Дополнительная воспитательная программа по виду спорта «Лыжные гонки и биатлон»
рабочая программа

Зубенко Виктория Анатольевна

Дополнительная общеразвивающая программа по футболу (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность (формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого обучающегося).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_vospitaniyu.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Гагаринская спортивная школа»

Утверждаю: __________ Лысодед В.Д.

Директор МБУ ГСШ

10 января 2023 год

Дополнительная воспитательная программа по виду спорта «Лыжные гонки и биатлон»

Направленность: физкультурно-спортивная

Срок реализации: 2 года

Составитель

тренер-преподаватель: Зубенко В.Н.

г. Гагарин 2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа по футболу (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность (формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого обучающегося).

Программа составлена на основании Федерального закона от № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от ), Федерального закона от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Профессионального стандарта педагог дополнительного образования детей и взрослых (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. N 298н), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от г. №41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Распоряжения Правительства Российской Федерации от г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национального проекта «Образование» утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года, включающем федеральные проекты: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», Письма Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», Устава МБУ "ГСШ", Образовательной программы МБУ «ГСШ», типовой тренировочной программы спортивной подготовки для спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Актуальность программы определяется необходимостью расширения средств физического воспитания детей и подростков с целью укрепления здоровья, развития интереса к занятиям физической культурой и спортом, удовлетворения потребностей в двигательной активности, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля обучающихся, выявления одаренных детей.

Программа направлена на:

- содействие улучшению здоровья обучающихся и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность;

- приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни;

- воспитание навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни;

- преодоление проблемы гиподинамии обучающихся.

Адресат программы. Дополнительная образовательная Программа реализуется для детей посещающих отделение «Лыжные гонки и биатлон» МБУ «ГСШ». Зачисляются желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и лыжами, не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду деятельности.

Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года подготовки юных лыжников объемом 18 часов, 1 час в месяц, 1 год.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель воспитательной работы: формирование гармонично развитой личности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

- создание условий для успешного развития и совершенствования умственных и

физических качеств, развитие творческих способностей каждого воспитанника;

- формирование патриотических чувств, морально – этических и волевых качеств

детей;

- совершенствование навыков здорового образа жизни;

- профилактика правонарушений;

- создание ситуации успеха для каждого юного спортсмена.

Планирование воспитательной работы. Эффективность воспитательной работы с юными спортсменами во многом зависит от четкости ее планирования, от умения тренера ставить на каждом этапе педагогического процесса конкретные воспитательные задачи, используя для их решения богатый арсенал форм, средств и методов.

Основным документом планирования является общешкольный план воспитательной работы, который разрабатывается завучем и утверждается директором спортивной школы.

Помимо этого, в план включаются разделы: культурно-массовая работа, индивидуальная работа, связь с общеобразовательной школой, работа с родителями, связь с командой мастеров.

В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм, которые подразделяются на массовые (с участием всех учебных групп школы), групповые (с участием одной или нескольких групп) и индивидуальные (рассчитанные на отдельных обучающихся).

Ниже приводится перечень форм воспитательной работы, которые можно использовать при составлении плана.

Трудовое воспитание: подготовка и ремонт оборудования и инвентаря, подготовка и уборка мест тренировочных занятий, изготовление и оформление стендов и т. д.), участие в субботниках.

Нравственное воспитание: беседы на этические и спортивно-этические темы, диспуты, читательские конференции, встречи с известными спортсменами, торжественный прием и выпуск воспитанников спортивной школы, проведение торжественных собраний, празднование «дней рождения», посещение театров, музеев, выставок, встречи с деятелями литературы и искусства, походы в кино, экскурсии, турпоходы и др.

Каждое из планируемых мероприятий должно отвечать конкретной воспитательной задаче, а вся воспитательная работа — главной цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

Учитывая ограниченный бюджет свободного времени юных спортсменов, необходимо вести поиск наиболее эффективной организации и использования форм воспитательной работы.

Одним из наиболее эффективных являются комплексные формы воспитательной работы, т. е. такие, которые сочетают в себе элементы всех основных направлений воспитательного процесса. Данные формы предполагают активное участие юных спортсменов в организации, подготовке и проведении планируемых мероприятий под руководством представителей школы, ответственных за их проведение. В свою очередь, тренеры и учителя осуществляют ненавязчивый контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий, оказывая при необходимости действенную помощь.

Подобная организация воспитательного процесса возможна лишь при наличии дружного, сплоченного коллектива тренеров и воспитанников, где успехи и неудачи каждого его члена становятся достоянием и объектом внимания остальных, а общее дело — личной заботой каждого. Активная поддержка со стороны родителей и общеобразовательной школы позволит более плодотворно решать насущные воспитательные проблемы.

В плане воспитательной работы необходимо рационально сочетать массовые формы работы с работой в командах и индивидуальной работой. Оптимальный срок проведения массовых мероприятий — один раз в 2—3 месяца. Использование групповых форм зависит от возраста юных спортсменов, их образовательного и культурного уровня, графика учебно-тренировочных и школьных занятий.

