Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми – инвалидами
консультация

Светлакова Валентина Алексеевна

Консультация по вопросу коммуникации детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Использование средств альтернативной
и дополнительной коммуникации
в работе с детьми – инвалидами
»

 (Консультация)

Подготовила учитель высшей категории:

 Светлакова Валентина Алексеевна

ГБОУ школа-интернат №16

Пушкинского района,

г. Санкт-Петербург

2024 г.

«Использование средства альтернативной и дополнительной

 коммуникации в работе с детьми - инвалидами»

Коммуникация – это обмен информацией между собеседниками. 

Под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый участник отношений строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком. 

Существует три категории общения.

1. Экспрессивно – мимические средства общения – улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела. 

2.  Предметно  –  действенный  средства  общения:  локомоторные  и  предметные  движения, приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей. 

3. Речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики. 

Речь у детей возникает в том случае когда имеется эмоциональный контакт со взрослым  (он обуславливает желание ребёнка что – то сказать взрослому). 

При оценке ограничений детей с ТМНР мы отмечаем, что они испытывают затруднения во всех областях жизнедеятельности: 

  • не могут самостоятельно передвигаться, удерживать своё тело в сидячем положении;
  • имеют трудности с целевым использованием рук и постоянно нуждаются во внешней помощи при удовлетворении всех своих потребностей;
  • не могут объясняться с другими при помощи речи;
  • имеют существенные затруднения в восприятии, обработке и воспроизведении информации;
  • затрудняются по собственной инициативе вступать и поддерживать контакт с другими людьми;
  • не могут адекватно выражать эмоциональные состояния и вести себя в определённых ситуациях, демонстрируют деструктивные действия и др.

        Критерии, взятые за основу  педагогического обследования  детей с ТМНР, базируются на том,  что   основным  в  обучение  таких  детей  является  привитие  им  жизненных  умений навыков.  Поэтому  в  процессе  диагностики  педагог изучает  сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.

        Критерии, взятые за основу педагогического обследования детей с ТМНР, базируются на том, что основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики  педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.

Традиционно коммуникация делится на вербальную и невербальную. 

Альтернативная и дополнительная коммуникация – это общий термин, обозначающий все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие устную и письменную речь людей, которые  имеют  трудности  в  понимании  и/или  использовании  общепринятой  системы коммуникации.

Альтернативную коммуникацию можно рассматривать в разных аспектах:

  • как способ коммуникации, отличный от речи;
  • как  ряд  инструментов  и  стратегий,  использование  которых  решают  повседневные коммуникативные проблемы;
  • как метод коммуникации в дополнение к традиционным методам обучения устной и
    письменной речи в случае их нарушения;
  • как поддержка или замена устной и/или письменной речи и так далее.
  • поддерживающая коммуникация;
  • вспомогательная коммуникация;
  • дополнительная коммуникация;
  • тотальная коммуникация;
  • альтернативная  аугментативная  коммуникация.

Основные средства: вокализация, мимика, пантомимика, жесты, показ жестом или
взглядом.

Системы коммуникации: русский жестовый язык, Макатон, Сигналонг, жестовая речь Пагет Гормана. Главное преимущество  -   не требуют дополнительных  устройств и могут использоваться в любой момент, основной недостаток - не все  могут понимать такие системы.

Так же существует коммуникация с использованием дополнительных средств, например, коммуникативных книг и досок, компьютеров, синтезаторов голоса и др.

Можно выделить две группы таких средств: это низко технологичные устройства (коммуникативные книги, карты, карточки, визуальное расписание, рамки E-Tran) и высокотехнологичные устройства: компьютеры и планшеты со специальным программным обеспечением, технические устройства c разным набором озвучиваемых слов и т.д.

Визуальная поддержка – это вспомогательное средство коммуникации, позволяющее донести информацию до человека, имеющего трудности в понимании и использовании звучащей речи, а также средство, поддерживающее процессы внимания, памяти, мышления и др. человеку, испытывающему в этом сложности.

Лёб система – система вступления в коммуникацию с неговорящими умственно
отсталыми детьми. Она включает 60 символов (пиктограмм), разделенных на 10 тематических групп:

  • Общие знаки взаимопонимания.
  • Слова, обозначающие качества.
  • Сообщение о состоянии здоровья.
  • Посуда, продукты питания.
  • Предметы домашнего обихода.
  • Личная гигиена.
  • Игры и занятия.
  • Религия.
  • Чувства.
  • Работа и отдых

Система средств дополнительной коммуникации необходима в случае выраженной дефицитарности усной речи при необходимости невербальной поддержки.

«Дополнительная» указывает на то, что обучение альтернативным формам коммуникации несет в себе двойную цель: поддерживать развитие речи и обеспечивать альтернативную коммуникацию, если способность говорить так и не разовьется.

Выводы:

Язык и коммуникация являются основой любого социального взаимодействия,
но многие люди не могут использовать речь для полноценного общения.

Успешное социальное и эмоциональное развитие не возможно без свободной коммуникации. Ребенок должен быть способен выразить свои мысли, чувства и желания легко, быстро и ясно.

Коммуникация — это не только слова и речь. Коммуникация – основа жизни человека.
Успешное развитие не возможно без коммуникации. Об этом всегда нужно помнить.

Для чего же нужна коммуникация?  Коммуникация нужна, чтобы:

  • кому-то что-то сообщить,
  • на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
  • получить опыт.

Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дистанционных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности в работе с детьми-инвалидами

Использование материалов сайта Самарского института повышения квалификации работников образования "Центр дистанционного обучения" в работе с детьми с ОВЗ...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Обобщение опыта "Тема: «Использование интерактивных технологий на уроках английского языка. Технология модерации и активные методы обучения» в условиях работы с детьми-инвалидами на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ)»

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Дистанционное обу...

Инновационные практики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эта статья о том, какие методы помогают учителю  успешнее  работать на уроках русского языка и литературы  с теми детьми, которые имеют проблемы со здоровьем....