Требования к реализации профориентационного курса «Билет в Будущее» в школе для детей с ЗПР»
материал (9 класс)

Требования к реализации профориентационного курса

«Билет в Будущее» в школе для детей с ЗПР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_realizatsii_proforientatsionnogo_kursa.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 609

Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

        

Доклад социального педагога

на методическом объединении

«Внедрение дополнительных требований к работе педагогов и психологов для сопровождения образовательного процесса в связи с вступлением в силу обновленных ФГОС.
Профессиональное развитие специалистов в области психолого-педагогического сопровождения»

на тему:

«Требования к реализации профориентационного курса

«Билет в Будущее» в школе для детей с ЗПР»

Составила:

Мирошкина А.М.,

социальный педагог

Санкт-Петербург

2023 год

Введение

Одним из важнейших звеньев работы социального педагога является осуществление профориентационной работы, которая в свою очередь, выступает как средство социализации учащихся ГБОУ школы №609 для детей с ЗПР. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.

В ГБОУ школе №609  для детей с ОВЗ подготовка детей к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в коррекционной школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного выбора профессии данной категории подростком профориентационная работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.

Следовательно, выбранная нами тема является актуальной, а направления профессиональной деятельности служат реализации основных целей коррекционного воспитания и обучения.

Цель работы: реализация Всероссийского проекта «Билет в Будущее» в школе для детей с ОВЗ ЗПР.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

Проанализировать литературу по проблеме организации профориентационной работы учащихся с ОВЗ.

Изучить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ.

Изучить нормативно-правовую базу курса «Билет в Будущее».

1.1 Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

В настоящее время 13,3 миллионов детей проживающих в Российской Федерации относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном образовании), соответствующим их образовательным возможностям.

Понятие «Дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Умственно отсталые дети – разнородная по своему составу группа. В нее входят дети, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т.е. до становления речи. Поражение может быть результатом воспалительного заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

Трудовая деятельность имеет огромное значение в плане коррекции недостатков психики, свойственных умственно отсталым школьникам.

Обучение труду и профессиональная подготовка учащихся специальной школы направлена на устранение нарушений познавательной деятельности, развитие личности и социальную адаптацию в целом.

Ученики ГБОУ школы №609 недостаточно критичны к результатам своей деятельности: им трудно соотнести полученное изделие с образцом, оценить реальную значимость своей работы. Успешность их трудовой деятельности критичны к результатам своей деятельности, так же как и нормально развивающихся детей, во многом зависит от их работоспособности. У умственно отсталых учащихся она ниже, чем у учеников массовой общеобразовательной школы, соответственно и ниже результат их труда.

Большинство же умственно отсталых школьников достигают значительной самостоятельности в труде. По мере обучения и развития умственно отсталых школьников мотивы их деятельности становятся более дифференцированными, длительными, действенными.

Проблему развития направленности личности следует рассматривать с позиции формирования системы относительно постоянных, доминирующих мотивов поведения, устойчивых профессиональных интересов, самооценки, положительного отношения к трудовой деятельности.

1.2 Организация профориентационной работы, как средство
социализации учащихся с ОВЗ.

Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которого является система профессионального образования и профессиональной адаптации. Профессиональная ориентация детей решает одну из важнейших задач социализации личности - задачу ее профессионального самоопределения. Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества в целом.

На современном этапе развития общества возросшие требования производства к уровню профессиональной подготовленности кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации учащихся ГБОУ школы №609  для детей с ОВЗ, особенно учеников 9-х классов, поскольку профессиональные намерения у значительной части школьников не соответствуют их способностям и возможностям.

Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Научно-теоретическую основу профессионального определения человека разрабатывает наука психология труда, которая изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов трудового обучения и от психологических качеств учащихся.

Профориентация - определенная система мероприятий, направленная на наиболее эффективное решение проблемы соответствия человека и профессии, специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников, система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей и своих способностей.

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии детьми с ограниченными возможностями здоровья исключительно важным представляется решение вопроса диагностики способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от вопросов воспитания и обучения, так и от природных задатков.

В процессе обучения с детей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной и профадаптационной работы:

учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;

поддержка со стороны педагогов;

знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;

информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

Современный подход к профессиональной ориентации учащихся подразумевает совместную работу следующих социальных институтов: школа, центры занятости и центры профориентации молодежи, дома творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, средства массовой информации. Учитывая разнообразие организаций, включенных в эту работу, необходима ее грамотная координация. В настоящее время в качестве такого координатора выступает школа.

Работа по профессиональной ориентации в школе включает в себя проведение следующих мероприятий:

классные часы по профориентации. Учащиеся знакомятся с различными видами профессиональной деятельности, знакомятся с рабочими местами и требованиями к различным профессиям;

трудовые декады. Отражают подготовку учащихся по школьной программе трудового обучения, развивают интерес к предмету, мышление, пространственное воображение, ответственность, помогают определиться в будущей профессии;

эстетические беседы. Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовых занятий способствует развитию их художественного вкуса и творческих способностей. Задача учителя, раскрывая красоту труда, подвести учеников к восприятию прекрасного в окружающей жизни, предметов быта, поведению и отношению друг к другу. Необходимое условие – высокий уровень общей культуры труда учащихся и, в частности, высокое качество изделий, которые они изготавливают;

экскурсии в средне-специальные учебные заведения;

информирование школьников о состоянии и перспективах рынка труда, требованиях, предъявляемых получаемой профессией, к человеку;

формирование ответственного отношения к планированию профессиональной карьеры за счет расширения знаний о мире многообразия профессионального труда.

