Работа с учащимися ОВЗ в школе
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Хейлик Наталья Владимировна

          Особого  внимания  требует  методика  обучения  математике  в  классах коррекционно-развивающего обучения VII вида, а так же в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_rabota_s_detmi_ovz_na_urokah_matematiki_.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для заседания школьного методического объединения

 МБОУ ООШ №9 г.Геленджик

на тему

«Работа с учащимися ОВЗ в школе»

                                                        Подготовила: учитель математики

                Хейлик Наталья Владимировна

           Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии как в физическом, так и в психологическом, то есть с расстройством поведения и общения; с нарушениями слуха, зрения, с речевыми дисфункциями; с изменениями опорно – двигательного аппарата; с отсталостью умственного развития;  с задержкой психического развития.  Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

          Особого  внимания  требует  методика  обучения  математике  в  классах коррекционно-развивающего обучения VII вида, а так же в классах с детьми ОВЗ, так как обучение математике в этих классах имеет свою специфику. У учащихся  с  задержкой  психического  развития,  при  изучении  предмета возникают  серьезные  проблемы,  связанные  с  тем,  что  объем    знаний  по математике  минимален,  приемы  общеурочной  деятельности  не сформированы,  ослаблены  память  и  внимание,  мыслительные  процессы протекают  медленно.  

          А дети ОВЗ, имеющие другие виды заболеваний, лежат помногу в больницах, поэтому вынуждены пропускать много уроков.  Из-за этого они отстают   от своих сверстников.  Сейчас есть специальные школы  для таких детей- инвалидов со специальной программой обучения. Но не все дети ОВЗ посещают такие школы, а учатся в обыкновенных школах наряду  с обычными детьми. Им с трудом даётся усвоение материала. Содержание  учебного  материала,  темп  обучения, требования  к  результатам  обучения,  как  правило,  оказываются  для  детей  с ОВЗ  непосильными. Это    не  позволяет  им  активно  включаться  в  учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

 

Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:

· развитие зрительного восприятия и узнавания – пример: при обучении выполнять действия с выражениями, содержащими буквы, я обозначаю буквы через какие-то предметы, находящиеся в классе и спрашиваю, можно ли сложить например, книгу и ручку, и таким образом делается вывод.

· развитие пространственных представлений и ориентации- работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве;

· развитие основных мыслительных операций- используются игры на умение анализировать, сравнивать, обобщать;

· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы. Есть у меня ученик 8 класса Рустам. Я с самого начала работы с ним старалась хвалить за малейшие его успехи, чтобы стимулировать его к учёбе иногда ставила завышенные оценки, так как он никак не может выучить таблицу умножения, разрешала ему пользоваться калькулятором на уроках. После объяснения  новой темы, другие ученики начинают решать самостоятельно, а я присаживаюсь к нему за парту и начинаю заново объяснять ему материал. Следовательно, и он идёт мне навстречу, начинает работать.

· обогащение словаря- для этого стараюсь, чтобы ученики вслух решали задания.

· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках- с  Азалией – ученицей VIII типа из этого же класса иногда приходится заниматься отдельно, чтобы она усвоила элементарные навыки вычислений. Один раз половину урока я потратила на то, чтобы она смогла научиться делить числа. Другого  ученика Радмила я учила решать задания ОГЭ. Когда дошли до решения простейших неравенств и систем неравенств, я его научила за 1 час решить 5 примеров. На другой день он пришёл и не смог решить ни одну из этих задач. Пришлось заново учить их решать. И это продолжилось целых 5 дней, в результате чего он всё-таки смог решить самостоятельно 4 примера из 5.

          Поэтому при обучении детей ОВЗ нужно вооружиться огромным терпением, доброжелательностью к ученику, признавать его, как личность. Только при этих условиях будет достигнуто взаимопонимание и будет результат. Конечно, сейчас, когда мы готовим учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, это оказывается непосильной работой.  И то, что есть ГВЭ для таких детей, очень нам помогает в нашей работе.

      Следовательно, я думаю, что при организации учебно – воспитательного процесса нужно использовать  следующие подходы:

  • замедленный темп обучения;
  • предупреждение умственных и физических перегрузок (структурное упрощение содержания обучения;
  • дозировка нагрузок и смена видов деятельности, например, одним видом деятельности учащиеся могут заниматься не более 10 – 15 минут;
  • соблюдение охранительного режима, например, смена умственной и двигательной активности);
  • использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения правильное их сочетание-  это методы сравнения, демонстрации, беседы, работы с книгой.
  • организация многократных вариативных повторений и упражнений по применению знаний и умений в разных учебных и жизненных ситуациях;
  • наглядно – практический характер обучения;
  • опора на знания и жизненный опыт учащихся;
  • установление логических связей в изучаемом материале через внутри предметные и межпредметные связи.

    Специфика применения словесных,  наглядных и практических методов обучения  диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, а, следовательно, важно сочетать эти методы.

Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками выбираются те или иные методы для конкретного урока:

  1. Метод сравнения- большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.
  2. На этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы применяется метод демонстрации. Он, как правило, применяется в сочетании с другими методами. Демонстрируются реальные объекты, все виды учебно-наглядных пособий. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства.
  3. Беседа — это вопросно-ответный метод обучения. Он используется на всех этапах процесса обучения. Применяются беседы для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся.
  4. Работа с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Главная цель обучения работе с книгой — это приобретение знаний и в некоторой мере — подготовка к самообразованию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как построить работу с учащимися в школе, опаздывающими на уроки и удалёнными с урока за плохое поведение. (Из моего опыта работы)

Раскрыта форма работы с учащимися опаздывающими на уроки в школу, мешающими во время урока своим одноклассникам плохим поведением. Предложена форма журнала учёта таких детей, карта учёта опоздавших. Э...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Статья: Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  п...

Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету

Организация  внеклассной  работы  с  учащимися  по  озеленению  школы  как  один  из  способов активизации  интереса  к  предмету...

Лексико-грамматическая контрольная работа для учащихся 7 классов школ с углубленным изучением английского языка

Данная контрольная работа состоит из трех заданий и проверяет навыки и умения работы с лексико-грамматическим материалом. Первое задание связано с умением поставить глаголом в необходимое грамматическ...

«Организация домашней учебной работы учащихся школы в условиях введения ФГОС ОО. Опыт организации домашней учебной работы учащихся в зарубежных школах»

     Важное отличие домашних работ в связи с введение ФГОС то, что домашняя работа выполняет образовательную, развивающую и воспитательную функции, а не сводится к выполнению тог...

Формы работы с учащимися МБОУ «Средняя школа №18» по военно-патриотическому воспитанию.

В статье рассматриваются формы работы с учащимися МБОУ «Средняя школа №18» по военно-патриотическому воспитанию....