Портрет выпускника основной школы
статья

Кириллова Оксана Васильевна

Каким должен быть выпускник основной школы? Он должен обладать определенными качествами. Чтобы их  сформировать, необходимо искать эффективные методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portret_vypusknika_osnovnoy_shkoly.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет выпускника основной школы

Каким должен быть выпускник основной школы? Портрет выпускника основной школы описан в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.         Обратимся к этому портрету. В соответствии с ним выпускник 9 класса – это человек,

 любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

 осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

 активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

 умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

 социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

 уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

 осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

 ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Где, как и при каких обстоятельствах мы можем помочь ребенку сформировать эти качества?

Я согласна с Бернардом Шоу, который говорил: «Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность». Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения.

Я уже неоднократно рассказывала об уроках-мастерских, интеллектуальных играх, играх-занятиях в Фонтанном Доме, различных проектах, тематических экскурсиях, посещении театра, предметных неделях. Все это, без сомнения, способствует становлению   тех личностных характеристик, из которых складывается портрет выпускника основной, а затем и средней школы. Остановлюсь на 2 примерах из моей практики.

С ребятами моего класса мы начали посещение театра с детских спектаклей в 5 классе. В конце 9 класса были готовы прочувствовать «Дракона» Шварца, «Дорогую Елену Сергеевну» Разумовской. В 10 классе с удовольствием посмотрели спектакли: «Портрет Дориана Грея» Уайльда, пьесы Островского, Шекспира, «Идиот» Достоевского. Завершили сезон открытием для себя замечательного театра «Мастерская» на Народной улице, посмотрев «Записки юного врача» Булгакова. И еще много интересного впереди, в 11 классе.

Нельзя стать всесторонне развитой личностью, не читая книг. Не секрет, что дети сейчас читают все меньше и меньше. Выход из этого тупика я вижу в том, что нужно искать способы стимулирования чтения. Этому способствуют тематические экскурсии, например, по литературным местам Петербурга и его окрестностей. В 1 полугодии 10 класса мы посетили музей-квартиру Достоевского, еще не зная творчество писателя. Мы познакомились с талантливым экскурсоводом, Наталией  Викторовной, которая сразу поняла, что роман «Преступление и наказание» прочитали только 2 человека. Словами «Я завидую Вам в том, что вы еще не читали романа» она подтолкнула еще нескольких ребят прочитать роман. Во 2 полугодии она предложила посетить пешеходную экскурсию «По следам Раскольникова".

В самом петербургском романе «Преступление и наказание» Достоевский «зашифровал» конкретные названия улиц, площадей, мостов и «поселил» придуманных литературных героев в районе Сенной площади. Ребята прошли по маршруту Раскольникова, отправившегося «на дело», считали   его шаги, заходили в Дом старухи-процентщицы, во дворы- колодцы . И отвечали на все вопросы экскурсовода по роману. («У Оксаны Васильевны, наверное, есть пыточная камера, в которой она заставляет вас читать!» - удивилась экскурсовод.). Роман прочитали уже МНОГИЕ!

Таким образом, подобная работа помогает детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться творчески мыслить, сопереживать, искренне и увлеченно работать, что положительно влияет на мотивацию учебной деятельности, результативность учебного процесса и становление личности  .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по информатике и ИКТ для оценки качества подготовки выпускников основной школы

Представлено 6 вариантов итоговых тестов по оценке качества подготовки выпускников основной школы. Каждый вариант содержит по 24 вопроса, с помощью которых учитель может проверить качество усвоения ма...

Статья: «Организация повторения в 9 классе при подготовке к итоговой (государственной) аттестации выпускников основной школы по математике в новой форме»

Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ГИА) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя, в его системности. ...

Родительское собрание "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?" 9кл

Родительское собрание "Как помочь выпускнику основной школы выбрать профиль обучения?"9 кл....

Проект "Оценка достижений выпускников основной школы по математике"

Проект по курсу  "Оценка достижений выпускников основной школы по математике", Решение уравнений...

презентация "Организация профориентационной работы с выпускниками основной школы"

Самостоятельный выбор профессии- это "второе"рождение человека, поскольку от того ,насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей,удовл...

ФГОС портрет выпускника начальной школы

Портрет выпускника начальной школы...

Портрет выпускника нашей школы

педагогическая видиоконференция...