"Проектно-исследовательская деятельность" (10-11 классы)
рабочая программа (10, 11 класс)

Факультативный курс для 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_proekt.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  «Средняя общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

 

Утверждена

приказом МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

от _______ №___

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Индивидуальный проект»

для 10 -11 класса на 2022-2027 годы

Составитель:

Л.А.Пешкова учитель обществознания,

права, экономики

г. Великий Устюг

Пояснительная записка

Нормативное правовое обеспечение по разработке и реализации рабочих программ (ФГОС СОО):

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з);

Письмо Департамента образования Вологодской области от 10.01.2017 № ИХ.20-0036/17  «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации рабочих программ по учебным предметам, курсам при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

– об истории науки;

– о новейших разработках в области науки и технологий;

– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

Обучающийся сможет:

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Личностные результаты.

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Метапредметные.

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Логические общеучебные умения и навыки

- Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.

- Выявление различий при сравнении объектов.

- Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).

- Классификация объектов множества по некоторому основанию.

Подведение объектов под известные понятия.

- Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.

-Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.

- Определение причинно-следственной зависимости.

- Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).

- Приведение контрпримеров для неверных утверждений.

- Формулирование выводов по результатам анализа.

- Формулирование утверждения в форме условного предложения.

- Формулирование утверждения, обратного данному.

- Формулирование утверждения, противоположного данному.

- Формулирование гипотезы.

- Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.

- Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.

- Моделирование и построение эскизов будущего проекта.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу

- Четкое и правильное осознание цели своей работы.

- Составление плана своей работы (достижения цели).

- Разработка режима дня.

- Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.

- Контроль за правильностью результата работы.

-Оценка правильности выполнения задания.

- Самооценка уровня овладения учебным материалом.

Умение работы с текстом

- Постановка вопросов к прочитанному тексту.

- Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.

- Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.

- Разбивка текста на смысловые части.

- Составление плана текста.

Информационно-библиографические умения и навыки

-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.

- Нахождение в учебнике ответов к задачам.

- Умение пользоваться терминологическими словарями

- Умение пользоваться каталогами библиотеки.

- Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.

Культура устной и письменной речи

- Выступление с докладом на заданную тему

- Рецензирование текста или выступления.

- Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.

- Описание рисунка или картины.

- Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.

- Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.

- Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.

- Написание отзыва на прочитанный текст.

Индивидуальный проект/исследование является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект/исследование покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.

По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект/исследование – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

Учащиеся учатся самостоятельно:

-определять и формулировать задачу;

-планировать свою работу;

-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);

-искать необходимую информацию;

-применять коммуникативные способности;

-организовывать работу других людей;

-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;

-выступать с докладом;

-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата


Содержание предмета курса

Культура исследования и проектирования 

Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно. Учимся анализировать проекты. Выдвижение идеи как формирование будущего. 120 лет на службе стране: проект П.А. Столыпина. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живем. Волонтерские проекты и сообщества. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного солнца». Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.

Самоопределение 

Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы Образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию. Знакомимся с проектными движениями. Обоснование актуальности темы проекта или исследования.

Замысел проекта

Понятие «проблема и позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проектов. Поиск недостающей информации.

Условия реализации проекта

Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации проекта. Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Модели управления проектами

Трудности реализации проекта

Переход от замысла к реализации проекта. Риски проекта. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».  Сравнение  проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениванием проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Оценка начального этапа исследования

Дополнительные возможности улучшения  проекта

Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеоролика в продвижении проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

Презентация и защита проекта

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников.

Рефлексия

Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности.


Тематическое планирование 10-11 классы

Тема (раздела), урока

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

10 класс

Культура исследования и проектирования

22

Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно

2

Групповая (анализ проектов)

Единый реестр «ЦОР»

Учимся анализировать проекты

2

Выдвижение идеи как формирование будущего

2

120 лет на службе стране: проект П.А. Столыпина

2

Парная (работа с источником)

Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности

2

Индивидуальная

Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живем

2

Волонтерские проекты и сообщества

2

Парная (работа с источником)

Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного солнца»

2

Парная (работа с источником)

Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов

2

Парная (работа с источником)

Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

2

Индивидуальная

Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования

2

Самоопределение 

16

Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Единый реестр «ЦОР»

Создаем элементы Образа будущего проекта

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Формируем отношение к проблемам

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Формируем отношение к проблемам

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Знакомимся с проектными движениями

2

Групповая (анализ информации)

Знакомимся с проектными движениями

2

Групповая (анализ информации)

Обоснование актуальности темы проекта или исследования

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Обоснование актуальности темы проекта или исследования

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Замысел проекта

22

Понятие «проблема и позиция»

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Единый реестр «ЦОР»

Понятие «проблема и позиция»

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Формулирование цели проекта

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Целеполагание и постановка задач.

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Прогнозирование результатов проекта

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Роль акции в реализации проектов

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Ресурсы и бюджет проектов

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Ресурсы и бюджет проектов

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Поиск недостающей информации

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Поиск недостающей информации

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Поиск недостающей информации

2

Индивидуальная (работа над проектом)

Условия реализации проекта

8

Планирование по пути к реализации проекта

2

Парная (работа с источником)

Единый реестр «ЦОР»

Источники финансирования проекта

2

Парная (работа с источником)

Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника

2

Парная (работа с источником)

Модели управления проектами

2

Парная (работа с источником)

11 класс

Трудности реализации проекта

12

1

Переход от замысла к реализации проекта

1

Парная (работа с источником)

Единый реестр «ЦОР»

2

Переход от замысла к реализации проекта

1

Парная (работа с источником)

3

Риски проекта

1

Парная (работа с источником)

4

Риски проекта

1

Парная (работа с источником)

5

Риски проекта

1

Парная (работа с источником)

6

Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика»

1

Групповая (анализ информации)

7

Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».

1

Групповая (анализ информации)

8

Сравнение  проектных замыслов

1

Групповая (анализ информации)

9

Сравнение  проектных замыслов

1

10

Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

1

Групповая (анализ информации)

11

Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

1

12

Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

1

Групповая (анализ информации)

Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ

5

13

Позиция эксперта

1

Групповая

Единый реестр «ЦОР»

14

Критерии анализа и оценивания проектной работы

1

Групповая

15

Критерии анализа и оценивания проектной работы

1

16

Критерии анализа и оценивания проектной работы

1

17

Оцениванием проекты сверстников

1

Групповая

Дополнительные возможности улучшения  проекта

5

18

Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов

1

Парная (работа с источником)

19

Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов

1

20

Использование видеоролика в продвижении проекта

1

Парная (работа с источником)

21

Использование видеоролика в продвижении проекта

1

22

Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

1

Индивидуальная (работа над проектом)

Презентация и защита проекта

6

23

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

Единый реестр «ЦОР»

24

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

25

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

26

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

27

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

28

Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников

1

Индивидуальная (работа над проектом)

Рефлексия

6

29-34

Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности

6

Индивидуальная (работа над проектом)

Единый реестр «ЦОР»

Итого за 10-11 класс

102

Список литературы

Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.

Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы/ под ред. А.В. Леонтовича. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)

Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Положение о проведении городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 3 – 6 классов и конференции «Young Explorers» -2015

В Положении представлены организационно-методические условия проведения конкурса проектно- исследовательских работ учащихся 3-6 классов по предмету "английский язык" и конференции ....

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»

Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»

 Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...