В процессе проведения профориентационной работы педагог одновременно ведет и работу по профессиональной адаптации детей. Для успешной адаптации в профессии, рабочем коллективе необходимы следующие умения:

умение осознавать требования к полученной профессии;

умение устанавливать межличностные отношения в коллективе;

умение принимать и соблюдать правила поведения в коллективе;

умение общения и достойного поведения с коллегами.

В заключении еще раз хочется подчеркнуть необходимость целенаправленной профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья как одного из приоритетных направлений трудового обучения. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. Систематически проводимая в этом направлении работа, несомненно, принесет свои положительные результаты.

1.3. Особенности реализации Всероссийского профориентационного курса «Билет в Будущее».

Особенностью проекта в 2023 году является: реализация мероприятия в рамках курса внеурочной деятельности по профориентации «Билет в будущее» объемом не менее 24 часов; обучением педагогов-навигаторов на курсах повышения квалификации «Организационно-методическое обеспечение профориентационной деятельности педагога-навигатора в рамках реализации Всероссийского проекта «Билет в будущее»; сопровождение в проекте не более 120 школьников.

В рамках Проекта задачи формирования готовности к профессиональному самоопределению реализуются через сочетание следующих основных подходов:

- мотивационно-активизирующий подход: привлечение внимания обучающегося к теме профориентации, пробуждение у него интереса к процессу выбора индивидуальной образовательно-профессиональной траектории, проблематизация темы профессионального будущего (и жизненного будущего в целом), подготовка основы для развития внутренней мотивации к построению своей индивидуальной образовательно-профессиональной траектории с опорой на собственную активность в исследовании вопросов, интересующих обучающегося. Активное использование данного подхода актуально на протяжении всего периода профессионального самоопределения;

- информационно-обучающий подход: помощь обучающемуся в ориентации в мире современных профессий, информирование о рынке труда и отраслях экономики, проработка заблуждений и мифов, связанных как с конкретными профессиональными областями, так и с логикой получения профессионального образования и связью между образованием и дальнейшим трудоустройством - что создает основу карьерной грамотности;

- практико-ориентированный подход: разработка специальных мер, позволяющих обучающемуся установить связь между получаемыми теоретическими знаниями и теми текущими и будущими практическими действиями, которые необходимы для освоения выбранной специальности; решение реальных практических кейсов от работодателей; разработка и реализация собственной индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; участие в профессиональных пробах и др.;

- диагностико-консультативный подход: помощь обучающемуся при выстраивании картины себя как будущего профессионала путем исследования своих психологических особенностей (в сравнении со сверстниками), ресурсов и дефицитов, сильных сторон и зон роста, исходных знаний, интересов и профессиональных склонностей. Проведение диагностики с использованием специально разработанных и апробированных современных инструментов, а также консультирование по вопросам профессионального самоопределения являются важными задачами на протяжении всего процесса работы с обучающимися разных возрастных групп, что позволяет не только выявить исходный уровень сформированности ГПС, но и отследить ее изменения.

К принципам реализации Проекта относятся:

- системность. Использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в формате, активизирующем профессиональное самоопределение. Некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат для вовлечения максимального количества обучающихся;

- систематичность. Проект реализуется в течение нескольких лет, и все участники могут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Обучающийся получает обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые отвечают его особенностям, запросам и уровню ГПС;

- доступность. Любой обучающийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) может воспользоваться профориентационной помощью. Для лиц с ОВЗ предусмотрены адаптированные методики и мероприятия. Каждый обратившийся может получить обратную связь с рекомендациями;

- межведомственность. Создание эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств (Министерство труда и социальной защиты, Министерство науки и высшего образования, Министерство просвещения, Министерство экономического развития, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и т.д.) и общих скоординированных усилий - что исключает возможность управленческого и содержательного дублирования.

Проект «Билет в будущее» помогает лучше ориентироваться в мире профессий, а также трендах развития профессий будущего, осознанно подойти к выбору своего профессионального пути; помогает раскрыть твои возможности; формирует готовность к профессиональному самоопределению; поддерживает в построении маршрута к твоей профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Реализация требований ФГОС средствами УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе»

Реализация требований ФГОС по средствам УМК «Английский в фокусе» в средней школе УМК «Английский в фокусе» для 5-9 классов отвечает всем основным требованиям ФГОС. Данная пред...

Профориентационная работа. "Билет в будущее в нашей школе"

Профориентационная работа. "Билет в будущее в нашей школе"  (WORLDSKILLS RUSSIA)...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается вопрос профоориентации в МКОУ "Специальная школа № 80". Делимся опытом своей работы....

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...