ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
методическая разработка по биологии на тему

 Развитие учащихся через применение на уроках  схем, таблиц, опорных конспектов и составление  планов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

                                                                                               «Важнейшая задача цивилизации –

                                                                                                    научить человека мыслить»

                                                                                                                            Т.  Эдисон

Учащиеся  школы в основном имеют средние учебные способности, хотя есть и одаренные дети, и учащиеся,  занимающиеся по программе коррекционной школы.

    Свою работу строю на принципе дедукции (от общих положений к частному). Дедукция заложена в направлении развивающего обучения, разработанного                        Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка. Сама технология опирается на познавательный интерес ребенка.                  

Принцип построения опорно-схематический конспект  (ОСК) мною был изучен в работе Л.В. Ребровой и Е.П. Прохоровой, которые опирались на опыт Виктора Федоровича Шаталова. Суть опыта Шаталова проста – прежде всего, активизирующая направленность, систематизация знаний.

    Основная задача моих уроков научить детей мыслить, рассуждать.

 Мною в зависимости от уровня формирования класса и возраста детей часто на уроках используются схемы-рисунки, структурно- логические схемы, таблицы и опорно-схематические конспекты.

     Процесс визуализации информации позволяет свёртывать содержание в емкий наглядный образ. Создание внутреннего свёртывания содержания осуществляется благодаря информации, поступающей по всем каналам восприятия, что положительно влияет на качество усвоения материала. Способность к визуализации абсолютно необходима для успешного формирования знаний по всем предметам.  

    Большое место в визуальных приёмах занимают таблицы, которые позволяют систематизировать материал, вычленить главное.

     На начальном этапе при работе с таблицами допускался ряд ошибок. Учащиеся старались вместить в таблицу всю информацию, находящуюся в учебнике, не могли выделить в тексте главное.

      ОСК позволяет применять разнообразные методы обучения, от репродуктивных до частично-поисковых и проблемных методов,  использовать несколько вариантов развития логического мышления:

-   возможность воспроизвести полный текст по ОСК;

-   восстановить ОСК в тетради или на доске.

 Существенную помощь в выработке умения написания ОСК может оказать использование такого приёма, как решение и составление кроссвордов, синквейнов,  планов, конспектов.

   Всё это помогает учащимся мыслить обобщенно, вычленять главное.

   Особенно это необходимо уметь в старших классах, когда объём информации увеличивается.

    Первоначальная трудность при воспроизведении ОСК – это то, что учащиеся с максимальной точностью стараются воспроизвести ОСК  и затрудняются правильно использовать предметную риторику, поэтому на первых уроках не могут восстановить ОСК.

   Трудности в применении ОСК заключаются ещё в том, что для их создания необходимо много времени на уроке, а его иногда не хватает из-за большого объема учебной информации.

    Одна из причин затруднений при работе с ОСК – это многолетняя привычка расслабления после опроса, усиление невнимательности при изучении нового материала. Все эти трудности исчезают при работе с ОСК  в системе. В дальнейшем ребята мобилизуют своё внимание, знания.

  За время работы с ОСК было выявлено, что у учащихся старших классов уровень самостоятельной работы с текстами повышается, формируется индивидуальная система биологических, химических взглядов.

  Визуальные методы в развивающемся обучении мною используются, из урока в урок, в разноуровневых классах, начиная со среднего звена. Заметно, что ученики легче разрешают проблемные вопросы, связывают е знания со своей практической жизнью, лучше разбираются в  закономерностях, ориентируются в существующих  теориях, понимают связи различных разделов биологии, химии, а также их связи  с другими науками. При этом у учащихся создаётся такое отношение к курсам, при котором выстраивается система знаний, а не совокупность утверждений, необходимых для заучивания. В ходе работы каждый ученик приобретает свою систему биологических, химических представлений, свою картину мира, гибкие знания, которые может использовать в любой образовательной деятельности. Познавательный интерес к предметам  также возрос, что, в свою очередь, повысило уровень знаний учащихся.

     

Учитель биологии и химии

МКОУ «Репинская СОШ»

                                                                                                                        Ильина Т.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможностях использования инновационных методов на уроках биологии в 10 классе

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и тесней...

Методическая разработка урока с использованием ЭОР "Методы исследования в биологии"

Предлагаемая методическая разработка "Методы исследования в биологии" составлена с учетом требований ФГОС ООО (программа В.В. Пасечника, линия "Вертикаль", 5 класс)....

Презентация «Использование игрового метода на уроках биологии»

Презентация «Использование  игрового метода на уроках биологии»...

«Использование психологических методов в преподавании биологии».

Работа «Использование психологических методов в преподавании биологии» показывает возможность использования психологических методов при изучении биологии.Психологические методы эмпатии , идентификации...

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Мастер класс:"Все повторится вновь". Использование эвристических методов в преподавании биологии и экологии в школе

Цель мастер-класса: показать применение на уроках  биологии эвристических методов обучения. Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятель...

Использование психологических методов в преподавании биологии

В статье рассматриваются психологические методы: идентификации, эмпатии и рефлексии, направленные на восприятие и отношение к природным объектам....