Особое внимание в плане воспитательной работы необходимо уделять работе в спортивно-оздоровительных лагерях, на учебно-тренировочных сборах и во время выезда команды на соревнования в другие города, поскольку условия жизнедеятельности команды (одной или нескольких) имеют свои специфические особенности, которые прежде всего характеризуются отсутствием привычных в обычных условиях факторов воздействия, а именно: семьи, школы, друзей и знакомых. В связи с этим тренер становится главным и единственным руководителем воспитательного процесса, что накладывает на него очень серьезную ответственность. Данные условия имеют и другие, не менее важные особенности. Так, в период сборов у юных спортсменов появляется больше, чем во время учебного года, свободного времени, и если целенаправленно его не организовать, то очень скоро обнаружатся нежелательные явления, порожденные скукой, — карты, курение, конфликтные ситуации и другие проявления недисциплинированности. Поэтому перед выездом на учебно-тренировочный сбор или в спортивно-оздоровительный лагерь тренеру необходимо продумать программу воспитательной работы с учетом целевого назначения сборов, их продолжительности, условий и места проведения, состава участников.

Во время выезда на соревнования воспитательная работа направлена прежде всего на обеспечение устойчивого психического состояния спортсменов, снятия эмоционального перевозбуждения, поддержание дружеских взаимоотношений, обеспечивающих высокую сплоченность коллектива.

Целенаправленное и конкретное планирование воспитательных воздействий позволит тренеру предусмотреть возможность проявления нежелательных явлений и наметить действенные меры их предотвращения.

Общешкольный план воспитательной работы только в том случае окажет действенную помощь в воспитании юных спортсменов, если будет основан на реальном знании всех сторон жизни воспитанников, их интересов, уровня образования и способностей, особенностей характера, семейного положения, ведущих мотивов деятельности, т. е., другими словами, в основе планирования воспитательной работы лежит систематическая и целенаправленная работа по изучению личности воспитанников на каждом этапе педагогического процесса. В сборе подобной информации принимают активное участие все заинтересованные лица — тренеры, учителя, родители, но ведущая роль должна принадлежать тренерам спортивной школы во главе с завучем и директором.

Использование специальных методов педагогики, психологии и социальной психологии для изучения групповых и индивидуальных показателей значительно повысит достоверность и объективность информации, полученной в результате наблюдений и бесед. Проведение подобных обследований группы в течение длительного периода позволит проследить динамику изменения показателей и своевременно скорректировать воспитательную работу в командах.

На основании общешкольного плана воспитательной работы каждый тренер составляет план работы с группой. Форма, по которой составляется план и его основные разделы, соответствует общешкольному плану, однако он должен быть еще более конкретным по содержанию планируемой работы, учитывать особенности данного коллектива. Поскольку коллектив одной группы (команды) более мобилен в своем развитии, чем коллектив школы в целом, нецелесообразно планировать воспитательную работу в нем на длительный период. Наиболее оптимальный срок планирования — 3—4 месяца. Такой период работы позволит тренеру ставить более конкретныс воспитательные задачи, намечая объективные сроки их решения с учетом реальных возможностей группы.

Активная и творческая совместная деятельность тренеров, учителей и родителей — залог дальнейшего совершенствования работы спортивной школы по подготовке высококвалифицированных лыжников и воспитанию гармонически развитых граждан нашего общества.

3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ.

Воспитательную работу нельзя выделить как отдельный, относительно обособленный от

других видов профессиональной деятельности тренера-преподавателя процесс. Вся деятельность тренера-преподавателя и в ходе тренировочных занятий, и при совместном с обучающимися проведении досуга, и на соревнованиях - это все есть воспитательная работа.

Тем не менее, эффективность воспитательной работы во многом зависит от тщательного

выбора методов, средств и форм ее реализации в процессе многолетней подготовки спортсменов.

Методы воспитания юных спортсменов основаны на общих педагогических положениях и в то же время отражают специфику воспитательной работы тренера. Они делятся на следующие группы:

- формирование нравственного сознания (нравственное просвещение);

- формирование общественного поведения;

- использование положительного примера;

- стимулирование положительных действий (поощрение);

- предупреждение и осуждение отрицательных действий (наказание).

Одна из причин разрыва знаний и поведения спортсменов кроется в неумении тренера-преподавателя выстроить методику передачи знаний по вопросам морали и права, обеспечить

связь знаний с личным нравственным опытом спортсмена.

Методы словесного воздействия на личность: рассказ, беседа, диспут.

Информационно-доказательные: рассказ, объяснение, лекция, инструктаж.

Самостоятельный поиск информации: наблюдение, экскурсии, походы.

Обсуждение проблемы: конференция, доклад, дискуссия.

