Использование визуального контента в преподавании и его подготовка с помощью нейросетей
статья

Джура Полина Сергеевна

В статье рассматривается роль визуального контента в повышении вовлеченности учащихся на уроках в условиях клипового мышления. Описаны практические примеры использования иллюстраций на этапах целеполагания, введения новой лексики и контроля знаний. Особое внимание уделено использованию нейросетевых технологий для создания визуального материала. Приведены рекомендации по составлению текстовых запросов (промтов) для генерации изображений, что позволяет оптимизировать процесс подготовки к урокам и повысить их методическую эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_o_generatsii_izobrazheniy.docx73.95 КБ

Предварительный просмотр:

Использование визуального контента в преподавании и его подготовка с помощью нейросетей

Современные образовательные технологии и методики требуют высокой включенности учащихся на всех этапах урока. Активное участие школьников способствует более успешному освоению учебной программы. Однако учителя всё чаще сталкиваются с феноменом клипового мышления, которое проявляется в склонности учащихся воспринимать информацию фрагментарно, короткими яркими образами. Это ставит перед педагогами задачу адаптации материала к особенностям восприятия современных детей, что включает использование визуального контента как важного элемента урока.

Подготовка качественного визуального материала, соответствующего требованиям урока, нередко требует значительных временных затрат. Современные технологии, в частности нейросети, позволяют оптимизировать этот процесс. Генерация изображений на основе текстовых запросов предоставляет учителям новые инструменты для создания и адаптации материалов. В статье рассматриваются примеры использования визуального контента на различных этапах урока, а также практические рекомендации по его созданию с помощью нейросетей.

Использование визуального контента на уроке

  1. Этап активного целеполагания
    Активное целеполагание, предусмотренное стандартами ФГОС, является важным инструментом повышения вовлеченности учащихся. В своей практике я часто использую иллюстрации для стимулирования обсуждения темы урока. Подобранное изображение помогает учащимся самостоятельно озвучить предполагаемую тему, обсудить её содержание и определить, какие знания и навыки им понадобятся для общения на иностранном языке в рамках данной темы. Например, при изучении темы «Погода» можно использовать иллюстрации с различными погодными условиями, которые побуждают учеников предполагать, какие слова и выражения будут изучены.
  2. Введение новой лексики
    Визуальный контент незаменим при знакомстве с новой лексикой, особенно при использовании беспереводного метода. Иллюстрации позволяют учащимся соотносить слова с изображениями, что способствует лучшему запоминанию и развитию ассоциативного мышления.
  3. Контроль и проверка знаний
    На этапе контроля знаний иллюстрации помогают сделать задания более интересными и доступными. Например, ученики могут соединять слова с соответствующими изображениями, использовать картинки для пересказа историй или расставлять последовательность услышанных текстов на основе картинок. Такие задания способствуют развитию навыков аудирования, говорения и чтения.

Генерация визуального контента с помощью нейросетей

Среди множества современных инструментов генерации изображений особенно полезными для педагогов являются нейросети. Российские разработки, такие как «Шедеврум» и Telegram-бот «Кандинский», а также зарубежные платформы, например, Ideogram и , позволяют создавать иллюстрации по текстовому описанию.

Для получения качественного результата важно составить подробный запрос (промт). В промте необходимо указать:

  • описание ключевого объекта (размер, форма, цвет);
  • стиль изображения (реалистичный, мультфильм, аниме, советский и др.);
  • дополнительные детали, например, цвет фона.

При создании материалов для черно-белой печати в промте рекомендуется указывать «контурное изображение, черно-белое». Например, для темы «Фантастическое животное» мне понадобилась иллюстрация гибрида петуха и козла. Сложность заключалась в том, что ни одна из нейросетей не смогла корректно интерпретировать запрос без ключевого слова «гибрид». Также опыт показывает, что более качественные результаты достигаются при составлении запроса на английском языке. Для создания иллюстрации ниже был использован запрос на английском языке, примерный перевод которого выглядит так: Это гибридное существо, сочетающее мужские черты петуха с силой и ловкостью козла. Мужской Хенгоат обладает мускулистым, крепким телом козла с широкой грудью и мощными конечностями. Его тело покрыто короткой, толстой шерстью в оттенках черного, коричневого или серого. Вдоль спины и плеч появляются пятна ярких, переливающихся петушиных перьев. Голова больше напоминает петуха, с острым золотистым клювом и ярким, бдительным выражением. На голове сидит большой, заметный гребень, ярко-красного цвета. Существо имеет пару больших, изогнутых козьих рогов. Передние ноги сильные и мощные, типичные для козла, заканчивающиеся копытцами. Задние ноги напоминают петушиные, заканчивающиеся острыми золотыми когтями.

Использование визуального контента открывает новые возможности для повышения вовлеченности и мотивации учащихся. Благодаря нейросетевым технологиям процесс подготовки материалов становится более гибким и быстрым, что позволяет учителям уделять больше времени методической и педагогической составляющей уроков. Включение иллюстраций на различных этапах урока не только делает занятия более увлекательными, но и помогает развивать когнитивные навыки школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Развитие учащихся через применение на уроках  схем, таблиц, опорных конспектов и составление  планов....

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Методическая разработка "Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"

Визуальное расписание - это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-либо событий или занятий. Визуальное расписание - это способ удержать в поле внимани...

"Использование визуального расписания в работе учителя с детьми с ТМНР"

Визуальное расписание является одним из методов альтернативной коммуникации. Данный метод применяется при обучении детей с рассройствами аутистического спектра, а также при обучении детей с умеренной ...

Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"

Сертификат участия в Круглом столе "Использование цифрового контента"...

Рекомендации по использованию визуального режима дня (расписания).

Предложены рекомендации для родителей и педагогов....