ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии на тему
Развитие учащихся через применение на уроках схем, таблиц, опорных конспектов и составление планов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить»
Т. Эдисон
Учащиеся школы в основном имеют средние учебные способности, хотя есть и одаренные дети, и учащиеся, занимающиеся по программе коррекционной школы.
Свою работу строю на принципе дедукции (от общих положений к частному). Дедукция заложена в направлении развивающего обучения, разработанного Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Сама технология опирается на познавательный интерес ребенка.
Принцип построения опорно-схематический конспект (ОСК) мною был изучен в работе Л.В. Ребровой и Е.П. Прохоровой, которые опирались на опыт Виктора Федоровича Шаталова. Суть опыта Шаталова проста – прежде всего, активизирующая направленность, систематизация знаний.
Основная задача моих уроков научить детей мыслить, рассуждать.
Мною в зависимости от уровня формирования класса и возраста детей часто на уроках используются схемы-рисунки, структурно- логические схемы, таблицы и опорно-схематические конспекты.
Процесс визуализации информации позволяет свёртывать содержание в емкий наглядный образ. Создание внутреннего свёртывания содержания осуществляется благодаря информации, поступающей по всем каналам восприятия, что положительно влияет на качество усвоения материала. Способность к визуализации абсолютно необходима для успешного формирования знаний по всем предметам.
Большое место в визуальных приёмах занимают таблицы, которые позволяют систематизировать материал, вычленить главное.
На начальном этапе при работе с таблицами допускался ряд ошибок. Учащиеся старались вместить в таблицу всю информацию, находящуюся в учебнике, не могли выделить в тексте главное.
ОСК позволяет применять разнообразные методы обучения, от репродуктивных до частично-поисковых и проблемных методов, использовать несколько вариантов развития логического мышления:
- возможность воспроизвести полный текст по ОСК;
- восстановить ОСК в тетради или на доске.
Существенную помощь в выработке умения написания ОСК может оказать использование такого приёма, как решение и составление кроссвордов, синквейнов, планов, конспектов.
Всё это помогает учащимся мыслить обобщенно, вычленять главное.
Особенно это необходимо уметь в старших классах, когда объём информации увеличивается.
Первоначальная трудность при воспроизведении ОСК – это то, что учащиеся с максимальной точностью стараются воспроизвести ОСК и затрудняются правильно использовать предметную риторику, поэтому на первых уроках не могут восстановить ОСК.
Трудности в применении ОСК заключаются ещё в том, что для их создания необходимо много времени на уроке, а его иногда не хватает из-за большого объема учебной информации.
Одна из причин затруднений при работе с ОСК – это многолетняя привычка расслабления после опроса, усиление невнимательности при изучении нового материала. Все эти трудности исчезают при работе с ОСК в системе. В дальнейшем ребята мобилизуют своё внимание, знания.
За время работы с ОСК было выявлено, что у учащихся старших классов уровень самостоятельной работы с текстами повышается, формируется индивидуальная система биологических, химических взглядов.
Визуальные методы в развивающемся обучении мною используются, из урока в урок, в разноуровневых классах, начиная со среднего звена. Заметно, что ученики легче разрешают проблемные вопросы, связывают е знания со своей практической жизнью, лучше разбираются в закономерностях, ориентируются в существующих теориях, понимают связи различных разделов биологии, химии, а также их связи с другими науками. При этом у учащихся создаётся такое отношение к курсам, при котором выстраивается система знаний, а не совокупность утверждений, необходимых для заучивания. В ходе работы каждый ученик приобретает свою систему биологических, химических представлений, свою картину мира, гибкие знания, которые может использовать в любой образовательной деятельности. Познавательный интерес к предметам также возрос, что, в свою очередь, повысило уровень знаний учащихся.
Учитель биологии и химии
МКОУ «Репинская СОШ»
Ильина Т.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...
Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"
Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс)....
Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»
Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»...
«Использование психологических методов в преподавании биологии».
Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...
"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"
Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...
Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе
Цель мастер-класса: показать применение на уроках биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...
Использование психологических методов в преподавании биологии
В статье рассматриваются психологические методы: идентификации, эмпатии и рефлексии, направленные на восприятие и отношение к природным объектам....