Основные критерии и показатели оценки состояния воспитательной

работы:

- степень соответствия результатов воспитательного воздействия целям воспитательной работы;

- соответствие хода и результата воспитательной работы научным основам, программе и закономерностям воспитательного процесса;

- соответствие действий и поступков спортсменов целям воспитания;

- соответствие характера отношений и нравственной атмосферы в спортивном коллективе целям и задачам воспитательной работы.

Для оценки используются общепринятые методы: наблюдение, беседы, опрос тренеров, врачей, спортсменов, родителей спортсменов, анализ практических

дел и поступков спортсменов, их тренеров, всего коллектива, оценка состояния дисциплины и др.

4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.

2. Повышение социальной активности и заинтересованности учащихся.

3. Формирование мотивов положительной социализации личности, повышения самооценки, адаптация в обществе в целом.

4. Нормализация и регуляция взаимоотношений педагогов и воспитанников.

5. Снижение уровня безнадзорности детей. 6. Социально-ориентированное, адекватное поведение в школе, в спортивной школе и социуме

5. ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Примерный план воспитательной работы на 2023 год

Т

Мероприятия

Контингент

Сроки

Ответственные

11

Собрание в группе, выбор старосты группы, ознакомление с учебным планом на отделении.

Спортсмены

январь

Тренер

22

Родительское собрание.

Участие в военно-патриотической игре «Зарница».

Родители

январь

Тренер

33

«Месячник безопасности» - беседы по ТБ (Методические рекомендации, инструкции)

Спортсмены

февраль

Тренер

54

Международный день гражданской обороны

Спортсмены

март

Тренер

65

День Космонавтики. Участие в общегородских мероприятиях. Клушинский забег.

Родители, спортсмены

апрель

Тренер, родители

76

Поход «Всемирный день здоровья»

Спортсмены, родители

май

Тренер

77

Экскурсия в город Москва на крупнейшие лыжные базы России.

Родители, спортсмены

июнь

Тренер

88

Конференция «Как добиться успеха».

Спортсмены

август

Тренер

99

Поход в деревне Карманово по местам боевой славы, с остановкой на берегу водохранилища.

Спортсмены

сентябрь

Тренер

110

Посещение ДОУ ВДВ. Знакомство с военной подготовкой.

Спортсмены

октябрь

Тренер

111

День матери, поздравление женщин

Спортсмены, родители

ноябрь

Тренер

112

Новогодний праздник

Спортсмены

декабрь

Тренер

Примерный план воспитательной работы на 2023 год

11

Размещение в школах, СМИ информации о мероприятиях, достижениях обучающихся.

Участие в военно-патриотической игре «Зарница».

Спортсмены

январь

Тренер

12

Воспитательная беседа «Здоровый образ жизни»

Спортсмены

январь

Тренер

13

Семейная игра ко Дню Защитников Отечества.

Спортсмены

февраль

Тренер

14

Посещение реконструкции «Лыжный батальон»

Спортсмены

февраль

Тренер

15

С заботой о женщинах, организация мини-концерта для женщин.

Спортсмены

март

Тренер

16

Участие в форуме «Движение первых». Беседы ко Дню Космонавтики.

Спортсмены

апрель

Тренер

17

Игра «Отцы и дети» посвященная международному Дню защиты детей

Спортсмены

май

Тренер

18

Участие в празднике «День физкультурника»

Спортсмены

август

Тренер

19

Кросс-Эггер. Благотворительная акция.

Спортсмены

сентябрь

Тренер

110

День войск гражданской обороны МЧС России. Соревнования.

Спортсмены

октябрь

Тренер

111

Квест-путешествие ко Дню народного Единства.

Спортсмены, родители.

ноябрь

Тренер

112

Лыжня России. Соревнования.

Спортсмены

декабрь

Тренер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта плавание

Общеразвивающая программа по плаванию разработана на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерв...

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта – гиревой спорт

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта – гиревой спорт,  для ДЮСШ...

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "гиревой спорт"

Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "гиревой спорт" создана на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноур...

Авторская программа. Дополнительная общеразвивающая программа по виду спорта "Хоккей"

Актуальность разработки данной программы связана с активным развитием и ростом популярности детского хоккея в стране, городе, необходимостью создания системы подготовки спортсменов в соответствии с со...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «ФУТБОЛ» направленность: физкультурно-спортивная

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДополнительная общеразвивающая программа по футболу (далее Программа) имеет физкультурно-спортивную направленность (формирование основ здорового образа жизни, укрепление здоров...

План работы по созданию безопасных условий тренировочного процесса по виду спорта «Лыжные гонки и биатлон»

План мероприятий по создание безопасных условий при организации образовательного процесса на занятиях по лыжным гонкам и биатлону.Цель: создание безопасных условий образовательного процесса с целью сн...

Рабочая программа по работе с одаренными учащимися по виду спорта «Лыжные гонки и биатлон»

Целью работы является: выявление и развитие физических качеств одаренных обучающихся к лыжным гонкам и биатлону.Задачи:- выявление одаренных обучающихся к виду спорта лыжные гонки и биатлон;- со...