АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
статья

Шишкина Татьяна Александровна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shishkina_t._a._statya_1.docx63.84 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.1.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Шишкина Татьяна Александровна

Башкирский государственный педагогический

 университет им. М. Акмуллы

г. Уфа, Россия

e-mail: miss.tane4ka87@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается вопрос обеспечения процесса формирования финансово-экономической грамотности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательной школе. Также Проводится анализ научно-исследовательских публикаций, представленных в электронной библиотеке по данной тематике, по средствам общего библиометрического анализа, который подразумевает собой подсчет и анализ общего количества публикаций. Автор показал динамику публикаций по теме направлению «Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью». В статье выделены актуальные и востребованные темы для научных исследований. Однако тема «Формирование финансово-экономической грамотности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью» не входит в этот перечень.  

Ключевые слова: финансово-экономическая грамотность, процесс обучения, научно-методическое обеспечение, дети с интеллектуальными нарушениями.

TOPICAL ISSUES OF THE FORMATION OF FINANCIAL AND ECONOMIC LITERACY AMONG STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Shishkina Tatiana Alexandrovna

Bashkir State Pedagogical

University named after M. Akmulla

Ufa, Russia

e-mail: miss.tane4ka87@mail.ru

Annotation. The article raises the issue of ensuring the process of formation of financial and economic literacy among students with intellectual disabilities in a secondary school. Also, the analysis of research publications presented in the electronic library on this topic is carried out by means of a general bibliometric analysis, which involves the calculation and analysis of the total number of publications. The author showed the dynamics of publications on the topic "Education of children with intellectual disabilities". The article highlights topical and popular topics for scientific research. However, the topic "Formation of financial and economic literacy among students with intellectual disabilities" is not included in this list.

Keywords: financial and economic literacy, learning process, scientific and methodological support, children with intellectual disabilities.

Введение. Рассматривая обучение детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо особое внимание уделить формированию основ финансово-экономической грамотности. Для профессионального и личного будущего этих детей необходимо обучить их прогнозировать расходы и доходы, планировать и анализировать свой и семейный бюджет, пользоваться банковскими продуктами и услугами. Следовательно, формирование финансово-экономической грамотности определяется особо важным вопросом по социально-бытовой ориентировке детей с интеллектуальными нарушениями, которые после окончания обучения школы вступают во взрослую жизнь наравне с нормотипичными школьниками. Они также будут вступать в экономические взаимоотношения, как в профессиональной, так и в бытовой сфере.

Привитие школьникам с интеллектуальной недостаточностью основ экономической грамотности в школе является одним из основных факторов их социализации и интеграции в обществе. Таким образом, вопрос финансово-экономического развития детей с интеллектуальными нарушениями имеет федеральное государственное значение. В связи с тем, что общая экономическая грамотность населения Российской Федерации является важнейшим условием развития экономики страны, в целом, и увеличения финансового потенциала отдельных домашних хозяйств, а также роста качества жизни граждан страны, в частности.

Другим аспектом исследования вопроса формирования финансово-экономической грамотности школьников с интеллектуальной недостаточностью является его анализ со стороны образовательно-педагогической деятельности. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) особое внимание уделяется социально-бытовой ориентировке обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Следовательно, с утверждением нового образовательного стандарта обновляются и методы, и средства, и технологии, которые применяются в образовательном процессе. Данная статья поднимает вопрос анализа научно-методического обеспечения формирования финансово-экономической грамотности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Несмотря на то, что уже есть накопленный положительный опыт в программно-методическом обеспечении именно экономической части изучаемого вопроса, вопросу финансовой грамотности обучающихся с интеллектуальными нарушениями уделяется недостаточное внимание. Образовательное поле, которое сформировано на сегодняшний день, не позволяет должным образом рассматривать категории по вопросу финансово-экономического развития детей с интеллектуальными нарушениями, а также формировать у детей способности ориентироваться в сфере экономики и финансов, регулярно и выгодно взаимодействовать с финансовыми институтами. На данный момент в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью происходят изменения. Представляется, что хорошим решением является введение специальной практико-ориентированной дисциплины по основам финансово-экономической грамотности для детей с интеллектуальными нарушениями.

Необходимо отметить, что обучение по любой дисциплине, в том числе и по основам финансово-экономической грамотности, детей с интеллектуальными нарушениями сопряжено с особенностями их психофизиологического развития, нехваткой практического опыта в распределении своего бюджета. Важно также, что обучение должно проходить в специально организованной среде  с использованием специально отобранных методов и средств обучения, с учетом образовательных потребностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Целью исследования данной статьи является анализ научно-исследовательской базы по формированию финансово-экономической грамотности у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Методика и организация исследования. В данной статье метод исследования определен библиометрическим анализом научных статей, которые объединены общим вопросом: «обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в общеобразовательном процессе».

Библиометрические методы делятся на специальные, комбинированные и общие. В данной исследовательской работе применен общий библиометрический анализ, который подразумевает собой подсчет общего количества публикаций, а также метод сленгов, который показывает частоту употребления определенных терминов и категорий.

Нами был составлен определенный план проведения исследования. Он состоит из трех этапов.

Во-первых, определение электронной библиотеки, где будет происходить поиск научно-исследовательских публикаций. Нами была определена электронная библиотека для студентов – eLIBRARY.ru. Она является основной российской информационной площадкой для публикаций в области науки, образования, медицины, психологии, современных технологий и др. После регистрации в данной площадке возможно в удалённом формате ознакомиться с полным текстом научных исследований и статей.

