Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
рабочая программа

Татьяна Викторовна Савицкая

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_horeograficheskoe_tvorchestvo.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Общие положения.        
  2. Требования    к    результатам    освоения    дополнительной предпрофессионалъной общеобразовательной программы.
  3. Документы,   определяющие   содержание   и   организацию образовательного процесса.

3.1. Календарный учебный график.

3.2. Учебный план.

3.3. Программы учебных предметов обязательной и  вариативной части учебного плана ФГТ

  1. Ресурсное обеспечение дополнительной предпрофессиональной  общеобразовательной программы.
  2. Требования   к   условиям   реализации  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.

5.1. Порядок    приема    детей    в    образовательное         учреждение.

5.2. Требования к кадровому обеспечению.        

5.3. Методы  и средства  организации в реализации образовательного процесса.

5.4. Требования  и  рекомендации  к  организации  и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной  и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.

Приложение 1        

Приложение 2.        

Приложение 3.

1. Общие положения.

1.1.   Определение.

        Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа (ДПОП) в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» является системой учебно-методических документов, сформированной на основе федеральных государственных требований (ФГТ) к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства по данной специальности и рекомендуемой в части:

  • компетентностной характеристики выпускника;
  • содержания и организации образовательного процесса;
  • ресурсного обеспечения реализации ДПОП;
  • итоговой аттестации выпускников.

1.2.     Цель разработки дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы
«Хореографическое творчество»

Целью разработки дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы является методическое обеспечение реализации ФГТ по данной специальности.

1.3.  Характеристика дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы
«Хореографическое творчество»

По данной специальности реализуется дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа, освоение которой позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить свидетельство об освоении указанной программы, дающее право поступить в профессиональное среднее специальное учебное заведение на соответствующую специальность.

Нормативный срок освоения ДПОП «Хореографическое творчество» 5 (6) лет общая трудоемкость в часах: 2547,5(3019),  8 (9) лет  общая трудоемкость в часах: 3555 (4026,5).

2. Требования к результатам освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.

На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать:

1. В области хореографического творчества:

  • выполнять, не теряя методически грамотного и технически виртуозного исполнения движения у станка и на середине зала, в соответствии с программными требованиями;
  • предельно достоверно и образно передавать национальный характер танцев, используя артистические и эмоциональные приемы и навыки в парных танцах, сольных партиях, в массовых этюдах;
  • учитывая степень  сложности правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций.

2. В области музыкального исполнительства:

- знаниями характерных  особенностей музыкальных жанров и основных

стилистических направлений;

- знаниями музыкальной терминологии;

  • умениями самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умениями создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-        умениями самостоятельно преодолевать технические трудности при
разучивании несложного музыкального произведения;

-        навыками чтения с листа несложных музыкальных произведений;

  • навыками подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыками публичных выступлений.

3. В области теории и истории музыки:

 -знаниями музыкальной грамоты;

-        знаниями основных этапов жизненного и творческого пути
отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими
музыкальных произведений;

-        первичными знаниями в области строения классических музыкальных
форм;

-        умениями использовать полученные теоретические знания при
исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

-        умениями осмысливать музыкальные произведения, события путем
изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;

-        навыками восприятия элементов музыкального языка;

-        сформированными вокально-интонационными навыками ладового
чувства;

  • навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

3. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.

3.1.   Календарный учебный график.

Календарный учебный график должен соответствовать положениям ФГТ и содержанию учебного плана в части соблюдения продолжительности учебного года, промежуточных и итоговой аттестаций, каникулярного времени.

(Приложение 1)

3.2.    Примерный учебный план.

Примерный учебный план, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную и вариативную части, перечень предметов, последовательность изучения. При формировании вариативной части учебного плана учебное заведение руководствуется целями и задачами ФГТ, а также знаниями и умениями выпускника, указанными в ФГТ.

 (Приложение 2)

3.3.    Программы учебных предметов обязательной и вариативной части учебного плана ФГТ

 (Приложение 3)

4. Ресурсное обеспечение дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.

Дополнительная предпрофессиональная        общеобразовательная программа обеспечивает учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

Самостоятельная работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио-и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный  фонд образовательного  учреждения укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующим требованиям программы «Хореографическое творчество». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области «Теория и история музыки» обеспечивается каждый обучающийся.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Для реализации программы «Хореографическое творчество» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;

-  библиотеку;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку);

- учебные аудитории      для      групповых,      мелкогрупповых      и индивидуальных занятий;

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «История хореографического искусства», «Музыкальная литература (зарубежная, отечественная)», оснащаются фортепиано, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

5. Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.

5.1.   Порядок приема детей в образовательное учреждение.

При приеме на обучение по программе «Хореографическое творчество» образовательное, учреждение (ОУ) проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Правила приема, организация приема, сроки и процедура проведения отбора детей, подача и рассмотрение апелляций, порядок зачисления детей в ОУ регламентируются Положением о правилах приема и порядка отбора детей. В ОУ создаются приемная комиссия, комиссия по отбору детей, апелляционная комиссия. Составы данных комиссий утверждаются руководителем ОУ.

