружали обучающие видео на YouTube, проводили уроки и планерки в сервисе Zoom.

  1. Учителю необходимо найти подход не только к ребенку, но и к его родителям. Увлечь всю семью в образовательный и воспитательный процесс. В гимназии проводятся спортивные мероприятия, а также творческие мастер-классы с участием родителей.

Но нельзя останавливаться на достигнутом. Проблемные зоны существуют, и вопросы профессионального развития педагогов по-прежнему актуальны. Это доказывает, что формирование профессионального педагогического корпуса, который соответствует запросам современного общества, является необходимым условием повышения качества образования.

Как ни странно, но главное в профессии учителя — постоянно развиваться и учиться самому. Развивайтесь сами и получайте от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

Тезисы доклада «Профессиональный рост педагога как условие повышения качества математического образования»

Только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика и только конкурентоспособный учитель способен вырастить конкурентоспособную личность....

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования

Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов.  Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные от...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Профессиональное развитие педагога – важнейшее условие повышения качества образования.

В последние годы профессиональный рост педагога стал одной из самых актуальных тем развития образования в нашей стране. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возр...