Число примененных цитирований было определено как единица библиометрического анализа. Поиск был проведен по названия статей, ключевым словам и авторам.

Во-вторых, предварительная обработка данных, которая подразумевает собой группировку статей в рамках одной тематики, составление списка популярных тем научно-исследовательских публикаций.

В-третьих, проведение анализа и сравнения итоговых результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Стратегия выбора и поиска научно-исследовательских публикаций в электронной библиотеке eLIBRARY.ru определена в виде выборки с запросом, которая называется, как Select fetching. В таблице 1 представили данную стратегию.

Таблица 1. Стратегия выборки

Параметр

Значение

Что искать

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью

Где искать

В названии публикации, в ключевых словах, в аннотации

Тип публикации

Научные статьи, обзорные статьи, статьи с данными тезисы конференций

Параметры

Искать с учетом морфологии

Результатом поиска в рамках вопроса статьи стало 18443 публикаций (на 28.06.2023) (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика публикаций

Изучаемые периоды

Тип статьи (количество публикаций)

Тематика публикаций

2005-2015

2016-2023

Обзорные статьи (1058)

Научные статьи (12365)

Статьи с данными (579)

Другое (4174)

Статьи по теме формирование финансово-экономического обучения детей с интеллектуальными нарушениями (156)

Психолого-педагогическое обеспечение обучения детей с интеллектуальными нарушениями;

Особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями;

Социализация детей с интеллектуальными нарушениями в ОО;

Работа с родителями детей с интеллектуальными нарушениями;

Формирование социально-бытовых ориентировок детей с интеллектуальными нарушениями

По результатам выборки определено, что одним из распространенных типов научных публикаций по вопросу обучения детей с интеллектуальными нарушениями стали научные статьи, которые составляли 67% из общего числа публикаций, обзорные статьи – 5%, статьи с данными – 3%, другое – 23%, статьи по теме формирование финансово-экономического обучения детей с интеллектуальными нарушениями – 0,8%. Данное процентное соотношение наглядно представлено ниже в виде диаграммы (рис.1).

Рис. 1. Типы публикаций НЭБ eLIBRARY.ru по применению цифровых технологий в образовании (в %)

Для выявления точных результатов исследования был заявлен период времени. Представляется, что проведённый анализ публикаций последних четырех лет покажет динамику публикаций по данному вопросу. Итак, проведенный анализ в период с 2020 по 2023 гг. показал, что количество научно-исследовательских работ растет, а согласно рисунку 2 еще можно определить, что амплитуда научных статей намного выше, чем у других типов активности:

   Рис. 2. Динамическая картина роста публикаций в период с 2020 по 2023 гг.

По анализу представленного графика на рисунке 2 наглядно видно, что общее количество публикаций по вопросу обучения детей с интеллектуальными нарушениями, несомненно, активно растет.

Необходимо выделить, что количество публикаций по теме «Формирование финансово-экономической грамотности детей с интеллектуальной недостаточностью в рамках социально-бытовой ориентировки» растет, но данная тема не так популярна среди других.

Из этого делаем вывод о том, что нами был проведен анализ по научно-исследовательским работам: было выявлено процентное соотношение и определена динамика научных публикаций.

Итак, по всем публикациям за 2022 год выделены наиболее популярные и востребованные тематические направления: «Современные и нетрадиционные формы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью», «Инклюзивное обучение детей с интеллектуальной недостаточностью», «Особенности психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением интеллекта на педагогической практике», «Использование цифровых технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью», «Социально-бытовая ориентировка детей с интеллектуальными нарушениями» и др.

Тем самым, проведенный анализ публикаций в электронной библиотеке eLIBRARY.ru по запросу «Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» отображает сущность и характер тематики научных статей и общие тенденции развития актуальности вопроса обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Выводы

Таким образом, в ходе проведения исследования в рамках данной статьи был проведен библиометрический обзор научно-исследовательских публикаций на площадке электронной библиотеки eLIBRARY.ru. Нами был определен период публикаций с 2005 по настоящее время. Было также проведено подробное аналитическое исследование по подобранным публикациям за определенный период.

Исследуемый вопрос «Формирование финансово-экономической грамотности школьников с интеллектуальной недостаточностью» является актуальным на сегодняшний день, однако мало кто занимается исследованием данного аспекта образовательной деятельности. Он остается открытым, т. к. полученные результаты данного исследования показали, что процент научных публикаций по выбранной теме согласно общему количеству публикаций по обучению детей с интеллектуальной недостаточностью не достигает даже 1%.

Литература

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя /В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2006. – 115 с.

2. Гладкая В. В. Методика проведения уроков по предмету «Социально-бытовая ориентировка» во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 6 – С. 26-35.

3. Забелич Д. Н. Состояние сформированности жизненных компетенций детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как основа планирования коррекционной работы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 5. – С. 23-28.

4. Сафронова Е. М. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и в норме: общее и различие // Коррекционная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 6-11.

5. Щербакова А.М. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида // Дефектология. – 2001. – № 3. – С.19-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Игровые технологии, в работе логопеда, как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Один из видов личностных результатов - это введение обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом,  овладение  социально-бытовыми  умениями, испо...

Формирование коммуникативной функции речи обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Несформированность коммуникативных умений у обучающихся  приводит к неудачам в общении со сверстниками и взрослыми.  Снижение потребности в общении,  негативно отражается на формировани...

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Формирование базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью посредством участия во внеклассных мероприятиях.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта предполагают формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями  базовых учебных действий (далее БУД), функциями которы...