Отбор детей проводится в формах прослушиваний, просмотров, устных ответов, позволяющих определить наличие музыкальных способностей. Формы проведения отбора детей устанавливаются ОУ самостоятельно с учетом ФГТ.

Для поступающих на данную ДПОП проводится проверка основных музыкальных способностей: слух, память, ритм.

Для проверки слуха используются следующие задания:

- повторение голосом звука, спетого экзаменатором или сыгранного на фортепиано;

- определение количества сыгранных звуков;

-определение звуковысотности двух или нескольких сыгранных подряд звуков.

Для проверки памяти и ритма используются следующие задания:

  • повторение ребенком ритмических формул,  задаваемых экзаменатором, отрывков несложных мелодий;

- чтение стихотворения или исполнение детской песенки, выученных к экзамену.

5.2. Требования к кадровому обеспечению.

Реализация дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Хореографическое творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 30 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ДПОП.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением дополнительных профессиональных образовательных программ (курсы повышения квалификации) в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один раз в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности. К формам повышения квалификации преподавателей могут также относиться:

-  присуждение государственной премии;

-  присвоение почетного звания;

-  присуждение ученой степени;

-  присуждение ученого звания;

- получение звания лауреата международного или всероссийского конкурса

Педагогические  работники должны осуществлять творческую и методическую работу, проводить обучение учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных требований, содействовать развитию личности, талантов и способностей учащихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

Педагогические  работники должны оценивать эффективность обучения предмету  обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение подученных навыков, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Педагогические работники осуществляют контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

Педагогические работники участвуют в работе отделений методических объединений, семинаров, в деятельности педагогического и методического советов  образовательного учреждения. Разрабатывают рабочие программы учебных предметов' по своей специальности  и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся. Несут ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

К методической работе преподавателей могут приравниваться следующие формы творческой деятельности, которые публично представлены или опубликованы:

-    новая сольная концертная программа музыканта-исполнителя;

-   участие в качестве артиста оркестра или ансамбля в новой концертной программе оркестра или ансамбля;

- создание переложений, аранжировок и других форм обработки музыкальных произведений.

Оценку творческой деятельности преподавателя осуществляет совет образовательного учреждения, результаты этой оценки утверждаются руководителем учебного заведения.

Образовательное учреждение должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими ОП в области музыкального искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Хореографическое творчество», использования передовых педагогических технологий.

5.3. Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.

Образовательное учреждение использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:

а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку:

- контрольные уроки;

- практические занятия индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по предметам предметной области «Теория и история музыки»;

- самостоятельная работа учащихся;

- консультации;

-  различные четвертные (триместровые) и годовые формы контроля теоретических знаний (контрольные работы, зачеты, экзамены и др.);

б) методы и средства, направленные на практическую подготовку:

- контрольные уроки;

- практические занятия индивидуальные и групповые;

-  академические концерты;

-  итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов по учебным предметам: классический танец, народно-сценический танец, история хореографического искусства.

5.4. Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.

Оценка качества реализации программы «Хореографическое творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, академические концерты, устные опросы, письменные работы, тестирование,  прослушивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие (триместр) учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов в учебном году.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся в выпускном классе по окончании учебного года рекомендуется по данным предметам применять в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании ФГТ «Хореографическое творчество»

ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля      успеваемости      обучающихся.      Для      аттестации

обучающихся создаются фонды оценочных средств включающие типовые

задания, контрольные работы,    тесты   и   методы   контроля,   позволяющие оценить приобретенные знания умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.

При разработке фондов оценочных средств для контроля качества изучения предметов должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями и навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к продолжению профессионального образования.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ФГТ «Хореографическое творчество», соответствовать целям и задачам ДПОП «Хореографическое творчество» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.

С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций (согласно учебному плану) по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.

По окончании полугодий (триместра) учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти (триместра).

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

-качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками ДПОП «Хореографическое творчество» в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации ДПОП.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ «Хореографическое творчество»

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

1) классический танец;

2) народно-сценический танец;

3) история хореографического искусства.

Экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров, устный ответ по истории хореографического искусства.

По   итогам   выпускного   экзамена   выставляется   оценка   «отлично»,

«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения ДПОП «Хореографическое творчество» на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.

Требования к выпускным экзаменам, формы, организация (создание экзаменационных и апелляционных комиссий), сроки, процедура и порядок проведения итоговой аттестации определяются ОУ самостоятельно и регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области хореографического искусства.

ОУ разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с ФГТ «Хореографическое творчество». Для организации и проведения итоговой аттестации в образовательном учреждении ежегодно создаются экзаменационные и апелляционные комиссии. По результатам проведения итоговой аттестации экзаменационные комиссии разрабатывают рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса в ОУ.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценическихиплощадках;

- умение исполнять на сцене классический танец, произведения

учебного хореографического репертуара;

- умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

- навыки музыкально-пластического интонирования;

- навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыки публичных выступлений.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано".Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03 "Концертмейстерский класс"

программа по учебному предмету "Концертмейстерский класс" разработана для учащихся фортепианного отделения ДШИ и ДМШ с учетом федеральных государственных требований....

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...